- Преподавателю
- Школьному психологу
- Организация здоровьесберегающей среды в школе
Организация здоровьесберегающей среды в школе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павленко О.М. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающая организация учебного процесса как основа здорового развития учащихся
Павленко Ольга Михайловна
педагог-психолог МКОУ СОШ №10 г. Россошь
Россошанского муниципального района Воронежской области
Проблема здоровья занимает особое место в организации школьного обучения. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.
В связи с этим важна правильная организация учебной деятельности. Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает возможности обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одним из направлений работы педагогического коллектива является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего учебного процесса, решение следующих задач:
-
организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
-
создать условия ощущения у детей радости в процессе обучения;
-
научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
-
воспитывать культуру здоровья;
-
развивать творческие способности учащихся;
-
мотивировать на здоровый образ жизни;
-
научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
-
внедрить инновационные педагогические технологии;
-
принимать участие в научно-практических конференциях.
Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы.
Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска, в школе разработана система мер, включающая:
-
Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника. Важнейшим параметром являются способности детей. Для этого используются тесты ШТУР, КОТ, опросник Шмишека, Леонгарда-Личко и другие. Анкетирование среди школьников помогает получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми важно установить причины такого отношения.
Для того, чтобы выявить коммуникативные связи, которые возникают между детьми проводится анкета «Умеете ли вы общаться?», «Социометрия». Они дают информацию о том, как происходит общение в классе. Классный руководитель изучает медицинские карты своих подопечных. Доводит индивидуальные особенности школьников до тех учителей, которые работают с ними.
-
Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов. Для этого проводится анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагоги помнят, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1-2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов. Школьников учат навыкам планирования своей работы и самостоятельности.
-
Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм. Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ.
-
Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. Учитель обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их. Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом
-
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
-
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
-
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
-
Заметную роль в создании комфортных условий обучения играют созданные в нашей школе и активно работающие службы психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.