Творческий отчет о применении арт-технологий в работе психолога и библиотекаря

По мнению К.Г.Юнга искусство и творчество значительно облегчают процесс индивидуализации и саморазвития личности. Это происходит на основе установления баланса между бессознательным и сознательным «Я».Таким образом, терапия рисунком, развивая индивидуальные личностные качества, учит общению с другими, пониманию себя, самовыражению и самопринятию, связывает интеллект и чувства, потребность в рефлексии и жажду действий. Изобразительная деятельность способствует развитию эмпатии, чуткости, наблюдат...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчет (тезисы) психолога и библиотекаря школы

Кедрич М.Н.

Приоритетным направлением в моей работе является арт-терапия, которая включает в себя большое количество средств и методов. Традиционными среди них являются различные изобразительные (рисуночные ) методы. Помимо рисуночных в арт-терапии можно выделить методы, связанные с использованием таких средств, как :

пластический материал;

фотография;

театральные приемы;

коллаж;

маска;

музыка;

дискурсивные приемы;

приемы работы с голосом и пение;

пластические и двигательные приемы.

Каждый из них организует вокруг себя целый спектр дополнительных технических методов, обогащающих творческие возможности участников арт-терапевтического процесса бесконечно.

По мнению К.Г.Юнга искусство и творчество значительно облегчают процесс индивидуализации и саморазвития личности. Это происходит на основе установления баланса между бессознательным и сознательным «Я».

Таким образом, терапия рисунком, развивая индивидуальные личностные качества, учит общению с другими, пониманию себя, самовыражению и самопринятию, связывает интеллект и чувства, потребность в рефлексии и жажду действий. Изобразительная деятельность способствует развитию эмпатии, чуткости, наблюдательности, происходит и личностный рост, улучшение внутреннего психологического состояния и, как следствие, улучшается психологический климат в коллективе детей.

Так как я работаю и психологом и библиотекарем, и веду театральный кружок , то в своей работе использую такие методы как сказкотерапию и театротерапию, где использую произведения известных писателей и поэтов, тем самым привлекаю детей к творчеству через создание и проигрывание образов как готовых так и самостоятельно созданных.

СКАЗКОТЕРАПИЯ -это использование сказки как архетипической метафоры в целях:

- психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы),

- психокоррекции (развитие креативности личности как «расширение спектра альтернативных решений),

- психотерапии (исцеление с помощью сказки)

Виды сказкотерапии

- Анализ и интерпретация сказок.

- Использование архетипа сказки.

- Сочинение сказок (библиотерапия).

- Медитативные сказки.

- Драматерапия сказки (известной сказки, сочиненной клиентом, в группе - по случайно выбранным ролям и др. варианты).

- Рисование сказки.

- Сказочное путешествие (пространство, где «все возможно»).

- Куклы (марионетки, пальчиковые, веревочные, куклы-обереги и пр.).

- Сказочный карнавал (каким сказочным персонажем я стал бы на карнавале).

- Любимая сказка детства.

Многие педагоги и психологи отмечают, что дети - первоклассники приходят в школу с недостаточно развитой эмоциональной сферой. «Недоиграл»,- говорят про таких, т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры».

Другая проблема состоит в том, что в период психологической адаптации ребенка к школе у 67 - 69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

В последнее время возросло количество детей эмоционально неблагополучных, детей с заниженной самооценкой, гиперактивных или наоборот медлительных, заторможенных, а также тревожных, беспокойных.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения самоконтролю, саморегуляции, чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)

Театр как вид искусства не только является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное - раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.

Сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному - научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт, воспитывают из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

Положительная динамика результатов психологического сопровождения по направлениям, которые определены как приоритетные в деятельности психолога (рассказать о работе с классом Кисель И.Н.,- совместное рисование рисунка, создание коллажа, игры, разыгрывание сценок; Журавской Н.Г.,- кружок «Культура добрососедства»; Мальневой М.О.,- работа с отдельными учащимися как на кружке так и в классе; Салимовой Э.С.,когда ее класс был в 5-ом классе «Путишествие по теплым дорогам Крыма», «Как крикнется так и аукнется»; Насретдиновой А.С.- и кружковая работа и отдельно индивидуальная)

• Количество детей, охваченных различными формами психологического сопровождения.- 100% (диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультации - работа проводится как групповая так и индивидуальная)

Образовательная и воспитательная деятельность

• Реализация программ кружков.(Можно отметить такие мероприятия как «Путешествие по теплым дорогам Крыма», «В гостях у Снежной Королевы», «Сказка о потерянном времени» ит.д)

• Организация и проведение психологических мероприятий (Неделя психологии,.).

Научно-методическая деятельность

• Участие в психологических, педагогических конференциях, чтениях.

• Организация и проведение семинаров, открытых занятий, круглых столов, мастер-классов (Тренинг для учителей Зерновской школы и психолгов Красногвардейского района по проблеме эмоционального выгорания « Позвольте себе быть счастливым»).

.








ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ КЕДРИЧ М. Н.


© 2010-2022