- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинговое занятие Давайте жить дружно
Тренинговое занятие Давайте жить дружно
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Золотарева Т.Л. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Давайте жить дружно»
занятие с элементами тренинга
по профилактике агрессивного поведения у подростков
психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД» Т.Л.Золотарева
Цели занятия: предупреждение агрессивных тенденций в поведении подростков.
Задачи:
-
рассмотреть причины и формы агрессивного поведения;
-
обсудить безопасные способы выражения агрессии;
-
сформировать навыки управления негативными эмоциями;
-
развить у подростков способность к эмпатии;
-
воспитать навыки аргументации своего мнения.
Категория участников: 11-14 лет (5-7 класс).
Количество участников: 20-30 человек.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: компьютер, подключенный к проектору, классная доска.
Материалы: карточки для игры «Опасно-безопасно»; карточки с описанием ситуаций, где человек применяет агрессию.
Ход занятия
Психолог: ребята, здравствуйте. Наше сегодняшнее занятие называется «Давайте жить дружно». Как вы понимаете это слово - дружно? (ответы подростков) Так ли важно относиться к людям хорошо, быть дружелюбно настроенным? А всегда ли получается? Не всегда. В настоящее время очень много проблем происходит от того, что люди стремятся решить возникающие вопросы в конфликтах, агрессивно.
Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов. Можете не поднимать руку, если ответите «да», но запоминайте, сколько у вас положительных ответов.
Вопросы:
-
Случалось ли вам вступать в драку?
-
Грубите ли вы своим знакомым (оскорбляете, повышаете голос)?
-
Бывали ли ситуации, когда вы говорили плохо о человеке у него за спиной?
-
Ссорились ли вы со своими друзьями, знакомыми?
-
Возникали ли ситуации, когда вы в отместку за какой-либо поступок игнорировали человека?
-
Бывало ли, что вы в шутку называли друзей обидными прозвищами?
-
Возникало ли у вас желание в ходе спора стукнут кулаком по столу, затопать ногами?
-
Случалось ли, что вы били одноклассников или друзей пеналом (линейкой)?
-
Ломали вы что-либо, будучи очень сердитыми?
-
Бывает ли, что вы хлопаете дверью, выходя из комнаты?
Ребята, у кого-нибудь есть больше 6 положительных ответов? Больше 8?
Как вы могли заметить, вопросы были по ситуациям, предполагающим проявления не самого дружелюбного отношения к окружающим. Каждый хоть раз оказывался в таких ситуациях и в разных способах выражал свою агрессию по отношению к человеку, предмету, ситуации.
Кто может дать определение агрессии? (ответы подростков)
Агрессия - это поведение, которое противоречит нормам сосуществования, наносит вред и приносит ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт.
Агрессия бывает двух типов:
-
инструментальная. Проявляется, когда человек сталкивается с препятствиями в процессе достижения цели, получения желаемого;
-
целевая. Планируется заранее, целью является нанесение вреда другому человеку. Возникает из-за негативных чувств к человеку (ненависть, злость, обида).
Скажите, как проявляется агрессия? (ответы подростков)
Верно, проявления агрессии разнообразны. Агрессия бывает:
-
физическая - когда человек использует силу против другого, наносит ему телесные повреждения (драка);
-
вербальная - выражение своих негативных чувств через слова (ссора, ругань, угроза, крик);
-
негативизм - когда человек молча отказывается выполнять просьбы или распоряжения другого, игнорирует его;
-
косвенная - ненаправленная агрессия (злословие, сплетни, либо топанье ногами, яростное битье кулаками по столу).
Есть внешняя агрессия, направленная на другого, и внутренняя, направленная на себя (проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений).
С какой агрессией вы чаще всего сталкивались? Как вы считаете, агрессия - это хорошо или плохо? (подростки отвечают) Мнения разделились, кто считает агрессию негативным явлением, кто - позитивным. А как вы считаете, зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях? Не спешите с ответом. Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны варианты, когда человек применяет агрессию. Вам нужно выбрать те варианты, когда человеку агрессия необходима.
(раздаются карточки с ситуациями, 1 на парту, подростки аргументируют свое мнение)
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. (Защитная - агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия).
Предлагаю вам прослушать притчу «Змеиный яд».
«Жителей одной деревушки постоянно терроризировала злая змея. Каждый раз, когда кто-нибудь отваживался выйти за пределы поселка, змея бросалась на него. Все попытки поймать ее оканчивались неудачей, и люди жили в постоянном страхе и напряжении.
Однажды в деревню забрел странствующий мудрец. Почуяв в воздухе напряжение и увидев взволнованные лица жителей, он поинтересовался, что является источником их волнений.
«Наша жизнь - сплошное бедствие, и все из-за зловредной змеи, которой доставляет удовольствие устрашать нас, - сказал старейшина деревни. - Пожалуйста, помоги нам, мы уже не знаем, что и придумать».
Мудрец отправился в джунгли и увидел там змею, которая грелась на солнышке рядом со своей норой. Признавая высоко духовную сущность явившегося к ней гостя, змея слушала его с уважением, когда он начал говорить с ней от лица жителей деревни.
«Нехорошо держать людей в страхе, - сказал он. - Это родина ненасилия. Ты должна изменить свое поведение. Ты должна научиться чувствовать в своем сердце сострадание ко всем живым существам. Прекрати нападать на жителей деревни и на всех остальных, а через год я вернусь и надеюсь увидеть, что ты заметно изменилась к лучшему».
Змея, боясь ослушаться святого человека, почтительно поклонилась и вернулась в нору в земле, чтобы подумать над своим поведением.
Пришло время, и мудрец вернулся в деревню. Он увидел, что все жители довольны и счастливы: змея больше не беспокоила их, и жизнь людей снова стала безмятежной. Но когда святой отправился проведать змею, то нашел ее в самом жалком виде, беспомощно лежащей рядом с порой, в ранах и ушибах по всему телу.
«Как же так, змея! - воскликнул мудрец. - Что случилось с тобой?»
«Это твоя вина, - еле слышно прошипела змея. - Я делала все так, как ты сказал, и практиковала ненасилие, но когда жители деревни обнаружили, что я для них безопасна, они избили меня палками. Теперь каждый день приходят дети и бросают в меня камни. Посмотри, что со мной стало, - моя жизнь ничтожна, и это все твоя вина».
«Глупая змея, - сказал святой. - Я говорил тебе не кусаться, но я не говорил, что ты не должна шипеть».
Обсуждение: о чем эта притча? Какие чувства вы испытывали при прослушивании?
Упражнение «Опасно или безопасно?»
Цель: нахождение приемлемых, безопасных способов выражения агрессии.
Доска расчерчивается на две части, в одной - безопасные способы выражения агрессии, в другой - опасные. Карточки крепятся на кнопки/магниты.
Инструкция: даже если агрессия носит характер защиты, нужно знать, как ее выражать. Бывает так, что человек испытывает негативные чувства, но проявление их считается неправильным и даже плохим. Как их можно реализовать? Сейчас я буду показывать карточки, на которых написаны различные способы выражения агрессии. Ваша задача - определить, какой это способ выражения агрессии опасный или безопасный и поместить свою карточку в соответствующее поле таблицы.
ГРУБИТЬ
ЗАНЯТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ (РИСОВАТЬ)
КРИТИКОВАТЬ
ПИСАТЬ РАССКАЗЫ
ССОРИТЬСЯ
СМЕЯТЬСЯ
СТРАДАТЬ
ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ
ОСКОРБЛЯТЬ ОКРУЖАЮЩИХ
КОЛОТИТЬ БОКСЕРСКУЮ ГРУШУ
ВИНИТЬ ДРУГИХ В СВОИХ НЕУДАЧАХ
ПРОСТИТЬ ОБИДУ
УГРОЖАТЬ
КОМКАТЬ И РВАТЬ БУМАГУ
ДРАТЬСЯ
ЗАНЯТЬСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
ОБМАНЫВАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ, ЧТО ВСЁ В ПОРЯДКЕ
ГОВОРИТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ
Какой мы можем сделать вывод из этого упражнения? (ответы подростков)
Управлять своим гневом - значит уметь его правильно выражать, а не искусно прятать. Скрытая агрессия может проявляться в полной пассивности, страхах, скуке, депрессии, гордыне. Более того, не выраженная агрессия ведет ко многим соматическим заболеваниям: язва желудка, мигрень, повышенное давление.
Упражнение «Магазин»
Цель: формирование навыков самоанализа, оптимизация эмоционального состояния.
А теперь представьте, что существует магазин, в котором выставлено все очень необычное. Например, здесь можно приобрести терпение, доверие, чувство юмора и т.д. (на стол выкладываются карточки с качествами). Их нельзя купить, только обменять на что-то из собственных «агрессивных» качеств, например, злость, обиду, драчливость и др. Каждый из вас приобретет себе определенное качество (ребята забирают себе карточки).
Примечание: перед тем, как совершить обмен, «продавец» спрашивает, зачем покупателю положительное качество, как много его ему нужно, в каких ситуациях необходимо им воспользоваться и т.д.
Рефлексия
Цель: получение обратной связи.
Психолог просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие, что понравилось или, что не понравилось в ходе занятия, подводит итоги занятия.
Список литературы
-
Бэрон Р. Агрессия / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. - СПб, 1997.
-
Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2004.
-
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М., 1996.
-
Цветкова Р.И. Психология трудного подростка / Р.И. Цветкова. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1990.
-
Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001.