Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе. Тема: «Юные исследователи» (ознакомление с профессией геолога)

Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группеТема: «Юные исследователи»(ознакомление с профессией геолога). Данная разработка поможет воспитателям познакомить детей 5-6 лет с профессией геолог, узнать об особенностях этой профессии, расширить кругозор дошкольников. На занятии используются опыты с содой и солью, закрепляются навыки исследовательской деятельности, умение выявлять свойства и качества материалов, обогащается словарь детей, воспитывается любознательность, умение аргументир...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе
Тема: «Юные исследователи»

(ознакомление с профессией геолога)


Программные задачи:

  • Продолжать знакомить детей с профессией геолога.

  • Обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах.

  • Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

  • Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ.

  • Закреплять правила безопасности при проведении опытов.


Предварительная работа:

1. Рассматривание коллекции горных пород, минералов.

2. Знакомство с картой «Полезные ископаемые РФ».

3. Чтение произведения П. Бажова «Голубая змейка».

4. Рассматривание иллюстраций о труде геологов.


Материал: иллюстрации горных пород, предметов и инструментов; спортивный инвентарь; материал и оборудование для опытов: поваренная соль, морская соль, мел, розеточки, ложки, стаканы с водой, фартуки, рюкзаки, мобильный телефон, мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса».

Ход занятия:


Дети сидят в зале перед телевизором

Воспитатель: Ребята, скажите, с какими профессиями вы уже знакомы? (ответы)

- Правильно, все взрослые люди трудятся - выращивают растения, животных, учат детей, водят машины, лечат людей, следят за порядком на улицах. Тех людей, которые ищут полезные ископаемые, называют геологами.

1 слайд: Геолог

- Геологи путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, воду, соль и другие полезные ископаемые.

2 слайд: Геолог у палатки

- Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины.

3 слайд: Геолог, взбирающийся на гору

- Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной.

4 слайд: Орудия труда геологов

- В рюкзаках специальные молотки - кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности.

5 слайд: Геолог в пещере

- Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах - туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми,

6 слайд: Карта и компас

- С помощью карты и компаса находить дорогу. Ещё геолог должен быть верным другом, в любую минуту прийти на помощь своим товарищам в трудной ситуации.

- Вот такая интересная и трудная работа у геолога.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что нужно геологу».

- Подойдите к столу, выберите картинки с изображением предметов, необходимых геологу для работы, объясните свой выбор (для чего нужен предмет).

- Молодцы, хорошо запомнили, что нужно людям этой профессии.

- Подойдите к доске (на доске картинки с полезными ископаемыми)

- Вы уже знакомы с некоторыми полезными ископаемыми, расскажите о них (ответы детей)

- Хорошо, рассмотрите коллекции разных камней. Что это? (горные породы)

- Потрогайте их, какие они? (гладкие, шероховатые, блестящие, тёплые, красивые и т.д.)

- Геологи считают, что любой камень интересен. У каждого камня своя история, как вы думаете, какая? (У древних людей не было спичек и они высекали огонь из камня, делали из камней ножи, топоры, посуду, писали на камнях)

- Как вы думаете, какую пользу приносят человеку камни? (строят дороги, мосты, делают красивые украшения, шкатулки, поделки)

- Какой вред могут принести камни? (можно наступить на острый камень, могут перегородить проезжую часть, если камень попадёт на рельсы, поезд может сойти с рельсов)

Воспитатель: Сегодня на мой мобильный телефон пришло смс-сообщение от геологов, адресованное вам. Давайте его прочитаем:

«Дорогие ребята! Мы рады, что вы уже многое знаете о нашей профессии, знакомы с горными породами. Мы предлагаем вам узнать больше о таких минералах, как соль и мел. Для чего они нужны? Какими свойствами и качествами обладают? Для этого вам необходимо провести исследования в лаборатории. Желаем удачи!»

- Ребята, одевайте рюкзаки - мы отправляемся в лабораторию. На нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

Под фонограмму «Звуки леса» проводится физкультминутка

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути высокая гора - подняться и спуститься с неё.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

- Вот и наша лаборатория, снимайте рюкзаки. Вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.

1. Внимательно слушать взрослого.

2. Не брать ничего в рот и не пробовать на язык.

3. Не кричать и не шуметь.

4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

- Все правила вспомнили, одевайте фартуки и присаживайтесь за столы.

- Геологи нас просили узнать о свойствах мела и соли. Для этого проведём опыт.

- В синих чашках у вас мел, какого он цвета? (белый)
- Понюхайте, есть ли у мела запах? (да)

- Возьмите ложки и попробуйте его пересыпать, какой он? (рассыпчатый, сыпучий)

- Насыпьте 2 ложки мела в стакан с водой, размешайте. Что произошло, какой стала вода? (мутная, на дне осадок)

- Мел растворяется в воде или нет? (нет)

- Посмотрите, я возьму мел и добавлю в него уксус. Что произошло с мелом? (он шипел, разбухал, неприятно пах, стал грязного цвета)
- Я проведу мелом по досточке. Что осталось? (след, полоска)
- Значит, мелом можно рисовать, писать. Где люди используют мел? (в строительстве, им можно рисовать, писать)
- О меле мы всё узнали. Посмотрите, у меня на столе стоит соль, но она разная.

- Это морская соль. Кто знает, где она используется? (для ванны, прогреваний, приготовления еды)
- А это какая соль? (пищевая, поваренная)
- Для чего она нужна? (для приготовления пищи, полощут горло при простуде, можно делать поделки из солёного теста)
- Рассмотрите соль, какого она цвета?

- Понюхайте, есть ли у соли запах?

- Возьмите ложки и попробуйте её пересыпать, какая она? (сыпучая)

- Попробуйте растворить соль в воде, растворилась или нет? (да, она растворимая)

- Молодцы, хорошо поработали. Мы обязательно напишем ответ геологам о проделанных опытах.

- Встаньте из-за столов, снимите фартуки.

- Ребята, что хорошего в профессии геолога? (она интересная, нескучная, нужная людям, без геологов ничего не построить, не изобрести)

- Послушайте замечательное стихотворение о людях этой профессии:

Геолог! Странник наш земной.

Разведчик недр земли родной!

Спешишь вперёд и в праздник свой,

Рюкзак тяжёлый за спиной.

Но и за труд ценна награда, -

Вдруг обнаружить блеск алмаза

Иль меди, олова и злата.

Но чаще - место нефти, газа.

© 2010-2022