- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг Адаптация в коллективе
Тренинг Адаптация в коллективе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кабышева Б.Н. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Кабышева Ботагоз Нурлубековна
Социальный педагог Горьковской средней школы
СКО Акжарский район
Тема «Адаптация в коллективе»
(для молодых специалистов)
Цели
Адаптация педагогов пришедших работать в школу. Снятие эмоционального напряжения, связанного с началом работы в школе с различными возрастными категориями детей. Актуализации личности ресурсов, активизация творческого потенциала учителя.
Задачи
Снятие эмоциональной нагрузки, настрой на готовность к творческой работе, осознание своей профессиональной роли, повышение уверенности, закрепление навыков взаимодействия членов педагогического коллектива для решения общих задач.
Оборудование и материалы: «Орехи», «Морские камушки», бумага, фломастеры, музыка.
Участники: молодые специалисты, прибывшие работать в школу.
Приветствие.
Участники стоят в кругу и по очереди называют свое имя, сопровождая его каким-нибудь жестом
-
Разогрев.
Молодые специалисты сидят в кругу. Ведущий предлагает им порефлексировать по поводу своего нового состояния, связанного с началом учебного года, отметить свои эмоции положительные и отрицательные. Участники высказываются по желанию.
-
Упражнение «Что значит для меня слово школа?»
Ведущий: Я прошу вас (по кругу), особо не задумываясь, ответить на этот вопрос. Ответьте первой пришедшей в голову фразой. Например: «Для меня школа - это реализация моих профессиональных возможностей»
-
Упражнение «Орех»
Цель: Осознание индивидуальности каждого участника, собственного взаимодействия.
Каждому человеку в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как он определил свои орех. На обсуждении обычно говориться, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жестокой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое.
-
Основная часть (10 минут)
Проведение игры «Построим школу»
Данное упражнение хорошо работает на сплочение коллектива. В любом коллективе есть творческие люди и люди бюракротического склада. Как правило, эти две категории с трудом находят взаимопонимание. Игра дает возможность посмотреть, насколько важно для работы являются обе эти позиции.
Ведущий: Прошу вас разделиться на группы произвольном порядке. Представьте, что профессия педагога стала высокоценимой, и вот открыли новую школу. В ней объявлен на лучший педколлектив. Ваши задачи: 1) распределить роли в ваших малых группах; 2) сформулировать и записать краткие должностные инструкции для каждого члена коллектива; 3) сформулировать девиз вашего учебного заведения.
Участники представляют свои работы.
Проведение конкурсного задания
Задание: организовать агитационную кампанию на тему «Зачем учиться в нашей школе? Зачем мне нужен ваш предмет?».
Условия: кампания должна быть зрелищна и убедительна, и проведена с оформлением всей необходимой документации (приказа директора школы, краткой стенограммы заседания педсовета и пр.).
Представление конкурсных работ
Обсуждение: что было трудным, что мешало в выполнении данного задания? Какие основные проблемы возникли?
-
Ситуация из жизни.
Участникам предлагается разыграть различные ситуации, характерные для детей данного возраста. Для этого они произвольно делятся на пары: ребенок - педагог. Каждая пара получают одну ситуацию и разыгрывают ее, показывая реакцию учителя.
Для разыгрывания предлагаются следующие высказывания детей:
- «Помогите мне переодеться на прогулку. У меня ничего не получается!»;
- «Я не буду писать, я устал, я не хочу…»;
- «Я поднимаю руку - поднимаю, зову ее - зову, а она…»;
-«Я хочу к маме …» (плачет);
- Ребенок ходит по классу во время занятия: «Мне хочется поиграть в конструктор, я потом сделаю…»;
- «А Маша меня обижает…».
Обратная связь: что понравилос,/не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, насколько было комфортно, какие впечатления.
-
Упражнение «Мои ресурсы»
Дополнительный материал: конфеты «Морские камушки».
Участники угощаются конфетами и по количеству взятых конфет называют свои ресурсные качества и способности - «что у меня есть, чтобы быть успешным».
-
Игра «Пьедестал»
Участники по очереди поднимаются на импровизированный «пьедестал» (стул), а остальные говорят ему разные комплименты «Мы уверены, что в этом году ты отлично справишься потому что ты…»
-
Ритуал прощания
Проведение игры «Салют»
Цель: снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов.
Каждый по очереди заканчивает предложение «Я стану великим мастером на своих уроках, потому что я …»
Каждый участник, протягивая руку, называет качества, которые есть у нас всех - педагогов, и которые помогут нам в этом учебном году.
Заключение
В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок, именно таким должен быть каждый молодой педагог. И именно таким я желаю вам быть!
Горьковская средняя школа
Разработка занятия
(для молодых специалистов)
Кабышева Б.Н.