- Преподавателю
- Школьному психологу
- Занятие по психологии «Путешествие в страну Добра»
Занятие по психологии «Путешествие в страну Добра»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Демакова Т.А. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Путешествие в Страну Добра
Демакова Татьяна Анатольевна, психолог гимназии №26 г. Жезказган
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Задачи урока:
-
Развивать осознанное поведение в жизненных ситуациях; умение видеть и анализировать поступки окружающих;
-
Развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;
-
Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.
Методы: беседа, инсценировка, обсуждение, анализ ситуации , дидактические упражнения «Сад доброты», «Ящик ощущений», « 2 стакана воды», «Продолжи предложение»
Оформление: плакаты «Домик добра», «Домик зла» « Радуга добра», ящик ощущений с предметами (мягкая игрушка, колючка), аудиозапись песни Ю .Энтина «Дорогою добра»
Ход урока:
Дети под музыкальную запись песни «Дорогою добра» входят в кабинет Учитель приветствует гостей.
Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня.
Здравствуйте, все, кто верит доброте.
Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,
Делится счастьем своим Круг радости
Я с большим удовольствием приглашаю вас в наш «круг радости». Посмотрите, какой приятный сюрприз приготовил «круг радости». Это самая настоящая радуга добра: красные сердечки - это добрые отношения в семье, оранжевые - это добрые отношения с друзьями, зеленые - это добрые отношения к природе, желтые - это доброе отношение ко всему окружающему миру , голубые - это доброе отношение к Родине, а фиолетовые - это доброе отношение к самому себе. Давайте подбросим шары вверх и вместе дружно скажем.
Дети:
«Прими планета наш салют Летит он выше крыши.
А мир наполнится добром Девчонок и мальчишек.»
-
Беседа по теме
У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это - мысли, чувства, идеалы, внутренний мир.
А что такое доброта? Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Тема урока "Путешествие в страну добра". Эпиграфом к нашему разговору станут красивые слова французского писателя Виктора Гюго: «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце».
-
Хотели бы вы продолжить путешествие по стране Добра?
-
Итак, в путь!
Учитель предлагает вниманию учащихся притчу: «Потому что я - Человек».
Вечерело. По дороге шли два путника - отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.
-
Дедушка, - сказал мальчик, - вы не видели здесь камень?
-
Я убрал его с дороги.
-
Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.
-
Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
-
Почему же вы убрали камень?
-
Потому что я - Человек.
Анализ притчи
Обратите своё внимание на доску ( плакаты «Домик Добра « и «Домик Зла»)
-Учитель: Какие названия можно дать домикам? Почему?
-Что вы можете сказать о поступке отца и сына?
( Поступок -это когда делаешь что-то хорошее, а отец и сын этого не сделали, они поступили плохо)
-Какими были отец и сын? Жителями какого домика будут отец и сын?
(Они злые, невнимательные, они будут жить Домике Зла)
Учитель: Все согласны?
(Нет, я считаю, что они равнодушные, невнимательные, их не научили быть добрыми) Вопрос: Каким был старец в этой истории? В каком домике будет жить старец? Чтобы
ответить на этот вопрос, мы выполним упражнение «Сад доброты»
Упражнение «Сад доброты»
Учитель: Дети, пожалуйста, подойдите к столам и посадите сад Дети походят к
столам и берут цветы, выполненные из бисера с написанными на листочках словами: добрый, благодарный, справедливый, милосердный, внимательный, чуткий, искренний, добросовестный, аккуратный, щедрый, тактичный,, мудрый, рассудительный, умный, заботливый, смелый, решительный, скромный, доброжелательный, добросердечный
Каждое из предложенных качеств дети комментируют, например,
-
Был аккуратным, потому что отнёс камень далеко от дороги
-Был решительным, потому что не раздумывал, как поступить, не сомневался в правильности своих действий
-Был тактичным, потому что не стал вступать в конфликт с отцом и сыном
-
Был внимательным, потому что думал не только о себе, но и заботился о других -Был скромным, делал добро не ради награды, а просто так и т. д.
-Молодцы, ребята. Как можно назвать такой сад?
(«Сад доброты»)
-Если бы вы оказались в ком саду, как бы вы поступили
(подарю маме, потому что она самая лучшая на свете, и обладает этими качествами; (оставлю себе, потому что хочу, чтобы эти качества были во мне, преумножались) Ребята, сегодня на уроке я хочу понять, узнать, какими качествами вы обладаете. Сегодня на уроке нас ждёт сюрприз - в гости пришла цыганка. (Звучит цыганская мелодия) Заходит девочка, одетая в цыганский костюм, исполняет цыганский танец. Обращаюсь со словами:
«Цыганка, цыганка, погадай нам, расскажи, какие мы дети?»
Цыганка держит за спиной карты-сердечки с написанными на них светлыми качествами, обращается к детям по имени, называя качество(Аиша- умная, Маша- добрая, Мади- чуткий и т.д.)
В руках у детей красные кружочки - да, согласен, зелёный- нет, не согласен У цыганки есть ещё один сюрприз для нас - волшебное зеркало.
-Кого вы видите в этом зеркале?
(Себя).
Учитель: Я думаю, что нашему старцу одиноко одному в домике добра. Кого можно пригласить в Домик Добра? Цыганка, жителями какого домика будут ученики 2 класса гимназии №26?
-Жителями Домика Добра, (вставить фото детей)
Учитель: В каком домике больше жителей? Почему?
Дети: В домике Добра больше жителей, это значит, что доброты на свете больше, чем зла.
-
Каким героем вы бы хотели быть? Почему?
-
Чему хотел научить нас автор? Смысл названия притчи?( он был настоящим человеком) Сегодня мы с вами говорим на языке доброты. Если доброта живёт на свете, радуются взрослые и дети. Продолжаем путешествие и следующая остановка-
Упражнение «Ящик ощущений»
Учитель: Ребята, что лежит в этом ящике?
Дети: Не видно, ящик закрыт.
Учитель: А как можно узнать?
Учитель: Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать»
Учитель: Погладь предмет. Что ты почувствовал?
Ученик: Этот предмет мягкий, теплый.
Учитель: Мягкий, как что?
Ученик: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.
Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил?
Ученик: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.
Учитель: А ты что нащупал в ящике?
Ученик: Не знаю, что-то колючее, с иголками.
Учитель: Что же ты почувствовал?
Ученик: Я испугался, что иголки острый, я могу пораниться, мне будет больно.
Учитель. Поступки могут быть разными. Но если человек добр, то он всегда поступает, прислушиваясь к своему сердцу, поступает разумно, по-доброму.
Упражнение « Два стакана воды » (Звучит музыка -релакс)
2 стакана, в один стакан постепенно добавляются соль, перец, кофе и т.д.
Вопрос: Что обозначают, символизируют эти 2 стакана?
(Вначале чистая вода означает, что все люди могут быть добрыми, но каждый выбирает свой путь, один продолжает быть хорошим, а другой становится плохим, поэтому чистая вода означает добро, а испорченная вода- зло)
(Обувь, одежда, тело человека могут время от времени пачкаться, необходимо их мыть. Но человек в разных ситуациях злится, завидует, обижается, на сердце накапливаются крупинки зла, ему трудно быть добрым, поэтому сердце человека надо очищать.) Учитель:
-
Народная мудрость гласит: «Худо тому, кто добра не творит никому».
-
А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям? Как чистите своё сердечко? Доброе ли у вас сердце или оно ещё только учится быть добрым?
(помогаем родителям, хорошо учимся, бережно относимся к природе и т.д.)
Учитель. Действительно, добрые дела не ограничиваются во времени, они должны идти с нами на протяжении всей нашей жизни Упражнение «Белое и черное»
На чистом листе бумаги - чёрная точка.
-Что вы здесь видите?
(точка, камень, мяч, клякса, ракушка)
(стена, обои, скатерть)
А теперь подумайте,.. о чём мы сегодня говорим на уроке?
(о добре и зле, значит, #-это зло, белый цвет-добро)
-Почему чёрная точка такая маленькая, а белого цвета так много?
(добра в мире больше, чем зла)
Упражнение « Продолжи предложение»
В каждом человеке есть солнце, только...(дайте ему светить)
(Ответы детей- только оно сверкает, греет, живёт в нашем сердце, и т.д.)
Упражнение Свод правил « Спешите делать добро»
Давайте вместе составим свод правил "Спешите делать добро" Дети « открывают сундучки» и читают правила
-
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
-
Любить людей знакомых и незнакомых.
-
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
-
Делать добро для близких, друзей.
-
Не завидовать.
-
Не вредничать.
-
Не грубить
-
Хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;
-
Шутить по- доброму;
-
Быть чистосердечным в отношении с собеседником;
-
не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах
-
По какой стране мы сегодня путешествовали?
-
Почему у неё такое красивое название? (Учитель подводит детей к тому, что добро - это хорошо, а зло - плохо).
Вопрос: Как можете назвать наш урок?
-Спешите делать добрые дела.
-Давайте поклоняться доброте
-
Пусть доброта как солнце светит.
-Делай доброе дело- тем живи на земле -Доброта спасёт мир
Вопрос: Чему научились на уроке? Чем запомнился?
(урок был интересным, необычным, я расскажу о нём маме)
(я стал добрее, хочу, чтоб в моём сердце было много доброты)
Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день, деток вывели на полянку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфетку, игрушку. А один худенький сероглазый мальчик протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: «Не надо, лучше возьми меня на ручки». Что же оказалось для него главным?
-
Ласка, доброта.
Звучит музыка- релакс
Возьмите в руки сердечки, подаренные цыганочкой, и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.
Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Эпиграфом нашего урока взяты слова В. Гюго « Во внутреннем мире человека доброта - это солнце».
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Это солнце живёт в ваших сердцах. Подойдите к плакату «Солнце доброты», напишите свои имена.
Я предлагаю нам и дальше путешествовать дорогою Добра
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель: Встанем в наш замечательный круг. Слышите, это звучит колокольчик доброты, эти звуки добра очень теплые, добрые сигналы человеческого сердца, (учитель берет в руки колокольчик, звонит, передает рядом стоящему ребенку). Единственное, что хочется вам пожелать, дети, это спокойствия, мира, радости и красоты в вашем сердце. Давайте дружно скажем:
Дети:
«Хотим добро провозгласить страною,
Чтоб все там жили в мире и тепле,
Чтоб начинался гимн ее строкою «Добро всего превыше на Земле».
Спасибо, дети! Дети под музыкальную запись песни «Дорогою добра» выходят из кабинета