Справка по результатам мониторинга Адаптация учащихся 1-х классов

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Справка

по итогам адаптации учащихся 1-х классов

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

в 2015-2016 учебном году

Педагог-психолог - Черненко В. Г.

Цель: выявить уровень психологической адаптации учащихся 1-х классов.

Социально-психологическая адаптация - это процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Этот процесс многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой.

Для достижения данной цели была проведена психолого-педагогическая диагностика. Были использован диагностический комплекс методик на выявление готовности к школе А.Л. Венгера, который включает в себя следующие методики: «Рисунок человека» Ф. Гуденаф, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Образец и правило», «Первая буква».

Таблица 1. Уровни общего умственного развития (по методике «Рисунок человека» Ф. Гуденаф) учащихся 1-х классов

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Класс

1 А

1 Б

1 А

1 Б

1 А

1 Б

Кол-во

5

3

22

14

1

4

%

18

14

79

67

3

19

Низкие результаты по методике «Рисунок человека» говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) ребенка. У них наблюдается игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими мерами включить таких детей в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. Педагогам рекомендовано включать дополнительные общеразвивающие (дидактические) игры в занятия.

Таблица 2. Уровни слухового внимания и произвольности (по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина) учащихся 1-х классов

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Класс

1 А

1 Б

1 А

1 Б

1 А

1 Б

Кол-во

5

9

19

7

4

5

%

18

43

68

33

14

24

Низкие результаты по методике «Графический диктант» свидетельствуют о том, что дети не всегда точно могут выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу. Следовательно, дети могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому, давая классу какие-либо указания, педагогу нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик. Возможно, придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему.

Таблица 3. Уровни произвольности (по методике «Образец и правило») учащихся 1-х классов

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Класс

1 А

1 Б

1 А

1 Б

1 А

1 Б

Кол-во

4

2

21

13

3

6

%

14

10

75

62

11

28

Низкие результаты по методике «Образец и правило» говорят о том, что у детей наблюдаются трудности в одновременном следовании в своей работе образцу и правилу, что свидетельствует о низком уровне ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения. Это может служить предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Педагогу надо проследить за тем, понимает ли такой ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению.

Таблица 4. Уровни фонематического слуха (по методике «Первая буква»)учащихся 1-х классов

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Класс

1 А

1 Б

1 А

1 Б

1 А

1 Б

Кол-во

8

12

13

8

7

1

%

29

57

46

38

25

5

Низкие результаты по методике «Первая буква» говорят о низкой готовности к овладению грамотой. Это указывает на то, что следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха.

Таблица 5. Очень низкий уровень адаптации учащихся 1-х классов (по нескольким психологическим параметрам)


Класс

1 А

1 Б

Кол-во человек

1

5

%

4

20

Выводы:1 человек из 1 А класса, 5 человек из 1 Б класса недостаточно адаптированы к школе и нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи.

Решение: на основе полученных результатов разработать коррекционно-развивающую программу из 10 занятий на преодоление дезадаптации учащихся 1-х классов. Занятия будут проходить 1 раз в неделю отдельно для каждого класса.

Педагог-психолог: Черненко В. Г.

© 2010-2022