Статья Роль психологической службы в профессиональном самоопределении обучающихся

Роль психологической службы в профессиональном самоопределении обучающихся. Для того  чтобы быть счастливым, нужно лишь три условия- здоровье,  хорошая семья и любимая работа. Всё остальное не имеет значения.  Б.Франклин Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивает как самого человека, так и все общество. По подсчетам ученых, правильный выбор профессии в 2-2.5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1.5-2 раза уменьшает стоим...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль психологической службы в профессиональном самоопределении обучающихся.

Для того чтобы быть счастливым,

нужно лишь три условия- здоровье,

хорошая семья и любимая работа.

Всё остальное не имеет значения.

Б.Франклин

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивает как самого человека, так и все общество. По подсчетам ученых, правильный выбор профессии в 2-2.5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1.5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие 2-х сторон: личности с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора и призвана профориентация. Профессиональная ориентация - руководство выбором профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.

Участие в профориентации и помощь обучающимся в обоснованном выборе профессии- одна из важнейших сторон работы педагога-психолога. В содержание этой деятельности входит:

1. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

2. Определение социальных установок и помощь в их формировании;

3. Определение мотивации выбора и ее структуры;

4. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

5. Определение выраженности и структуры способностей;

6. Определение уровня развития различных сторон личности, динамики проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность).

7. Осуществление профподбора;

8. Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

9. Проведение занятий по курсу «Слагаемые выбора профессии».

В работе используется профориентационная беседа, которая помогает ответить обучающемуся на вопросы:

-Кто я?

-Какой я?

-Зачем я?

-Кем я могу быть?

-Кем я хочу Быть?

-Кем мне надо быть?

-Как осуществить намеченные планы?

Индивидуальная беседа с обучающимися ведётся по плану:

1. Профессиональные намерения обучающегося;

2. Интересы;

3. Склонности;

4. Способности;

5. Личные качества

6. Советы и рекомендации обучающемуся по подготовке к выбору профессии.

Необходимо предусмотреть специальные средства психолого-педагогической диагностики, позволяющие обобщать весь комплекс факторов, влияющих на готовность обучающихся как к выбору профиля обучения. Так и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному становлению.

В практике индивидуальной и групповой развивающей работы используются различные формы активизирующих профориентационных методов работы:

  • Ролевые игры «Как устроиться на работу»

  • Профориентационные игры «Угадай профессию»

  • Игровые упражнения «Автопортрет», «Самая-самая», «Цепочка профессий».

  • Групповые занятия с элементами тренинга «Ошибки в выборе профессий»

Психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению обучающихся должна строиться на основе личностного подхода. Это предполагает последовательное отношение педагога-психолога к обучающемуся как к личности. Необходимо развивать личностные качества подростков: способность к познанию себя и окружающего мира, к осознанному изменению той или иной ситуации, независимость, умение делать выбор. Нести за него ответственность. Необходимо создавать условия для проявления активности самого обучающегося. Для осознанного, самостоятельного выбора вида образования в соответствии со своими ценностными ориентациями, личностными возможностями и способностями. При этом у обучающегося должно формироваться чувство ответственности за этот выбор и психологическая готовность.

Любое развитие и формирование личности невозможно без участия семьи (родителей). Осуществляя психологическое сопровождение профессиональной ориентации, педагог-психолог организует информационную, диагностическую и консультативную помощь не только для обучающихся, но и для родителей. Основные формы работы педагога-психолога: родительские собрания, собеседования, индивидуальные консультации.



© 2010-2022