Детско-родительская игра Учимся понимать друг друга

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: детско-родительская игра "Учимся понимать друг друга"

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Основная цель психологической поддержки - повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка, однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях:

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.































Детско-родительская игра "Учимся понимать друг друга"

Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии.

Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Условия проведения: Максимальная численность группы 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, магнитофона. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

Ход игры:

1. Установочный этап.

Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.

Задачи:

  • определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;

  • формирование группы как целое;

  • формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;

  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.

1) Упражнение "Давайте поздороваемся"

Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя. Затем под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате. По определенному сигналу ведущего все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.


2. Подготовительный этап.

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР.

Задачи:

  • создание атмосферы доброжелательности и доверия;

  • сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;

  • снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;

  • повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.

1) Игра "Найди свой лепесток"

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

2) Игра "Сказочник"

Каждому игроку раздаются картинки в конвертах, с любым сюжетным содержанием. Первый участник достаёт картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя - человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.




3. Собственно-коррекционный этап.

Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Задачи:

  • актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;

  • расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;

  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;

  • обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;

  • формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

1) Игра-сказка "Ситуация"

Инструкция: "Жила-была одна семья: мама, папа, сын. Мама и папа ходили на работу. Сын учился в школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа пришли домой, а сын сидит взъерошенный, потому, что …"

Каждая команда получает карточки с заданиями:

  • Сын подрался с другом;

  • Ребенок боится отвечать у доски на уроках;

  • Сын требует купить ему компьютерную игру;

  • Ребенок не хочет идти в школу;

  • Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;

  • Сын не хочет выполнять домашние задания.

Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.

2) Упражнение "Мои эмоции".

На каждую команду выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

3) Игра "Щепки на реке"

Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".

Инструкция: «Это - берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"

4) Беседа на тему "Наши семейные выходные"

Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно всей семьёй провести выходной день. Необходимо учитывать мнения и пожелания всех участников. Затем демонстрируются результаты работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.

4. Закрепляющий этап.

Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи:

  • закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;

  • формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;

  • актуализация позитивного опыта общения с ребенком;

  • оценить эффективность и актуальность проводимой работы.

1) Игра "Мешочек желаний"

Каждая семейная команда работает со своим мешочком желаний. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три - взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются «мешочками желаний» и обсуждают желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.

2) Завершение игры.

Участники по кругу отвечают на вопросы:

  • Чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);

  • Что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);

  • Ваши пожелания.





Список литературы:

  1. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 190с.

  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220с.

  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 240с.

  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 160с.

  5. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 176с.

  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 336с.



© 2010-2022