Анализ результатов группового психологического обследования учащихся 7 – 9 классов от 30. 11. 2012

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Лозновская СОШ им. Т.А.Аббясева


Анализ результатов группового психологического обследования

учащихся 7 - 9 классов от 30.11.2012


В рамках недели «Мир без наркотиков» 29, 30.11.2012 года педагогом-психологом проводилось групповое психологическое обследование учащихся 7 - 9 классов (65 учащихся).

Цель:

предварительная оценка объекта профилактической работы.

Задачи:

  1. Изучение информированности подростков о вреде наркотиков.

  2. Определение актуальности профилактической работы, её содержания и направленности.

Для реализации этих задач был использован экспресс-метод выявления подростков склонных к наркотизации, разработанный в Институте Специальной педагогики и психологии психологами Ивановым А.В. и Ивановой С.В.

Метод включает в себя опросник, состоящий из 10 вопросов (как открытых, так и закрытых), позволяющий выделить ряд параметров, по которым определяются факторы риска: «фактор окружения», «фактор опасения», «фактор личного опыта».

По результатам обследования:

Основную информацию о наркотиках подростки всех возрастов получают из средств массовой информации (93%) и от своих друзей (30%), что является наличием некоторого риска, т.к. в СМИ идёт активная скрытая реклама наркотиков, а общение с друзьями, связанное с обсуждением наркотиков, носит прикладной характер и заключается в «обмене опытом".

Родители не уделяют этой проблеме должного внимания, хотя именно они могли бы сформировать у подростка устойчивое негативное отношение к наркотику и осмысленную мотивацию отказа от наркотиков. Только 18% учащихся ответили, что родители беседовали с ними о проблемах связанных с наркотиками.

20% подростков получают информацию о вреде наркотиков из школы.

При исследовании информированности подростков о наркотических веществах и их влиянии на организм человека 20% учащихся склонны думать, что возможность быстрого развития наркотической зависимости зависит от самого человека, дозы, используемых наркотиков и длительности их приёма.

Нужно отметить, что с возрастом идёт процесс снижения страха перед наркотиком.

40% подростков считает возможным прожить, регулярно употребляя наркотики, до 15 лет и более (учащиеся 7 классов - 19%, 8 классов - 31%, 9 класса - 82%).

30% считают правильным деление наркотиков на слабые и сильные (7класс - 23%, 8 класс - 23%, 9 класс - 52%).

Подростки всех возрастных групп достаточно хорошо знают основной «набор» наркотиков, но с возрастом увеличивается количество жаргонных названий наркотических средств, а также появляются указания на конкретные лекарственные средства. Это указывает на близость встречи этих подростков с наркотиками.

Таким образом, по всем вопросам показателя «опасения» с возрастом увеличивается риск, связанный с принятием идеи о некоторой безопасности наркотиков.

Подавляющее число подростков считает, что употребление наркотиков является признаком слабости (56%) и недостаточной осведомлённости о вреде наркотиков (20%),что говорит о растущем понимании внутренних причин, лежащих в основе употребления наркотиков.

58% школьников не представляют всей опасности возникшего злоупотребления наркотиками, не понимают всей глубины и серьёзности наркозависимости, т.к. считают возможным справиться с проблемой зависимости самостоятельно, путём уговоров и разъяснений. То есть, если возникнет ситуация собственного опыта употребления наркотиков, подросток также будет считать возможным остановить дальнейшее употребление наркотиков собственными усилиями.

У подростков 9 класса увеличивается опасность, связанная с окружением подростка, так как появляется много друзей, приятелей и знакомых (у 64%),употребляющих наркотики. У более младших школьников риск встречи с наркотиками то же велик, т.к. многие из них встречаются с теми, кто употребляет наркотики (7класс - 34%, 8 класс - 40%).

По мере взросления уменьшается число ребят, которые вообще не сталкиваются с людьми, употребляющими наркотики. Это свидетельствует о существенном риске по показателю «окружения», в связи с большим количеством контактов, связанных с наркотиками.

С возрастом растёт описание положительного эффекта от наркотиков (7 класс - 18%, 8 класс - 31%, 9 класс -58%). Это может означать, что у девятиклассников более положительная оценка того действия, которое оказывает наркотик на эмоциональное состояние человека. Такое отношение к наркотикам может быть как результатом собственного опыта, так и результатом « обмена впечатлениями» с теми из друзей, кто пробовал наркотики. Это неблагоприятный факт, т.к. мнение о наркотике, как о чём-то приносящем приятные ощущения, расслабление, свободу, может подтолкнуть подростка к их употреблению.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:


  • основной перелом во взглядах на наркотики происходит в старшем школьном возрасте;

  • с возрастом у несовершеннолетних уменьшается страх перед негативным влиянием наркотика на организм человека;

  • у старшеклассников значительно увеличивается количество контактов с людьми, употребляющими наркотики;

  • антинаркогенная подготовка должна носить опережающий характер, по срокам предшествующий возникновению реальной возможности наркогенного заражения.

Учитывая результаты обследования, рекомендуется:


  1. Просветительская работа, направленная на развитие знаний о вреде наркотиков для организма человека и их разрушительном воздействии на личность.

  2. Организация воспитательной работы, заключающейся в формировании у подростков антинаркогенных установок как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.

  3. Привлечение внимания родителей к вопросу организации досуга и изменению круга общения подростков, имеющих высокий балл риска по «фактору окружения».

Педагог-психолог: Т.Е.Лакеева

© 2010-2022