- Преподавателю
- Школьному психологу
- «Жестокое обращение с детьми и подростками»
«Жестокое обращение с детьми и подростками»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буренок Т.С. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Жестокое обращение с детьми и подростками»
Подготовила педагог-психолог
МБОУ «Брянский районный центр ПМСС»
Буренок Татьяна Семёновна
Виды насилия над детьми в семье
-
физическое насилие;
-
пренебрежение;
-
сексуальное насилие;
психологическое жестокое обращение
Пренебрежение
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.
Последствия пренебрежения
Внешние проявления:
-
утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
-
у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
-
одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
-
нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
-
отставание в весе и росте от сверстников;
-
педикулез, чесотка;
-
частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
-
запущенный кариес;
-
отсутствие надлежащих прививок;
-
задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
-
постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
-
неумение играть;
-
постоянный поиск внимания/участия;
-
частые пропуски школьных занятий;
-
крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
-
склонность к поджогам, жестокость к животным;
-
мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Психологическое насилие
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психологическому насилию относится
-
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
-
оскорбление и унижение его достоинства;
-
открытое неприятие и постоянная критика;
-
лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
-
предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
-
однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
-
преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
-
вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
-
задержка психического развития;
-
невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
-
низкая самооценка;
-
эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
-
избыточная потребность во внимании;
-
депрессия, попытки суицида;
-
неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
-
ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;
-
нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Группы риска детей по эмоциональному насилию
-
дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
-
дети раннего возраста;
-
дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
-
дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
-
дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
-
дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
-
дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие
-
не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
-
публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
-
сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
-
обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
Сексуальное насилие над детьми
Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
-
патриархально-авторитарный уклад;
-
плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
-
конфликтные отношения между родителями;
-
мать ребенка чрезмерно занята на работе;
-
ребенок долгое время жил без родного отца;
-
вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
-
мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
-
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
-
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
-
мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
Индикаторы сексуального насилия над детьми
-
оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице и губах, в ротовой полости, отказ от еды или переедание;
-
анальные симптомы: повреждения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, запоры;
-
вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции
-
Первый миф: сексуальные покушения на детей редки и являются признаком морального распада и деградации общества. На самом деле они были всегда, уже древнейшие законодательства пытались положить им конец путем высоких денежных штрафов и иных наказаний. Некоторые действия, которые мы сегодня строго осуждаем, в прошлом вообще не принимались всерьез. Хотя ныне сексуальные покушения на детей и подростков морально и юридически строго осуждаются, статистически они очень часты. По американским данным, каждая четвертая или пятая девочка и каждый седьмой или девятый мальчик моложе 18 лет подвергался каким-то сексуальным покушениям. Чаще всего пристают к подросткам, но четверть подобных случаев приходится на долю детей младше 7 лет.
-
Второй миф: большинство сексуальных покушений совершают посторонние. На самом деле в четырех случаях из пяти это делают те, кого ребенок знает; очень часто - кто-то из старших членов его собственной семьи. Из 927 американских студентов, опрошенных в начале 1980-х годов, сексуальные контакты с близкими родственниками имели в детстве 21,9 процента мужчин и 20,9 процента женщин. Чаще всего "совратителями" бывают братья и сестры (45 процентов девочек и 68 процентов мальчиков). На втором месте (38 процентов девочек и 10 процентов мальчиков) - отцы и отчимы. Некоторые мальчики (6 процентов) имели сексуальные контакты с матерями.
-
Третий миф: все взрослые, развращающие детей, психотики, "извращенцы", сексуально больные люди. На самом деле педофилы, то есть люди, которых неодолимо влечет именно к детям, составляют среди них незначительное меньшинство. Большинство, как ни странно, самые обычные мужчины с нормальной психикой, женатые и имеющие собственных детей.
-
Четвертый миф: сексуальные покушения на детей совершаются главным образом в бедной, необразованной среде и неполных семьях. На самом деле это случается во всех слоях общества, с любыми уровнями образования и дохода, во всех этнических и религиозных группах.
-
Пятый миф: рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за действительное. На самом деле детские рассказы - сложный сплав реальности и воображения, пренебрегать ими так же неразумно, как и принимать их на веру.
-
Шестой миф: дети и подростки - невинные жертвы и пассивные объекты сексуального совращения взрослыми. На самом деле некоторые рано развившиеся дети сами провоцируют и поощряют взрослых к сексуальным контактам, инициируя эротические игры, добиваясь соответствующих прикосновений и ласк. Иногда это делается бессознательно, а иногда, особенно подростками, вполне сознательно. Так что слово "совращение" не всегда правильно описывает характер таких взаимоотношений
-
Бытует заблуждение, что в детской порнографии, в основном, фигурируют девочки. Однако результаты исследований говорят о другом. Так, по данным горячей линии Фонда «Дружественный Рунет», в 53% проанализированных изображений с детской порнографией фигурируют мальчики. По мнению экспертов, основной группой риска (с точки зрения контакта с педофилом) являются девочки и мальчики в возрасте от 13 лет. Однако младшие возрастные группы также пользуются у педофилов высокой популярностью.
Физические симптомы сексуального насилия над ребенком
-
наличие ушибов, покраснений, разрывов, потертостей и ссадин в генитальной и анальной областях;
-
наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
-
наличие заболеваний, передающихся половым путем;
-
вагинальное или ректальтное кровотечение;
-
уретральное воспаление;
-
наличие боли при уринации;
-
беременность
Физическое насилие
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии
Чаще вего это происходит в семьях, где:
-
убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
-
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
-
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
-
нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
-
родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
-
родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
-
дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Физическое насилие проявляется как:
-
удары по лицу;
-
тряски, толчки;
-
затрещины,
-
удушения,
-
пинки;
-
заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
-
избиение ремнем, веревками;
-
нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.
Распознание факта физического насилия над ребенком
Характер повреждений:
-
синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
-
ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
-
повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
-
выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
-
участки облысения, кровоподтеки на голове;
повреждения внутренних органов
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка
Возраст 3 года - 6 лет:
-
примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
-
пассивная реакция на боль;
-
болезненное отношение к замечаниям, критике;
-
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
-
псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
-
негативизм, агрессивность;
-
лживость, воровство;
-
жестокость по отношению к животным;
Младший школьный возраст:
-
стремление скрыть причину повреждений и травм;
-
одиночество, отсутствие друзей;
-
боязнь идти домой после школы;
Подростковый возраст:
-
побеги из дома;
-
суицидальные попытки;
-
делинквентное поведение;
-
употребления алкоголя, наркотиков.
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:
-
противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
-
обвинение в травмах самого ребенка;
-
позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
-
отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
-
неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
-
большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье
-
уход в религиозные секты;
-
объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
-
агрессивное, преступное поведение детей;
-
сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Насилие над детьми вне дома
Исследуя проблему преступности в отношении несовершеннолетних, мы обнаружили популяризируемую в обществе тенденцию акцентуации на такой проблеме как семейное насилие в отношении детей. Однако, согласно официальным данным за 2010 г., среди 55170 несовершеннолетних, потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, непосредственно от преступлений со стороны членов семьи пострадало только 5208 человек, из которых от преступных действий или бездействий самих родителей - 4044 ребенка. Следовательно, 51126 несовершеннолетних стали жертвами вовсе не семейных преступлений. Если перевести эти данные в процентное соотношение, то лишь 7,3% из общего числа пострадавших от насильственных преступлений детей становятся жертвами родительского насилия. Много это или мало? Не мало. Однако этот показатель свидетельствует о том, что не родители являются основными носителями жестокого отношения к детям.
Тот факт, что более чем 90% несовершеннолетних жертв насильственных преступлений пострадало не от членов семьи, а от посторонних лиц, доказывает то, что именно такое насилие является по-настоящему серьезной проблемой общества. В связи с чем, именно предупреждение и борьба с этими преступлениями должны стать главными задачами защиты прав детей.
Современная школа, современные подростки и современное общество - это то, что выделяет так называемых «своих» и «чужих». Вспомните фильм "Чучело", где можно увидеть, что проблема жестокости раскрыта ярко. А теперь давайте обратимся к современным условиям, в которых живут и воспитываются и социализируются наши дети. Сейчас очень часто упоминается о таких социально-психологических явлениях в образовательной среде, как: мобинг и булинг. Давайте остановимся на каждом из них подробнее.
В школе мы можем столкнуться с таким неприятным явлением как мобинг. Английское слово «мобинг» переводится как «нападение толпой». Это такое явление, когда коллектив или часть его ополчаются на одного или нескольких своих членов с целью изгнать или хотя бы ослабить его позицию.
Так кто же может стать жертвой мобинга? Да практически любой. В группу риска входят новички и старожилы, те которых принимают взрослые и те которых они недолюбливают, хорошие ученики и не очень, словом, всех не перечислишь. Но мобинга можно избежать, если знать его проявления и действия против него.
Проявления мобинга бывают самыми разнообразными, хотя чаще всего он протекает по двум сценариям. При «черном» - зачинщик провоцирует конфликт с жертвой по любой причине, к нему с готовностью, подобно стае, подключаются остальные. В случае же «белого» - ребенка выдавливают из числа членов того или иного коллектива тихой травлей при внешнем благополучии и вежливой атмосфере. «Белый» вариант мобинга может затянуться на месяцы, а ущерб для здоровья жертвы - максимален.
Травля толпой - это мобинг, про который мы говорили ранее. Но часто мы сталкиваемся с регулярным агрессивным и негативным поведением как со стороны детей, так и со стороны значимых ребенку взрослых. Ответом на поставленные вопросы и станет такое явление, как «буллинг». Английское слово буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе
Различают два типа буллинга: непосредственный, физический, и косвенный, который иначе называют социальной агрессией. Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности.
Наиболее распространены два типа буллинга - «непосредственный, физический» и «косвенный» - социальная агрессия. Непосредственный , физический буллинг - это агрессия с физическим насилием. Если преследователь вынуждает жертву пережить различные оскорбительные для неё и унижающие её чувство собственного достоинства обстоятельства, говорят о поведенческом буллинге.
Когда ребенка унижают всевозможными непристойными словами, обзывая и дразня его, приклеивая издевательские ярлыки, мы имеем дело с словесным буллингом. Поведенческий буллинг тоже может быть основан на различных нюансах вербальной агрессии - от сплетен и интриг до вымогательств и шантажа. Кроме этого, преследователи могут объявить бойкот жертве и на фоне моральных издевательств, совершая различные «пакости», вплоть до похищения тетрадей с домашними заданиями.
Как правило, типы буллинга тесно связаны с социальным статусом ученика - жертвы. Однако отверженность ребенка в школе проявляется не только актами насилия или травли, но также и неприятием и игнорированием его. Причем, это неприятие бывает активное и пассивное. И неприятие, и игнорирование лишний раз служат для ребёнка доказательством того, что он лишний в этом детском коллективе, а если даже и нужен ему, то только в роли козла отпущения.
Чаще всего речь идет об отношениях, складывающихся в детской среде, но буллинг нередко практикуют и взрослые. За ним стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько дисбаланс власти, позволяющий одному ребенку подчинить себе другого, причем такое взаимодействие между двумя или несколькими детьми неоднократно повторяется в течение продолжительного времени. Эта специфическая форма агрессии, особенно характерная для среднего детства и для младших подростков, всегда направлена против одних и тех же детей. При переходе из начальной школы в среднюю буллинг несколько ослабевает, но у некоторых детей это - устойчивая личностная черта, с возрастом меняются лишь формы ее проявления
Известный норвежский психолог Дан Ольвеус следующим образом определяет следующие типичные черты детей, склонных осуществлять буллинг:
1.Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.
2. Они импульсивны и легко приходят в ярость.
3. Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.
4. Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.
5. Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков
Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:
-
Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.
-
Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение
-
Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.
-
. Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.
-
Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.
Мы можем отметить, что характерные черты жертвы и зачинщика взаимодополняют друг друга.
Некоторые дети могут быть одновременно как преследователями так и жертвами буллинга.
В школьном буллинге бывает и такое. Гиперактивный или агрессивный ребенок, предчувствуя ситуацию, в которой он способен оказаться жертвой школьной дедовщины, сам становится инициатором ее. Или же подобные дети, уже ставшие жертвами, берут «реванш», нападая на своих преследователей, и выбирая для этого подходящие ситуации.
Вместе с тем существует и другая, численно меньшая, категория жертв буллинга, так называемые провокаторы. Часто провокаторы - это дети, испытывающие трудности в учебе, письме и чтении или страдающие расстройствами внимания и повышенной возбудимостью. Хотя эти дети по природе не агрессивны, их поведение часто вызывает раздражение у многих одноклассников, педагоги их тоже не любят, что делает их легкой добычей и жертвами буллинга и способствует закреплению социально невыгодных психологических черт и стилей поведения.
КАКИЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА.
Исследователи утверждают, что типичных жертв школьного буллинга нет. Любой ребенок в определенных ситуациях может быть изгоем. Тем не менее, по мнению норвежского психолога Дана Ольвеуса, автора книги «Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать» (1993), жертвами буллинга чаще всего становятся дети:
-
Своеобразные «белые вороны». Причем, подобная «беловоронность» их способна проявляться как в особенностях поведения, так и внешности.
Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
Тревожные, не уверенные в себе, с низким самоуважением, несчастные;
Склонные к депрессии , и чаще своих сверстников думающие о самоубийстве;
Не имеющие даже одного близкого друга, предпочитающие общение с взрослыми людьми общению со сверстниками; Мальчики, физически более слабые, чем их ровесники.
Помимо этих детей, жертвами школьного буллинга становятся также дети:
Страдающие от одиночества;
Имеющие негативный опыт жизни;
Из социально-неблагополучных семей;
Подвергаемые физическим насилиям дома;
Имеющие комплекс неполноценности;
Предпочитающие умалчивать о насилии и издевательствах;
Не верящие в защиту их педагогами;
Не считающие себя значимой частью своего детского коллектива;
Верящие, что заслуживают быть жертвой, и пассивно ожидающие насилие преследователей;
Смирившиеся с этим насилием, как со своей долью.
Ученые выявили также особенности детей, являющихся провокативными жертвами.
Как правило, это дети, поведение которых вызывает раздражение у одноклассников и учителей из-за их: Гиперактивности и повышенной возбудимости;
Синдрома дефицита внимания;
Плохой успеваемости.
Это дети:
С трудом усваивающие чтение и письмо;
Любимчики учителей;
Гиперопекаемые родителями;
Ябеды;
Воображалы…
-
Необычная внешность Вашего ребенка, вплоть до огненно-рыжих волос, а также дефекты внешности могут превратить его в ребенка - изгоя и жертву школьного буллинга. В ребёнка - мишень…
Отдавая детей в организованные детские коллективы, помните, что Ваш ребенок может войти в группу риска по буллингу, если у него:
Заикание;
Косоглазие;
Тики;
Энурез;
Заячья губа;
Необычная форма ушей;
Сколиоз;
Шрамы;
Если он носит очки;
Необычные родинки и т.д.
-
Одноклассники недолюбливают также детей:
Неопрятно одетых или же суперодетых;
Не имеющих электронных новинок современного прогресса или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям;
Кичащихся достижениями своих родителей;
Одаренных детей;
Вундеркиндов…
-
В группу риска по школьному буллингу могут попасть:
Часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;
Дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;
Интроверты с затрудненной коммуникацией;
Дети «другой национальности», непопулярной в данное время в стране.
Особенности поведения детей должны заставить задуматься не является ли ребенок жертвой школьной дедовщины.
«Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
Возвращается из школы подавленным;
Часто плачет без очевидных причин;
Никогда не вспоминает никого из одноклассников;
Очень мало говорит о своей школьной жизни;
Одинок;
Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе».
Помимо этого, родители должны обратить также внимание и на изменения в поведении их ребенка, ставшего вдруг агрессивным,
обидчивым,
раздражительным и даже нелюдимым,
не желающим поддерживать разговоры о дедовщине в школе.
Нежелание поддерживать подобные разговоры объясняется нежеланием воскрешения воспоминаний о насилии, которому подвергается ребенок. К сожалению, ужас, перенесенный таким ребенком, может преследовать его многие годы, выявляясь во всевозможных постстрессовых расстройствах.
К сожалению, последствия буллинга иногда продолжаются всю жизнь у пострадавшего, калеча её, и превращая в ряд сплошных испытаний на прочность. Эти дети-изгои потом могут стать также жертвами и армейской дедовщины, и буллинга на работе. В то же время, если буллинг был прерван в самом начале, следовая реакция на него может быть совсем незначительная в виде слабой интенсивности негативных эмоций.
В тех же случаях, когда ученик подвергался школьному буллингу неоднократно и на протяжении длительного времени, у него может развиться серьёзное постстрессовое расстройства , так называемое посттравматическое стрессовое расстройство - ПТСР.
СТОРОННИЕ НАБЛЮДАТЕЛИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА.
Это дети и взрослые, свидетели школьного буллинга, боящиеся вмешиваться в происходящее, тем самым высказывая свое собственное бессилие или же демонстрирующее свое безразличие.
К сожалению, сторонними наблюдателями бывают и педагоги, проповедующие принципы «невмешательства», и считающие, что школьная дедовщина - это только лишь один из этапов взросления ребенка и приобретения им опыта мужественности. В то же время их позиция к происходящему один из самых важнейших факторов наличия или отсутствия школьного буллинга.
При политике невмешательства - он расцветает, при политике предотвращения уже в зачатке - вянет на корню или же чахнет после единичной попытки.
Насилие учителей над детьми
Говоря о буллинге в школе, необходимо помнить также о том, что этот буллинг может быть осуществлён и самими учителями детей. К сожалению, насилие педагогов над учениками - это тоже нередкое явление
Учитель, унижающий или бьющий ребенка, точно знает, что нарушает свои обязанности, Конституцию страны и еще массу законов. Это его не останавливает. Почему?
Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, - один перечень таких историй займет полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку на лбу, узнав, что он забыл дневник; учитель вывел ребенка из кабинета и ударил в живот. Одна учительница прилепила девочке жвачку к волосам, другой скинул ученика со стула, третья била детей линейкой, четвертая запирала первоклашек в шкафу.
Шумные дела, дошедшие до суда, прокуратуры и прессы, - верхушка айсберга. По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей - каждого пятого.
1 марта прокуратура Москвы предложила создать общероссийскую базу данных о педагогах, которые были замечены в применении насилия над детьми.
Интересно, что чуть не в половине случаев, дошедших до суда, родители ходят по властям с коллективными письмами: просят вернуть педагогов.
Беззащитность и безнаказанность.
Но вот другая история. В конце ноября минувшего года московский шестиклассник на уроке математики в ответ на замечание послал немолодую учительницу известно куда. Она ударила его по лицу. Мальчик собрал вещи и пошел на выход, учительница догнала его и ударила еще раз, у него пошла носом кровь. Учительницу немедленно уволили по статье 336 Трудового кодекса. Что случилось, педагог с тридцатилетним стажем сама не понимает: «Затмение нашло». Ученики просят директора вернуть учительницу. Мальчика перевели в другой класс, потому что в своем ему говорят: «Все из-за тебя».
Учитель, конечно, не должен кидаться на ребенка. Но и ребенок не должен материть учителя. А если выматерил - не должен по младости лет оставаться безнаказанным.
Учителя в один голос жалуются на беззащитность перед детьми. Неоспаримый авторитет, держащийся на любви или страхе, а то и просто на представлении о священной роли учителя, - давно в прошлом. Перехода этого мы не заметили.
Что может сделать учитель в ответ на оскорбление? «Записать в дневник», поставить двойку и вызвать родителей в школу. Ученик защищен малолетством, учитель не защищен ничем и связан этическими ограничениями. Насилие использовать нельзя, но что можно? В обычной жизни после уговоров и замечаний люди начинают орать или переходят к административным мерам; орать учителю не положено, а меры не предусмотрены.
В советской школе работали принципы коллективного воспитания и карательные механизмы: нас могли пропесочить на пионерском сборе или заседании комитета комсомола, вызвать с родителями на педсовет или даже написать им в парторганизацию. Всего этого больше нет, и слава богу. Вопрос - что есть? Самостоятельно справиться с проблемой дисциплины удается только талантливым учителям, и то интуитивно. Хотя это не бог весть какая эзотерика, и «держать класс» - не бином Ньютона. В иных странах специально учат «управлению классом», но отечественная методическая наука переживает не лучшие времена.
На популярных видеосервисах в Интернете выложено множество записей, сделанных детьми на уроках, телефонами. Учителя исступленно бранятся, колотят детей по головам книжками… А дети смеются, иногда даже те, кого колотят: ура, цирк приехал! А учителя, кажется, совсем забыли, кто в классе взрослый. Они видят в своих юных мучителях сформировавшихся, законченных отморозков. И мстят им за боль и унижение - по-взрослому, без скидок на малолетство.
Я отсмотрела около полусотни записей, сделанных в разных школах и городах. Бросается в глаза то, как одинаковы учителя с их безнадежным криком (на который школьники не обращают внимания) и полным забвением целей урока. Пока учитель поглощен разборкой с обидчиком, в классе царит хаос: дети перекрикиваются, входят и выходят, скачут, болтают… Перед нами прежде всего провальные уроки - и методически, и дисциплинарно.
Говорят, что нынешние дети - настоящие беспредельщики. И такие бывают, и видеозаписями это подтверждается. Но чаще всего перед нами всего лишь глупые и наглые дети, чувствующие безнаказанность и не знающие границ. Вопрос о границах дозволенного и о том, кто должен их обозначить, - острейший в сегодняшней школе.
Что делать?
Методическая неграмотность порождает скучные уроки. Неумение поддерживать дисциплину без крика и наказаний порождает хаос. Как только на хаос и скуку накладываются дополнительные факторы стресса (школьники хулиганят, дома все плохо, директор наорал) - учителя начинают взрываться, и калечить окружающих.
При этом проблема дисциплины не решается увольнением учителя и исключением ученика.
Чтобы ее решать, надо разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, продумывать правовые, нерепрессивные дисциплинарные меры: что может и должен делать учитель в типовой ситуации, когда ученик дерется на уроке или хамит матом? Надо учить педагогов справляться с конфликтами без лишних эмоций и удерживать внимание класса, надо обеспечить им возможность психологической помощи и разгрузки.
13