Психологическое сопровождение учащихся с девиантным поведением в учреждениях начального профессионального образования

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение учащихся с девиантным поведением в учреждениях начального профессионального образования.



Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Причины - отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменений ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений.

Для предупреждения и эффективной коррекции девиантного поведения у подростков важнейшим направлением является его психологическое сопровождение. Основой психологического сопровождения является комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности, ее формирования как субъекта жизнедеятельности. Проблема психологического сопровождения учащихся девиантного поведения широко освещена в современной литературе. Среди авторов изучавших данный вопрос: И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, С.А.Беличева, Е.Д.Змановская, А.Е. Личко, И.В.Рожков и др.

Психологическое сопровождение учащихся с девиантным поведением является неотъемлемой частью работы педагога-психолога. В связи с этим нами была поставлена цель: изучить формы и методы психологического сопровождения, коррекции и профилактики отклоняющего поведения

учащихся старшего подросткового возраста.

Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи:

разработка комплекса мероприятий, направленных на коррекцию и профилактику девиантного поведения у учащихся; повышение уровня психологических знаний у педагогических работников лицея, родителей учащихся с помощью форм и методов психопрофилактической работы;

проанализировав результаты исследования, сформулировать выводы и рекомендации.

Работа велась в трех направлениях:

  1. Психологическое сопровождение учащихся девиантного поведения.

  2. Групповая и индивидуальная работа с педагогическими работниками с целью повышения уровня знаний в области девианталогии.

  3. Оказания психолого-педагогической помощи семьям девиантных подростков с позиции комплексного подхода.

Первое направление. Для выявления группы учащихся с признаками девиантного поведения была проведена беседа с классными руководителями, педагогами, мастерами производственного обучения, наблюдение за учащимися во время учебного процесса, на переменах. С этой целью использовалось описание «проявлений асоциальной субкультуры среди несовершеннолетних» выделенных И.П.Башкатовым. [2]

С данными учащимися была проведена методика Леонгарда -Шмишека,[4] которая позволила определить типы акцентуации характера учащихся.

При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места". Так как подростковый возраст является кризисным, особенности характера подростка часто заостряются. В связи с этим, под воздействием продолжительных психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При этом для каждого типа акцентуации существуют свои более и менее характерные формы девиантного поведения.

Также нами была проведена методика склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орел [11]. Данная методика состоит из семи шкал, которые помогли определить у учащихся склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению.

На основе полученных результатов была создана группа учащихся с девиантным поведением. С ними проводилась психокоррекционная работа. Для этого были использованы такие формы работы, как:

1. Методика Филоновой Л.Б.[11], установление контактного взаимодействия с учащимися. Учащиеся с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, психологу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Для того, чтобы установить контакт с подростком нами использовалась данная методика.

Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения. Наше взаимодействие с учащимися разворачивалось на шести стадиях: расположение к общению; поиски общего интереса; выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств; выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств; адаптивное поведение партнеров; установление оптимальных отношений.

На каждой стадии использовалась специфическая тактика взаимодействия, и решались конкретные задачи. Методика контактного взаимодействия помогла установить контакт с учащимися девиантного поведения, что плодотворно сказалась на дальней шей индивидуальной и групповой работе.

2. Программа занятий с элементами тренинга «Коррекция и социальная адаптация учащихся с девиантным поведением».

Цель программы: коррекция девиантного поведения учащихся, психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса подростка.

Программа состоит из 5 блоков занятий с элементами тренинга.

  1. Вводная часть предназначена для знакомства с группой и активизации на дальнейшую работу.

  2. Снижение уровня тревожности.

  3. Обучение техникам контроля над эмоциональными состояниями. Развитие навыков саморегуляции.

  4. Формирование навыков конструктивного общения.

  5. Развитие эмпатии и самооценки.

Второе направление. Организация работы по психологическому сопровождению учащихся девиантного поведения в учреждениях профессионального образования невозможна без высокой педагогической культуры каждого педагога и коллектива в целом, создания атмосферы позитивной поддержки любого, самого сложного воспитанника.

Главное условие успеха - это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения. Для осуществления данной работы необходимо знать психологию личности, возрастные особенности, причины девиантного поведения, формы и методы работы с данной категорией учащихся.

С целью выявления психологических затруднений в работе педагогов с учащимися девиантного поведения; изучения причин девиантного поведения; оказания практической помощи в организации профилактической, коррекционной и развивающей работы с данной категорией учащихся в лицее была разработана программа «Повышение психологической компетенции педагогов лицея в работе с учащимися девиантного поведения».

В ходе реализации программы были проведены семинары, занятия с элементами тренинга, разработаны рекомендации для педагогов по работе с учащимися девиантного поведения, рекомендации для классных руководителей по работе с родителями учащихся склонных к отклоняющемуся поведению.

Третье направление. Данная работа была направлена на оказание психолого-педагогической помощи семьям девиантных подростков с позиции комплексного подхода.

В настоящее время в современном обществе неуклонно растет число неблагополучных семей, которые, как известно, не выполняют полноценно свои воспитательные функции и в соответствии с данным критерием являются дисфункциональными. Как правило, в таких семьях преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия и в целом имеет место факт нарушения внутрисемейных отношений. Они проявляются в неадекватных воспитательных установках, нарушают процесс семейной социализации и способствуют формированию девиантного поведения детей из этих семей.

В связи с этим особо актуальной является проблема оказания психолого-педагогической помощи семьям девиантных подростков с позиций комплексного подхода.

Информационно-просветительская работа с родителями имела цель профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью мы знакомили родителей с теми формами семейных отношений, которые могут привести к негативным отклонениям в поведении подростков.

Работа с родителями была направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении подростков. Нами были использованы следующие формы работы с родителями: семинары, родительские собрания, круглый стол, занятия с элементами тренинга.

Групповая работа с родителями преследовала следующие цели: изменение отношения родителей к своему ребенку в сторону принятия; развитие конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций с подростком и в супружеских отношениях; формирование благоприятного семейного микроклимата способствующего раскрытию личностного потенциала подростка.

Проведение занятий оказался одним из самых трудных этапов работы с родителями. Так как 35% родителей считали, что попытки изменения поведения ребенка за счет внесения корректив в стиль взаимодействия с ним бесполезны.

В результате проведенной работы, по всем направлениям нами были получены следующие результаты: на 59% снизилось количество учащихся с девиантным поведением в группе.

Таким образом, можно сделать вывод: что факторами психологического сопровождения учащихся лицея склонных к девиантному поведению является диагностика склонности к отклоняющему поведению, работа психолога с педагогическим коллективом, родителями, а проведение специально организованных занятий с элементами тренга, индивидуальной работы способствует эффективной коррекционной и профилактической работе педагога-психолога.

Библиографический список

  1. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Наука, 1999.

  2. Башкатов И.П. Признаки отклоняющегося поведения, М.,2005.

  3. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004.

  4. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

  5. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001.

  6. Логиновских Н. Служба сопровождения - необходимые условия развития ребенка. //Наука и образование Зауралья// 2001г. №1

  7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник.

  8. Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.

  9. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике, М., 2003г..

  10. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.

  11. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. //Дети с девиантным поведением// М., 2003г.

  12. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М., 2003.

  13. Эйдемиллер Э.Г. "Методы семейной диагностики и психотерапии». Москва & Санкт-Петербург: "Фолиум", 1996 г.


© 2010-2022