Организация здоровьесберегающей среды в школе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающая организация учебного процесса как основа здорового развития учащихся


Павленко Ольга Михайловна

педагог-психолог МКОУ СОШ №10 г. Россошь

Россошанского муниципального района Воронежской области


Проблема здоровья занимает особое место в организации школьного обучения. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.

В связи с этим важна правильная организация учебной деятельности. Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает возможности обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одним из направлений работы педагогического коллектива является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего учебного процесса, решение следующих задач:

  • организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

  • создать условия ощущения у детей радости в процессе обучения;

  • научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

  • воспитывать культуру здоровья;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • мотивировать на здоровый образ жизни;

  • научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • внедрить инновационные педагогические технологии;

  • принимать участие в научно-практических конференциях.

Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска, в школе разработана система мер, включающая:

  1. Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника. Важнейшим параметром являются способности детей. Для этого используются тесты ШТУР, КОТ, опросник Шмишека, Леонгарда-Личко и другие. Анкетирование среди школьников помогает получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми важно установить причины такого отношения.

Для того, чтобы выявить коммуникативные связи, которые возникают между детьми проводится анкета «Умеете ли вы общаться?», «Социометрия». Они дают информацию о том, как происходит общение в классе. Классный руководитель изучает медицинские карты своих подопечных. Доводит индивидуальные особенности школьников до тех учителей, которые работают с ними.

  1. Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов. Для этого проводится анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагоги помнят, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1-2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов. Школьников учат навыкам планирования своей работы и самостоятельности.

  2. Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм. Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ.

  3. Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. Учитель обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их. Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом

    1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

    2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

    3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

Заметную роль в создании комфортных условий обучения играют созданные в нашей школе и активно работающие службы психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.


© 2010-2022