Сценарий классного часа для старшеклассников по теме Учимся жить в современном мире

Цель занятия: Профилактика экстремизма и терроризма в молодёжной среде. Тип урока: Формирование новых знаний. Задачи: Образовательные: Формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности; об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера. Воспитательные: Формирование способности следовать нормам поведения и исполнять законы; воспитание  нравственных представлений об окружающем  мире. Развивающие: Развитие речи, м...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Викторина «Что я знаю об экстремизме?»

1.Склонность и приверженность личности или группы к крайним взглядам или действиям.

А Синофобия

2.Систематическое использование насилия и угроз для того, чтобы подвинуть правительство или общество к принятию определенных политических требований.

Б Национализм

3.Навязчивый страх перед незнакомыми лицами; ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

В Экстремистская деятельность

4.Отрицательное представление о евреях, неприязнь и предубеждение к ним, основанные на религиозных либо этнических предрассудках, разновидность ксенофобии.

Г Экстремизм

5.Свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.

Д Ксенофобия

6.Полное отрицание прав и свобод человека, потенциальная и реальная угроза миру и безопасности человечества.

Е Расизм

7.Форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Ж Субкультура

8.Совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

З Толерантность

9.Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»)

И Антисемизм

10.Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

К Терроризм

11.Неприязнь к жителям Кавказа, цыганам, азиатам.

Л Фашизм


КЛЮЧ

Каждый правильный ответ - 1 балл

1-Г, 2-К, 3-Д, 4-И, 5-Ж, 6-Л, 7-Б, 8-Е, 9-3, 10-В, 11-А













































Тема: «Учимся жить в современном мире»

Цель занятия: Профилактика экстремизма и терроризма в молодёжной среде.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Задачи:

Образовательные:

Формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и

террористической деятельности; об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера.

Воспитательные:

Формирование способности следовать нормам поведения и исполнять законы; воспитание нравственных представлений об окружающем мире.

Развивающие:

Развитие речи, мышления, эмоционально-волевой сферы; умений и навыков правильных действий в ситуации отказа; способности наблюдать и делать выводы.

Участники: учащиеся 9-11 классов.


План

проведения занятия с психологом


  1. Опережающее домашнее задание.

  2. Викторина «Что я знаю об экстремизме?»

  3. Устный опрос «Законы РФ о противодействии экстремистской деятельности»

  4. Дискуссия.

  5. Составление психологических портретов экстремистской и толерантной личностей.

  6. Разработка правил уверенного поведения и алгоритма оптимального отказа.

  7. Подведение итогов занятия.
















Ход занятия

I этап

Домашнее задание

Проблемно-информационный поиск

За неделю проведения классного часа учащимся даётся домашнее задание:

  1. Изучить материал об экстремизме (выбор материала не ограничивается)

  2. Изучить законы РФ о противодействии экстремизму и ответственности за экстремистскую деятельность.


II этап

Актуализация знаний

Цель: Определить степень осведомлённости учащихся по проблеме антиобщественных проявлений подростков и молодёжи.

1.Викторина «Что я знаю об экстремизме?»

Инструкция: Даётся развёрнутое понятие, учащиеся должны назвать определение.

  1. Склонность и приверженность личности или группы к крайним взглядам или действиям. (Экстремизм)

  2. Систематическое использование насилия и угроз для того, чтобы подвинуть правительство или общество к принятию определенных политических требований. (Терроризм)

  3. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами; ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.(Ксенофобия)

  4. Отрицательное представление о евреях, неприязнь и предубеждение к ним, основанные на религиозных либо этнических предрассудках, разновидность ксенофобии. (Антисемизм)

  5. Свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. (Субкультура)

  6. Полное отрицание прав и свобод человека, потенциальная и реальная угроза миру и безопасности человечества. (Фашизм)

  7. Форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности. (Национализм)

  8. Совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. ( Расизм)

  9. Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»). (Толерантность)

  10. Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. (Экстремистская деятельность)

11. Неприязнь к жителям Кавказа, цыганам, азиатам. (Синофобия)

( За каждый правильный ответ учащийся получает фишку. По итогам проведённой викторины вручается Отличительный Знак 1-го уровня «За добросовестное выполнение домашнего задания»).

  1. Устный опрос «Законы РФ о противодействии экстремистской деятельности».

Инструкция: Учащиеся в свободной форме называют законы РФ и статьи из них, в которых говорится об ответственности за антиобщественные деяния и противоправные действия экстремистского характера.

В помощь педагогу:

1.Конституция РФ

Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных организациях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

Автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона, признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

  1. УК РФ

Статья 282 «Возбуждение расовой или религиозной вражды», которая гласит:

1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации -

наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок от 2 до 4 лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) с применением насилия или угрозой его применения;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) организованной группой,

наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.

Под насилием как способом совершения данного преступления, предусмотренного п. а) ч.2 понимается умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью без отягчающих обстоятельств, либо умышленное причинение легкого вреда здоровью, либо побои. Применение при этом более опасных форм насилия повлечет за собой дополнительную квалификацию, например ст. 111 - «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», или ст. 105 - «Убийство».

Уголовная ответственность по ст.282 УК РФ наступает с 16-ти лет, а по ст.ст.111, 105 и 213 (хулиганство) с 14 лет.

Поэтому, не достигшие 16-летнего возраста подростки, не уйдут от ответственности. Их действия будут квалифицироваться по другим статьям уголовного кодекса, в зависимости от содеянного и наступивших последствий.

( За каждый правильный ответ учащийся получает фишку. По итогам проведённой викторины и устного опроса вручается Отличительный Знак 2-го уровня «За лучшее знание законов РФ»).

III этап

Дискуссионный

Цель: Помочь учащимся осознать, что экстремистская деятельность является противозаконной и антигуманной.

Инструкция: Учащиеся заслушивают информацию и дают свою оценку .

В помощь педагогу: Факты экстремистских проявлений среди молодёжи и подростков в РФ

В сентябре 2002 г. в Санкт-Петербурге скинхеды забили насмерть выходца из Азербайджана. В феврале убили 23-х летнего студента из Маврикия. В сентябре 2003 года от рук экстремистов (в лагере таджикских цыган под Петербургом) погибла 6-ти летняя девочка, 14 декабря того же года, в районе Невского проспекта был убит гражданин Кореи Ким Хеника, студент. Еще один кореец погиб в начале марта 2004 г. В декабре 2004 г. скинхеды жестоко расправились с ненцем Сергеем Бельды, которого приняли за китайца. 9 февраля 2004 г. группой «бритоголовых» была убита 9-летняя таджикская девочка Х.Султанова. 13 марта 2004 г. студент-сириец был сброшен на рельсы метро.

На втором месте по количеству подобных расправ стоит Москва.

30 октября 2001 г. банда бритоголовых, вооруженных железными прутьями (около 300 человек) учинила погром на Царицинском рынке. Были убиты 35-летний Кумару Шарме Провиди и 37-ми летний москвич В. Кулиджанян. 11 октября 2001г. в районе Митино скинхедами убит азербайджанец, 28 марта на Дмитровском шоссе зарезан 22-х летний житель Петрозаводска. В тот же день в этом районе убит гражданин России армянского происхождения Яхшибеков. 29 ноября 2003 г. бандой экстремистов убит азербайджанец Э. Мамедов. В конце марта был избит и умер от побоев афганец Абдул Керим.

Особенно поражает тот факт, что в бандах участвуют подростки, не достигшие 14-ти летнего возраста.

К сожалению, это не отдельные случаи проявления беспредельной жестокости в подростковой и молодежной среде. Число экстремистских банд и формирований растет.

Только по данным ГУВД Москвы, на территории столичного региона действуют шесть неформальных молодежных группировок экстремистской направленности:

- «Кровь и честь», приблизительная численность 500-600 человек;

- «Объединенные бригады-88» - 100-200 человек;

- «Русская цель» - 50-100 человек;

- «Московский скинлегион» - 100 человек;

- «Легион Русская атака» - до 100 человек;

- «Русские девушки» 50-100 человек.

На смену «скинхедам» - традиционалистам» приходят «бригады», сколоченные по территориальному признаку, либо по приверженности к тому или иному спортивному клубу. Они более сплоченны, многочисленны и имеют опыт уличных столкновений. Многие их них не имеют даже названий и состоят в основном из учащихся школ, колледжей и техникумов.

Противоправные действия отмечаются и со стороны наиболее агрессивно настроенных футбольных «фанатов». Среди них выделяются «Гладиаторы», «Кидс», «Суппорте», «Бело-голубые динамиты». Для снятия агрессии, в случае неудачной игры любимой команды, фанаты вместе со скинхедами могут участвовать в погромах и хулиганских действиях, как было на московских рынках в Ясенево и Царицино.

Пропаганда идей нацизма также ведется через рок-группы, фашистской ориентации, так называемую корпорацию тяжелого рока (лидер С.Троицкий, кличка «Паук»), куда входят такие команды как «Коррозия металла», «Неаппетитные облака», «Шмели» и др. Концерты этих групп могут заканчиваться хулиганством и другими противоправными проявлениями.

Увеличение случаев физического насилия в отношении иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, разгул экстремистских банд, помимо гибели ни в чем неповинных граждан, непоправимого нравственного и психического урона самим участникам, влечет за собой отрицательный резонанс на международной арене и значительное снижение числа иностранцев, обучающихся в наших высших учебных заведениях.

Вопросы для обсуждения

1.Какие чувства у вас вызывают услышанные факты?

2.Как называются описанные действия подростков и молодёжи?

3. Какую оценку вы дадите подобным действиям?

4.Сталкивались ли вы с подобным в своей жизни?

5. Знакомы ли вы с подобными фактами из СМИ?

( За участие в дискуссии каждый учащийся получает фишку. По итогам проведённой дискуссии вручается Отличительный Знак 3-го уровня «Самому активному участнику дискуссии»)

IVэтап

Психологический

Цель: Учить подростков с вниманием относиться к окружающим их людям, замечать в них как негативные, так и позитивные черты.

Задание №1: Мы обсудили факты противозаконных действий среди подростков и молодёжи. Попробуйте составить психологический портрет молодого человека, склонного к экстремистским действиям.

В помощь педагогу:

Социологический опрос, который проводился в Санкт-Петербурге в 1996-97-х гг., позволил составить социально-психологический портрет экстремистски настроенного молодого человека. Это человек, который очень сильно ощущает свою «невписанность» в существующие социальные отношения и испытывает страх перед будущим. Он чаще агрессивно настроен и тяготеет к разного рода крайностям. Он некритичен по отношению к криминалу и стремится решить жизненные проблемы силовыми способами, отличающимися пренебрежением к действующим правовым нормативам. Этот человек - псевдопатриот и националист. Он не интересуется политикой, хотя является ярко выраженным приверженцем крепкой власти, главным образом, диктатуры. Этот молодой человек склонен ориентироваться на негативные моральные стереотипы. Часто он является выходцем из неблагополучной, хотя и не бедной, порой неполной семьи. У него имеется репутация трудного подростка из-за трудностей в обучении, которые могут послужить причиной комплекса неполноценности. Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Задание№2: А теперь попробуйте создать психологический портрет молодого человека, не склонного к противоправным действиям.

В помощь педагогу:

Это законопослушный человек с активной жизненной позицией, для которого характерны такие черты как: толерантность, уважение к себе и другим людям, не имеющий влечения к употреблению ПАВ, умеющий распределять своё свободное время между досугом и занятиями, занимающийся спортом, поддерживающий доброжелательные отношения с окружающими людьми, патриот.

Толерантная личность принимает и понимает другую культуру, признаёт социокультурное многообразие, осознаёт многомерность общественного бытия; терпима. Для толерантного человека характерна устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов различного рода. Личностная толерантность проявляется на двух уровнях: на уровне сознания как личностное отношение и на уровне поведения как сознательное действие или поступок. В основе толерантности лежит наличие у субъекта собственной устойчивой позиции, обеспечивающей открытость и готовность к диалогу. Толерантные установки предопределяют свободный выбор субъекта, с признанием автономности и ответственности за него. Толерантность является своеобразной предпосылкой для выработки суждений, основой которых являются моральные ценности. Толерантность характеризуется с одной стороны устойчивостью проявлений, а с другой избирательностью к воздействию факторов окружающей действительности.

( За участие в составлении психологического портрета каждый учащийся получает фишку. По итогам проведённой работы вручается Отличительный Знак 4-го уровня «Знаток психологии»)

Vэтап

Обучающий

Цель: Учить подростков быть уверенными, уметь сказать «Нет!»

Задание: Представьте себе, что вас пытаются вовлечь в противоправные деяния. Как надо вести себя в подобной ситуации, если вы понимаете это и не хотите быть втянутым в неприятности?

Инструкция: Учащиеся разбиваются на группы и коллективно разрабатывают правила уверенного поведения и алгоритм оптимального отказа.

В помощь педагогу:

Основные навыки уверенного поведения.

  • Использование местоимения «я», отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

  • Прямое и честное выражение собственного мнения без оглядки на окружающих. Например: «Я думаю, что это плохая идея», «Я считаю, что это незаконно».

  • Способность отказывать и говорить «нет», когда это необходимо. Например: «Нет. Мне это не подходит», «Я не хочу делать это».

  • Открытость в выражении чувств и требований. Например: «Я зол», «Я хочу, чтобы вы больше со мной об этом не говорили».

  • Способность устанавливать контакты, инициировать, начинать и оканчивать беседу и др. Например: «Здравствуйте, давайте познакомимся, меня зовут…»

Я имею право:
• Иметь свое мнение.
• Чувствовать уважение к себе.
• Выражать свои чувства.
• Принимать решение о том, как проводить время.
• Говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом.
• Отстаивать свои интересы.
• Говорить «нет», не испытывая чувства вины.
• Устанавливать свои приоритеты.
• Выбирать, как поступать в каждой конкретной ситуации.
• Не оправдываться.

Алгоритм уверенного поведения

Шаг 1

Чтобы отказать, нужно обладать внутренней решимостью сделать это. Нащупайте, почувствуйте свою решимость. Если она маленькая - увеличьте ее. Подумайте, чего на самом деле добивается ваш партнер, насколько он честен с вами, какие негативные последствия принесет вам вынужденное согласие. Скажите сначала самому себе: "Нет, я этого делать не буду, и сейчас сообщу об этом".

Шаг 2

Говорите "нет", используя местоимение "Я": "Я этого делать не буду", "Мне это не подходит" и т.п. После этого кратко и четко поясните, почему это именно так, обоснуйте отказ. А чтобы ваш отказ был действительно убедительным, обратите внимание на свою позу, интонацию - они должны быть уверенными, не заискивайте, не извиняйтесь.

Шаг 3

Теперь спокойно выслушайте возражения партнера. Это вполне естественно, с первого раза никто не оставит попыток вас переубедить. Ничего страшного. Озвучьте свою позицию еще раз (и два, и три, эта техника именно поэтому называется "Заезженная пластинка") - "Да, я вас понял, но делать этого все равно не буду, потому что...". Далее следуют ваши аргументы. (За самые интересные идеи команды получают фишки.)

VIэтап

Заключительный

1.Подведение итогов занятия: определение самого активного участника, вручение Отличительного Знака «Самому активному участнику».

2.В конце занятия участникам раздаются памятки.

Домашнее задание: Подготовить проект «Символ толерантности».

Литература:

  1. Федеральный закон от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ

  2. Красинский,В.В. Об основных проблемах применения Федерального закона «Опротиводействии экстремистской деятельности» / В.В. Красинский // Закон иправо. - 2003. - № 8. - С.22-31

  3. Конституция РФ

  4. Уголовный кодекс РФ

  5. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа /авт.-сост. М.Ю.Михайлина. - изд. 2-е. - Волгоград, 2014.-116 с.

  6. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. Михайлина, М.А. Павлова. - Волгоград, 2013.- 207 с.

  7. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги/ авт.сост. И.А. Устюгова. - Волгоград,2013. - 148 с.

  8. Власов,В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / В.И. Власов. - М.: Изд-во РАГС,2003. - 175с.

© 2010-2022