Открытый урок по психологии для начальной школы Тема «Азбука общения»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по психологии

для начальной школы

Тема «Азбука общения»



Цель урока: получение новых знаний, умений и навыков в области общения.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с понятием «общения»;

  • изучить виды общения и способы их проявления;

  • развивать и закреплять умения и навыки правильного взаимодействия с другими людьми.

Каждого человека в течение жизни окружают множество людей. Давайте посмотрим на это только начатое солнышко, и попробуем назвать всех тех, кто вас окружает. (На слайде круг с изображением детей. Учащиеся называют: знакомые, родители, одноклассники, другие взрослые, родственники, друзья, соседи, учителя…Психолог каждый раз добавляет по лучику - получается солнце.)

Что же объединяет нас с вами и всех людей вокруг? Действительно, это общение.

Ребята, а что же такое общение? Это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.

Что же происходит в процессе общения? Чем обмениваются люди в процессе общения? Информацией и эмоциями.

Ребята, а все считают себя общительными людьми? Если человек общителен, то это еще не значит, что с ним приятно разговаривать. Но есть люди, которые своей общительностью надоедают каждому буквально с первых минут разговора. А вы приятный собеседник? (тест, приложение 1)

Для того чтобы знать, как правильно общаться, необходимо разбираться в том, что представляет собой общение. Давайте обратимся к определению. Общение - это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями, и проявляющаяся во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии. Какое же бывает общение? (слайд - схема, приложение 2)

Словесное общение:

Речь - основное средство общения. Содержание речи несет ту информацию, которую вы хотите передать: суть дела, отношение к нему. Чем яснее, доходчивее, выразительнее ваша речь, тем скорее вы добьетесь цели общения.

Интонация. Речь неотделима от интонации - сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Это ключ, с помощью которого открываются каналы восприятия, понимания, усвоения информации.

Эмоциональное общение:

Мимика - изучает движения мышц лица отражающих внутреннее эмоциональное состояние. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают человеческие эмоции: гнев, радость, печаль… Давайте попробуем определить какое эмоциональное состояние изображено на данных картинках по мимическим выражениям. (приложение 3)

Жестика - исследует жестовые движение отдельных частей тела. Какие самые распространенные жесты вы знаете? (приветствия, прощания, угрозы, удовольствия, указания…)

Пантомимика - изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

Как вы думаете, к чему приводит отсутствие общения? Вспомните, когда вы себя чувствовали особенно одиноко? Что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

Какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось общаться?

«Список качеств важных для общения»

(дети работают по рядам: умение слушать, тактичность, умение убеждать, интуиция, наблюдательность, душевность, энергичность, вежливость, открытость…)

А теперь давайте немного поиграем.

Тренинг инструментальных умений.

1. Произнесите «Здравствуйте…» с оттенками интонации, выражающими: радость, страх, удивление, удовольствие.

2. Прочитайте текст («Однажды с студеную зимнюю пору …») : шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы страшно замерзли, как будто у вас во рту горячая картошка.

3. Улыбнитесь, как улыбаются: очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу.

4. Сядьте, как сидят: наседка на гнезде, председатель экзаменационной комиссии, побитая собака, невеста на свадьбе.

Игра « Телевизор без звука»

необходимо изобразить телепередачу без слов «Смак», «Голос», «Модный приговор».

А теперь давайте попробуем объяснить поговорки:

Без привязанности не может быть ни одно сердце.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Давайте разработаем правила эффективного общения (дети работают по рядам)

При встрече - вежливость, улыбку;

При выслушивании - интерес;

При обмене мнениями и споре - любезность.

Во время критики - сочувствие и такт.

«Хорошее настроение»

Для того чтобы общение приносило радость, дарило тепло и понимание, необходимы положительный тон, внимание и, конечно, хорошее настроение. (Дети рисуют хорошее настроение, пишут комплимент и дарят рисунок соседу по парте.)



© 2010-2022