Социально-психологические аспекты готовности к инновационной деятельности будущих психологов

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме – исследованию готовности к инновационной деятельности у будущих психологов. Представлены социально-психологические аспекты готовности к инновационной деятельности студентов психологов старших курсов. Описаны инновативные качества современной молодежи, а также способность к прогнозированию и особенности копинг-стратегий испытуемых с разным уровнем выраженности готовности к инновационной деятельности.Abstract. The article is devoted to the actual ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 378.4

Анастасия Александровна Чернова Anastasiya Aleksandrovna Chernova

Южный федеральный университет Southern federal university

Социально-психологические аспекты готовности к инновационной деятельности будущих психологов

Social and psychological aspects of readiness to innovate future psychologists.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - исследованию готовности к инновационной деятельности у будущих психологов. Представлены социально-психологические аспекты готовности к инновационной деятельности студентов психологов старших курсов. Описаны инновативные качества современной молодежи, а также способность к прогнозированию и особенности копинг-стратегий испытуемых с разным уровнем выраженности готовности к инновационной деятельности.

Abstract. The article is devoted to the actual problem - the study of willingness to innovate in the future psychologists. Presents the socio-psychological aspects of readiness for innovation senior students of psychology courses. Describes the innovative quality of today's youth, as well as the ability to predict and features of coping strategies subjects with different levels of expression of willingness to innovate.

Ключевые слова: инновационный потенциал личности, готовность к инновационной деятельности, инновационные качества,

Keywords: innovative potential of personality, willingness to innovate, innovative quality,

Сегодня важным стратегическим направлением развития нашего государства является инновационный путь развития. В связи с этим особенно актуальным является повышение инновационной активности образовательной среды, а именно возможность формирования и развития инновационного потенциала личности, инновационной активности будущих специалистов.

Инновационные процессы в образовании стали объектом исследования многих современных ученых. Были исследованы сущность инновационной педагогической деятельности (К.Ангеловски, М.В.Кларин, Н.Я.Найн, А.И.Пригожин, и др); организация и управление инновационными процессами (А.К. Белоусова, В.Ф.Бут, Н.В.Коноплина, и др.); различные аспекты готовности к инновационной деятельности в различных областях (В.Е.Клочко, Э.Р. Галажинский, О.М. Краснорядцева, А.В.Журавлев и др). В силу того, что инновации являются чрезвычайно сложным и многоаспектным феноменом человеческой жизнедеятельности, существует довольно много их различных определений. Сам термин «инновация» вошёл в обиход ещё в 1930-е годы внутри социологии культуры. В переводе с латинского innovation, означает «в направлении изменений [2].

В нашем исследовании мы придерживаемся позиции В. Е. Клочко и Э. В. Галажинского, которые определяют инновативность как интегральную характеристику, включающую в себя две основные составляющие, обусловливающие инициацию инновационного поведения: инновационный потенциал личности и мотивационную готовность к инновационному поведению. Инновационное поведение трактуется ими как поведение, которое осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов. Оно опосредовано тремя факторами (возможности человека, среда, отвечающая этим возможностям, готовность человека реализовать свои возможности). Авторы считают, что инновационный потенциал - это «личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения» [4, с.148].

Также В.Е.Клочко О.М. Краснорядцева под инновационным потенциалом понимается интегральная системная характеристика человека, определяющая его способность, во-первых, генерировать новые формы поведения и деятельности, используя те возможности, которые открываются ему в сложной динамике ценностно-смысловых измерений его жизненного пространства, и, во-вторых, обеспечивать режим саморазвития [3, с.152].

Н. М. Лебедева выделяет набор характеристик (инновативных качеств личности), которые способствуют позитивному отношению к инновациям и активному включению в инновационный процесс: желание заниматься творчеством; независимость; поощрение креативности в других людях; готовность вкладывать денежные средства в инновации; способность действовать в нестабильной среде; уверенность в том, что изменения - это путь к успеху; нацеленность на будущее; готовность к риску; креативность; открытость всему новому; стремление к разнообразию; смелое отношение к неизвестному; активный поиск новых возможностей. Она выделила три фактора, которые объединяют эти характеристики: креативность, риск ради успеха, ориентацию на будущее [6]. Н. М. Лебедева определяет как индекс инновативности . Данное словосочетание употребляется в основном в экономической литературе, в психологии синонимом ему является инновационный потенциал. Общий уровень развития этих качеств у студентов психологов приведен ниже в результатах нашего исследования.

Мы провели исследование психологической готовности к инновационной деятельности студентов психологов старших курсов. В исследовании приняли участие 86 студентов психологов в возрасте 20-22 лет.

В качестве инструментария использовались следующие методики: «Готовность к инновационной деятельности» (Краснорядцева О.М.,Клочко В.Е.), методику "Шкала самооценки инновативных качеств личности» (Н.М.Лебедева, А.Н.Татарко), тест «Способность к прогнозированию»Л.А. Регуш, методика определении индивидуальных копиг-стратегий Э.Хайма.

Анализ полученных данных по методике «Готовность к инновационной деятельности» (О.М. Краснорядцева, В.Е.Клочко) показывает, что среди студентов психологов старших курсов наблюдается высокая выраженность (уровень выше среднего) признаков психологической готовности к инновационной деятельности. У второй половины респондентов наблюдается средний уровень выраженности к инновационной деятельности. Высокий и низкий уровни исследуемых признаков не встречается у старшекурсников.

Также по результатам данной методики можно говорить, что более чем у половины испытуемых наблюдается достаточно высокая выраженность (60% ), а также выражена «Готовность к переменам»(64%). Респондентам характерны открытость миру и самому себе, интеральный локус контроля, уверенность в собственных силах, ответственность за свою деятельность.

При исследовании инновативных качеств (креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее) современной молодежи мы выяснили, что 54 % студентов психологов имеют средний индекс иннновативности (Ме = 3,25) и 16 % - высокий индекс инновативности (Ме = 4,41), также наблюдается 30% респондентов с низким индексом инновативности ( Ме = 1,75). В группе испытуемых со средним индексом инновативности наблюдается средняя выраженность инновативных качеств: креативности (Ме = 14), способности рисковать ради успеха (Ме = 12), но высокая выраженность ориентированности на будущее (Ме = 17). В группе испытуемых с высоким индексом инновативности высоко выражена кретивность (Ме = 19,5), а такжевысокий индекс выраженности показателя риск ради успеха (Ме =18). Таким образом, у большинства будущих психологов наблюдается средний индекс инновативности. Можно сделать вывод, что в целом у студенты старших курсов наблюдается позитивное отношение, но инновативные качества у них недостаточно выражены. В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский совокупность инновативных качеств считают лишь частью инновационного потенциала личности. Таким образом, развитие данных инновативных качеств (креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее) будет способствовать развитию инновативного потенциала будущего психолога.

К вариативной составляющей готовности к осуществлению инновационной деятельности можно отнести способность к прогнозированию, т.е. способности выйти на надситуативный уровень в решении нестандартной ситуации.

По результатам методики «Средний» уровень способности к прогнозированию наблюдается у 59% испытуемых, а «Высокий» уровень у 41% испытуемых. Т.е. в целом можно сказать, что будущие психологи имеют достаточно средние и высокие показатели к способности прогнозированию.

Если проанализировать выраженность качества мышления, такие как аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность и доказательность, то можно сказать, что у студентов старших курсов, выражены такие качества мышления как гибкость и перспективность, маловыражено такое качество мышления как осознанность. Способность к прогнозированию(Гибкость) взаимосвязана с креативностью (R= 0,460, p<0,05), а также с ориентацией на будущее (R= 0,467, p<0,05) и инновативностью (R= 0,456, p<0,05).

Любая инновация всегда связана с преодолением сопротивления. И теоретический анализ психологических факторов оптимизации показал, что одним из таких факторов является адаптивное копинг-поведение. Поэтому следующей задачей исследования стало определить индивидуальные копинг-стратегии студентов психологов. Проанализировав копинг-стратегии у респондентов со средневысоким и средним уровнем выраженности готовности к инновационной деятельности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне, мы получили следующие результаты: у большинства испытуемых(80%) со средневысоким и средним уровнем выраженности наблюдаются относительно продуктивные копинг-стратегии на когнитивном и поведенческом уровне и продуктивные копинг-стратегии на эмоциональном уровне. В целом, можно сказать, что для студентов старших курсов характерен субъективно-ориентированный стиль реагирования в нестандартных ситуациях - следствие эмоционального реагирования (Эмоц. коппинг стратегии Креативность (R= 0,604, p<0,01), Ориен.на буд. (R= 0,438, p<0,05), Инновативность (R= 0,441, p<0,05).

Список литературы:

  1. Белоусова А.К., Гугуева З.С., Молохина Г.А. Особенности стиля мышления человека в инновационном процессе. Российский психологический журнал. 2007. Т.4, №2 С. 35-47.

  2. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности». Вестник Томского государственного университета. 2010.№339. С.151-155.

  3. КлочкоВ.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст. Томский государственный университет 2009. №325. С.146-151

  4. Краснорядцева О.М., Баланев Д.Ю., Щеглова Э.А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности. Сибирский психологический журнал 2011. Вып.40. С.164-175.

  5. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Методика исследования отношения личности к инновациям. URL: hse.ru / data / 2010 / 03 / 27 / 1217653332 / .

  6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 01.02.2012).


© 2010-2022