Методическая статья по педагогике

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий учитель - веление времени.

Качественное обновление на основе ФГОС второго поколения коснулось всех сфер нашей жизни. Оно органически связано со всеми задачами, которые должна решать школа в ХХ1 веке.
Сейчас перед школой остро поставлен заказ: воспитать человека, способного мыслить по - новому, не просто способного овладевать знаниями, а способного и далее добывать необходимые знания и уметь претворять их в жизнь с пользой для страны.

Поэтому сейчас просто «добросовестный « учитель», исполняющий свои обязанности, не является актуальной фигурой в школе. Федеральные стандарты требуют от учителя быть интересной личностью, способной увлекать учеников, не только своими уроками, а и широтой своих интересов, и своим активным отношением к жизни.

Сегодня творческий подход к обучению - это отступление от урочного шаблона, где вопросно - ответная система занимала главенствующую позицию, где знания были необходимы, только для воспроизведения.

И сейчас мы говорим о творчестве не как о новшестве ради новшества, а говорим об учителе, который обязательно должен быть творческим.

Каковы же черты, присущие творчески работающему учителю?


  • Это люди, которые в наши дни решения широкомасштабных задач, поставленных перед школой, выполняют и пишут книгу педагогического творчества своей практикой и своими работами;

  • Это люди, у которых высший уровень образования, стержнем которого является философское видение жизни. И на основе этого выстраивается педагогическое образование.

  • Это люди, которые могут мысленно проникнуть во «внутреннее хозяйство»

  • учебно - воспитательного процесса, а не скользить по поверхности, улавливая лишь внешние его свойства.

  • Это люди, которые всегда в содружестве с педагогической наукой, руководствуются ею в своих творческих исканиях.

Какой же уровень педагогического мышления позволяет учителю работать творчески?

Педагогическое мышление -это способность подходить к фактам с теорией и одновременно обогащать теорию новыми педагогическими фактами..

Этому невозможно обучить заранее. Только на практике учитель убеждается, что одинаковых учеников нет, а есть учащиеся, характеризующиеся одним уровнем реальных учебных возможностей.

Педагогическое мышление позволяет творческим учителям точно определить уровень учебных возможностей и воспитанности учащихся, оценивая их сегодняшнее состояние. Это позволяет выбрать действенные пути решения появляющихся проблем, выбрать правильный способ преодоления возникших сложностей. Это гарантирует меньшее число ошибок в работе.

Творческого учителя всегда отличает то, что он живет не только сегодняшним днем и не только для себя. Он не требует награды, не вычисляет своих заслуг, а постоянно сам с собой соревнуется, почти всегда недоволен собой, старается завтра сделать лучше, чем сегодня.

Истинного учителя - мастера, творческого учителя отличает особый строй души, такие прекрасные человеческие качества, как совестливость, доброта, чувство справедливости, бескорыстие во всем, способность к дружескому обмену результатами своего труда. Это и постоянная душевная боль, тревога за школу, за ее сегодняшнее состояние.

Вот почему путь к творчеству закрыт для людей, не любящих детей, злых, не вовремя постаревших душой, несправедливым, равнодушным, без идеалов, без повседневной борьбы с самим собой.

Педагогическое мастерство ниоткуда не может взяться. Это материализация зревшей и существовавшей в сознании учителя педагогической идеи, идеала, во имя достижения которого он и превращает свои способности, знания, ум, чувства и долю в активную силу и педагогическое искусство.

Педагогическое мастерство - это когда урок, его тема, методы ведения отмечены личностным видением, т.е. личностным пристрастием, эмоциональными переживаниями, собственными этическими критериями.

О творческих учителях говорят: «Он имеет свое лицо, свой почерк, свой стиль!».

На любом уроке творческого учителя правильно решены проблемы выбора задач, отбора содержания, оптимального сочетания методов, четкой ориентации в уровне реальных возможностей учащихся класса.

Здесь все оправдано: четко продуманы базовые точки, отобраны компоновочные данные, найден верный ритм, позволяющий проявиться и мыслям, и чувствам каждого учащегося класса.

Если учитель в конце урока почувствует, что ученики не просто присутствовали на уроке, а активно были вовлечены в решение проблем, поставленных на уроке; если они не только задавали вопросы, но и сами были вовлечены в поиск ответов на них; то, это значит, что учитель уже в творческом поиске или уже вступил на путь педагогического мастерства.


© 2010-2022