Профориентационная игра для младших подростков

Большинству школьников составляет больших трудов определиться с профилем дальнейшего обучения и выбором профессии. Одна из причин этого – скудные представления о содержании труда представителей той или иной профессии, о нюансах профессиональной деятельности (например, какие психические процессы и качества личности нужны в первую очередь представителю данной профессии). Есть большая вероятность совершить одну из ошибок при выборе профессиональной деятельности (таких как, «следовать пожелания...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Егорьевская средняя общеобразовательная школа»

Егорьевский район








Авторская профориентационная игра

«Коротышки осваивают новые профессии»


(В качестве приложений использован материал:

Г. Семёнова. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Газета «Школьный психолог», №2,3, 2007)











Разработчик:

педагог-психолог

Перова Диана Юрьевна









с. Новоегорьевское

2014 г.


Сценарий большой психологической игры


  1. Название: проектная игра «Коротышки осваивают новые профессии»

(по мотивам романа - сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)

  1. Цель игры: Создание условий для проживания младшими подростками профессиональных ролей архитектора, биолога и инженера.


  1. Задачи игры:

    1. Расширение кругозора подростков, их знаний о мире профессий.

    2. Формирование у подростков представлений о содержании профессий архитектора, биолога и инженера.

    3. Моделирование профессиональной деятельности представителей данных профессий.

    4. Создание условий для развития коммуникативных качеств, умения подростков сотрудничать, работать в группе, повышение сплоченности школьного коллектива.

    5. Развитие навыков целеполагания и планирования своей деятельности.

    6. Развитие критичности к результатам своей деятельности и деятельности группы.


  1. Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра:

Большинству школьников составляет больших трудов определиться с профилем дальнейшего обучения и выбором профессии. Одна из причин этого - скудные представления о содержании труда представителей той или иной профессии, о нюансах профессиональной деятельности (например, какие психические процессы и качества личности нужны в первую очередь представителю данной профессии). Есть большая вероятность совершить одну из ошибок при выборе профессиональной деятельности (таких как, «следовать пожеланиям родителей», «получить профессию за компанию с другом», «ориентироваться только на школьный предмет, который нравится» и т.д.) не имея достаточных представлений о содержании труда определенных специалистов. Помочь школьникам определиться в выборе профиля обучения и в дальнейшем с выбором профессии посредством «примеривания» на себя профессиональных ролей призвана эта игра.


  1. Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета

Тип сюжета - волшебный;

Игровой результат - более или менее сформированные представления школьников о содержании труда представителей профессий: архитектор, биолог, инженер, а также игровой опыт определенной профессиональной деятельности.

Описание сюжетной канвы:

В Цветочном городе течет обычная жизнь, коротышки все заняты своими делами… Но размеренный ритм жизни нарушается криком души профессора Умочкина (друга и коллеги Знайки). Он присылает Знайке сообщение по сети Интернет с просьбой о помощи. В сообщении говорится о том, что в результате научных опытов с торсионными полями исчез весь город Лимонный, в котором жил Умочкин (вместе со всеми домами и жителями). Если в течение недели не восстановят хотя бы половину всех зданий, машин и живой природы (по чертежам, а также с помощью воображения), то все жители вместе с домами так и останутся в ином измерении. Знайка собирает всех коротышек и объявляет им о происшествии в Лимонном городе. У многих коротышек в Лимонном городе жили друзья и родственники, поэтому такое известие повергло их в шок, и они с готовностью откликнулись помочь. Но что для этого надо сделать? Умочкин сообщает, что воссоздать потерянный город совместными усилиями могут архитекторы, инженеры и биологи. Но где взять столько специалистов, да ещё в такой короткий срок? Выход один - всем коротышкам надо срочно переквалифицироваться в архитекторов, биологов и инженеров. Коротышки делятся на группы и приступают к обучению новым профессиям. После успешного курса обучения профессиональные сообщества архитекторов, инженеров и биологов приступают к созданию проекта Лимонного города. После подготовки проекта каждое профессиональное сообщество защищает свой проект (как выглядит Лимонный город с точки зрения представителей каждого профессионального сообщества): биологи представляют флору и фауну города, архитекторы - здания, сооружения, инженеры - транспорт, коммуникации. Затем от каждого профессионального сообщества выдвигается представители, которые «собирают по кусочкам» картину Лимонного города. Остальные коротышки помогают им. Если за определенное время удалось воссоздать Лимонный город, то всё возвращается на круги своя: возвращаются все жители Лимонного города. Если же воссоздать город в проекте не удалось, то все друзья и родственники коротышек (жители Лимонного города) оказываются безвозвратно потерянными в торсионных полях…


  1. Время на игру и обсуждение

Общее время на игру - 1,5 - 2 часа, на обсуждение - около 20 минут.


  1. Участники:

- Возраст участников: 11-12 лет

- Размер группы: не менее 10 человек.

- Сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих? Один ведущий

- Предусмотрено ли участие педагогов, кого и в каком качестве (участник, наблюдатель, соведущий, др.). Предусмотрено участие 3 педагогов либо заранее подготовленных старшеклассников в качестве участников (профессоров Умочкина, Думкина и Читайкина).


  1. Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя). Широкие возможности продолжения игры и в деятельности психолога, и в деятельности классного руководителя (при условии наличия методического материала).

Например, следующую игру или игровое занятие можно построить, развивая сюжет романа - сказки таким образом:

1ситуация. В обновленном Лимонном городе совершена серия краж реликвий из музея. Срочно требуются следователи, чтобы найти преступников, а также археологи, чтобы составить описание украденных реликвий (так как они участвовали в раскопках и знают как выглядят реликвии). А также требуются журналисты, чтобы освещать в прессе эту историю.

2 ситуация. Состоится грандиозный Форум искусств, на который приедут представители творческих профессий из нескольких городов. Срочно нужны участники! Коротышки осваивают творческие профессии (писатель, актер, художник).

Игру или игровое занятие можно построить подобным образом или внести некоторые изменения. Смысл остается тот же: формирование представлений школьников об определенной профессиональной деятельности, проектирование этой деятельности, её проживание.


  1. Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа

Время

на

проведение


Содержание каждого этапа

Задачи, решаемые на

каждом этапе

Материалы, необходимые для проведения

1.






























2.









3.









4.











5.








6.








7.










8.

15 минут






























20-25 минут









20 минут

(5 минут - на подготовку, и по 5 минут на представление профессии)





20-25 минут










15 минут

( по 5 минут на каждую команду)






15 минут








10 минут









15-25 минут

Вживание участников в игровое пространство.

Ведущий (психолог)

Добрый день, мальчишки и девчонки! Сегодня мы с вами побываем одновременно и в прошлом (нашем детстве), и в будущем (взрослой жизни). Сегодня мы с вами перевоплотимся в героев известной и многими любимой романа-сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтобы перевоплощение было как можно более полным, мы выберем себе роли и изготовим элементы костюмов своих героев, чтобы вас легко можно было узнать. Вот коробочка, из которой вы берете наугад карточку со своим новым именем. Затем из имеющихся материалов вы готовите элемент своего костюма так, чтобы вас можно было узнать.

Когда всё будет готово, ведущий продолжает игру. Все участники рассаживаются полукругом на стулья.

Ведущий: В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их звали потому, что они были очень маленькие. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы. А сам город назывался Цветочным городом. В каждом домике на улице Колокольчиков жили малыши - коротыши. Самым главным был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали так за то, что он знал очень много (а все потому, что он много читал). В этом же домике жил доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Здесь жил также механик Винтик со своим помощником Шпунтиком. Жил Сиропчик, который был очень вежливым и любил газированную воду с сиропом. Ещё жил охотник Пулька. У него была собака Булька и ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. Он носил яркую голубую шляпу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. У Незнайки был друг Гунька, с которым он мог болтать по целым часам.

(Когда ведущий говорит о каком- то малыше, этот герой выходит и представляется).

В Цветочном городе текла обычная жизнь, и все коротышки были чрезвычайно заняты своими обычными делами. Но однажды…

В один прекрасный день Знайка по привычке просматривал свою электронную почту и ему попалось на глаза сообщение от его друга профессора Умочкина, которое было просто криком души.

Знайка читает сообщение профессора следующего содержания:

«Дорогой мой друг Знайка! Я совершил страшную оплошность! Мы с профессорами Думкиным и Читайкиным проводили опыты, в которых изучали влияние торсионных полей. И получили неожиданный результат: мы вышли из своей научной лаборатории и увидели, что наш родной Лимонный город со всеми его жителями и домами исчез. И сами мы не может вернуть его назад. Если в течение недели не будет восстановлена хотя бы две трети всех зданий, машин и живой природы, то все жители так и останутся в ином измерении. Восстановить город можно разными способами: в виртуальном плане, в воображении и по чертежам) архитекторы, инженеры и биологи. Тут, что называется, все средства хороши, лишь бы успеть за неделю. Помогите, коротышки, умоляю вас! Для восстановления города нужно много специалистов, а нас всего трое! Знаечка, расскажи коротышкам о нашем горе, помогите вернуть город!».

Ведущий:

Такой вот крик души профессора Умочкина! У многих коротышек в Лимонном городе жили друзья и родственники, поэтому такое известие повергло их в шок, и они с готовностью откликнулись помочь. Но что для этого надо сделать? Умочкин сообщает, что воссоздать потерянный город совместными усилиями могут архитекторы, инженеры и биологи. Но где взять столько специалистов, да ещё в такой короткий срок? Выход один - всем коротышкам надо срочно переквалифицироваться в архитекторов, биологов и инженеров.

Освоение коротышками новых профессий.

Ведущий:

Ну что ж, задача ясна. Сейчас каждый из вас выберет себе новую профессию по душе. Те, кто хочет освоить профессию архитектора, подойдите к профессору Умочкину, кто желает переквалифицироваться в инженера - к профессору Думочкину, а те, кто хочет стать биологом - в профессору Читайкину. Главное, чтобы число претендентов было примерно равным.

Коротышки делятся на 3 равные группы (по желанию или по жребию) и приступают к обучению новым профессиям. Инструкторами по обучению выступают профессора Умочкин, Думкин и Читайкин ( в каждой группе свой инструктор - педагог либо старшеклассник).

Ведущий координирует процесс.

Работа по «Обучению профессиям» идет по группам. В течение заданного времени герои должны попробовать себя в качестве профессионала. В Приложениях представлен весь необходимый материал для инструкторов.

Защита профессии

Каждая группа профессионалов должна представить свою профессию, которой они овладели (нужно рассказать о ней с помощью разных средств: жестов, слов, используя рисунки, песенки, танец и т.д. - кто как сможет). При этом особое внимание уделяется тому, чтобы была раскрыта сущность профессии, необходимые профессионально важные качества и навыки.

Ведущий: Уважаемые коротышки! Вы прошли ускоренный курс обучения новым для вас профессиям. А ведь после каждого курса обучения бывают экзамены! У вас они тоже сейчас будут. Вам нужно представить свою профессию, рассказать о ней остальным коротышкам. Вы можете это сделать в виде сценки, танца, стихотворения, рассказа - в общем, кто во что горазд! Но непременно должна быть раскрыта сущность профессии, те качества, умения и навыки, которыми должен обладать профессионал.

5 минут вам дается на подготовку, и по 5 минут на каждую команду для представления профессии. Помните, что мы ограничены во времени!

Подготовка проекта Лимонного города.

Ведущий: Дорогие коротышки! Теперь вы профессионалы в своем виде деятельности. Сейчас мы подошли к главному, ради чего все это делали: в течение ближайших нескольких дней (а в пересчете на человеческое время - в течение 20 минут) вы должны будете воссоздать в своих проектах Лимонный город. Если же вы с этим заданием не справитесь, то все ваши друзья - коротышки из Лимонного города бесследно исчезнут в торсионных полях.

Проекты у каждого профессионального сообщества будут свои. Для архитекторов это - здания и сооружения, мосты и т.д. Для инженеров - машины и коммуникации. Для биологов - живая природа города и пригорода, сады, парки и т.д. Но имейте ввиду, что после того, как вы представите свои проекты, вам нужно будет всем объединиться и на основе своих проектов создать один общий проект - проект Лимонного города. Вам будут помогать ваши наставники - профессора Умочкин, Думочкини и Читайкин (но только на этапе создания проектов профессиональных сообществ), а на этапе создания общего проекта они будут экспертами. Их задача - оценить, насколько полно в проекте вы воссоздали Лимонный город. Вы можете использовать различные Энциклопедии (они у нас в наличии), а также Летопись жизни коротышек (роман - сказка Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»). За работу!

Представление проекта.

Каждая профессиональная группа должна представить свой проект города с помощью чертежей, устных или письменных описаний, связного интересного рассказа и т.д. (в любой форме). Главный критерий - наиболее полно описать свою смоделированную реальность.

Ведущий: А сейчас настал очень ответственный момент. Мы все здорово потрудились, чтобы выручить из беды жителей Лимонного города.

Каждое профессиональное сообщество приложило все усилия, чтобы освободить наших друзей от коварного влияния торсионных полей. Каждое сообщество сейчас представит свой проект.

Профессиональные сообщества коротышек представляют свои проекты.



Подготовка проекта

«Общая картина Лимонного города»

Ведущий: Уважаемые коротышки! До цели уже осталось совсем немного. У нас уже есть проекты зданий и сооружений, живой природы, транспорта и коммуникаций. Дело за малым: соединить все это в единую картину, как стеклышки в калейдоскопе. Вы можете работать все вместе, но сначала выберите актив - от каждого профессионального сообщества. Актив будет координировать всю работу. Общий проект должен быть как можно полнее, тогда профессора Думочкин, Умочкин и Читайкин смогут узнать свой город.

Очень ответственна роль профессоров на этом этапе. Пока готовится общий проект, их задача - подготовить как можно больше вопросов о городе, которые они будут задавать коротышкам на этапе защиты проекта. По тому, насколько полно составлен проект, как полно в нем учтены потребности жителей города, будет зависеть их оценка всего проекта.

Защита большого проекта «Общая картина Лимонного города»

Коротышки представляют общий проект Лимонного города.

Ведущий: Развязка близка. Скоро мы узнаем, сможем ли вновь увидеть своих родных и друзей, которых мы так стремились выручить на протяжении всей игры. Профессора сейчас уже не смогут нам помогать. Они и так научили нас всему, чему могли. Сейчас они будут выступать в роли экспертов и судей. После того, как вы представите проект, они посовещаются и скажут нам свое слово, возможно ли возвращение наших друзей. Это будет зависеть от того, насколько полно вы воссоздали город.

Коротышки представляют общий проект Лимонного города.

Не менее ответственна роль профессоров и на этом этапе! Их задача - оценить, на сколько процентов воссоздан Лимонный город (нужно не менее 75 %).

После представления общего проекта профессора задают вопросы, которые они составили на предыдущем этапе. Затем они, посовещавшись, решают на сколько полно (конкретно, в процентах) восстановлена картина Лимонного города и озвучивают свое мнение - есть шанс или нет на возвращение жителей.

Завершающий этап. Обсуждение игры.

Ведущий предлагает поделиться своими впечатлениями, переживаниями. Происходит обсуждение игры в виде беседы за круглым столом.

В заключение участников просят заполнить специальные анкеты.



1.Создание игрового настроя

  1. Перевоплощение участников в героев сказки, вживание в роли




























Задачи:

  1. Составить представление о профессионально важныхкачествах, необходимых представителю каждой профессии

  2. Попробовать выполнить задания на тренировку каждого ПВК



  1. Структурирование опыта игровой профессиональной деятельности учащихся

  2. Получение обратной связи, насколько полно и точно они составили свое представление о содержании деятельности каждой профессии


  1. Структурирование опыта участников, создание целостной картины профессий.

  2. 2. Проигрывание возможностей применения навыков в практической профессиональной деятельности

  3. 3. Развитие умения работать в группе

  4. Развитие творческого воображения и мышления




  1. Тренировка умения грамотно и логично излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

  2. Закрепление представлений о содержании труда данных специалистов (инженера, биолога, архитектора)


  1. Развитие умения работать в группе

  2. Развитие умения координировать свои действия в соответствии с общей задачей





  1. Развитие критичности к результатам индивидуальной (личной) и групповой деятельности

  2. Развитие умения работать в большой группе

  3. Развитие умения соотносить свою деятельность с деятельностью других






  1. Подведение итогов игры

  2. Анализ сильных и слабых сторон игры и её отдельных элементов

  3. Осмысление игрового опыта

1. Цветы из различных материалов (картона, живые, искусственные) для создания образа Цветочного города

2. Картон, клей, краски, карандаши, степлер, веревки (нитки)

для создания элементов костюмов героев

3. Бейджики, ручки

4. Карточки с напечатанными именами героев сказки:

- Незнайка

- Знайка

- Гунька

- Пилюлькин

- Сиропчик

- Тюбик

- Торопыжка

- Молчун

- Ворчун

- Гусля

- Пончик

- Пулька

- Свистулькин

- Караулькин

(милиционеры)

- Кубик (архитектор)

- Медуница

- Синеглазка

- Снежинка

- Кнопочка

- Звездочка (певица)

- Фунтик (певец)

- Винтик

- Шпунтик

- Клепка

- Цветик (поэт)

- Авоська

- Небоська

(Положить их в небольшую картонную коробку)

5. Столы, стулья

6. Сообщение из Интернета от профессора Умочкина (распечатанное)














1. Рабочие тетради в клетку

2. Стимульный материал и задания для профессии архитектора

3. Стимульный материал и задания для биолога

4. Стимульный материал и задания для инженера

(Приложения № 1, 2, 3)

5. Карандаши, ручки




1. Канцелярские принадлежности









  1. Различные Энциклопедии

  2. Роман - сказка Н,Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (все части), в 2-3 экземплярах

  3. Канцелярские принадлежности (ватман, краски, карандаши, ручки, и т.д.)



  1. Канцелярские принадлежности,

  2. Школьная доска, мел







  1. Канцелярские принадлежности

  2. Все, что приготовили на этапе № 4 (подготовка проектов профессиональными сообществами)




Материалы те же, что и на этапе № 7.









Стол, стулья

11. Форма обсуждения игры: обсуждение игры происходит в виде беседы за круглым столом. В заключение участников просят заполнить специальные анкеты.

12. Комментарии. Желательно (но не обязательно), чтобы участники незадолго до игры прочитали или хотя бы просмотрели роман - сказку Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Приложение 1.

ПРОФЕССИЯ - АРХИТЕКТОР (материал для инструкторов)

Разминка «Восприятие информации на слух и ее запоминание»

На доске рисуется квадрат размером 6 x 6 клеток (рис. 2). Участники игры должны следить глазами за передвижениями воображаемого карандаша, которым управляет ведущий. Ведущий говорит, на сколько клеточек и в какую сторону надо проводить линию.

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 2

Ведущий. Представьте себе, что вы отступили на одну клетку слева внизу. Теперь вы ведете карандаш на три клетки - вверх, одна клетка - влево, три клетки - наискосок вправо вверх, три клетки - наискосок вправо вниз, одна клетка - влево, три клетки - вниз, одна клетка - влево, две клетки - вверх, две клетки - влево, две клетки - вниз, одна клетка - влево.


Затем участники игры рисуют у себя в тетрадях тот образ, который у них сложился.

Обсуждение

Ведущий. Сегодня вы испытаете свои силы в одной очень интересной профессии, которая называется «архитектор». Попробуйте ее сначала описать самостоятельно.
Устные ответы учащихся, затем ведущий обобщает их.
Архитекторы - специалисты, которые создают здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей: жилищные, спортивные, театральные, парковые сооружения, улицы, города.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему архитектору?
Зачем ему нужна математика, русский язык, история, география?
Какими способностями должен обладать архитектор?
Сначала ответы дают участники игры.

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Ведущий обобщает высказывания участников игры.
Ведущий. Во-первых, архитектор должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве, представлять в уме будущее сооружение, создавать его образ. Эту способность вы у себя проверяли, когда выполняли задание в начале урока.
Во-вторых, архитекторы должны уметь проектировать и конструировать. В этом вы обычно тренируетесь, когда собираете из деталей конструктора какое-либо сооружение. На занятии мы будем конструировать дома из геометрических фигур (китайская головоломка, рис. 3).

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 3

Задание - сложить дом из любых двух, трех, четырех элементов. Необходимо найти несколько вариантов.
В-третьих, архитекторы - творческие люди. Они должны иметь хорошее воображение.


Для проверки этой способности ведущий выступает в роли заказчика, которому необходимо спроектировать необычный дом. Архитектор может проявить свою фантазию, но обязан соблюсти пять условий:


1. Дом должен быть похож на космический корабль.
2. Дом должен иметь не менее двух этажей.
3. Все окна в доме должны быть разного размера и разной формы.
4. В окраске дома обязательно должны присутствовать два цвета - синий и желтый.
5. Дверь должна быть такой, чтобы ее удобно было открывать и маленькому человеку, и большому.


Представление и разбор проектов. Проверка соответствия выдвигаемым требованиям и оценка фантазии автора.

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

«Восприятие и глазомер»

Предъявляются три рисунка. На первом (рис. 4а) необходимо определить, какая из трех дорог, ведущих к трем домам, длиннее. На втором рисунке (4б) требуется соотнести высоту и ширину изображенной фигуры. На третьем рисунке (4с) сравниваются два расстояния - от носа верхней ящерицы до носа средней и от носа средней ящерицы до носа нижней. Какое расстояние больше?

Профориентационная игра для младших подростков

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 4а

Рис. 4б

Дискуссия

Предоставить возможность участникам игры рассказать, что нового они узнали о профессии архитектора.
Вопросы:
Кто знает фамилии знаменитых архитекторов?
Какие архитектурные сооружения в Москве вам нравятся больше всего?
Знает ли кто-нибудь их автора?
Постарайтесь узнать, кто их спроектировал.

Работа в тетрадях

Ведущий. На прошлом занятии вы на себе проверили три способности, которыми должны обладать архитекторы. Назовите эти способности. Четвертую способность вы опробовали в процессе выполнения разминки. Называется она - глазомер.
Зачем архитектору нужен хороший глазомер?

(Чтобы грамотно и точно соотносить размеры проектируемых сооружений.)
Пятая способность касается наличия логических способностей. Почему они необходимы архитекторам?
Обсуждение.
Испытать свои логические способности предлагается путем создания проекта дома, где необходимо сначала проанализировать предлагаемые условия, а затем нарисовать и сам дом. Дом должен удовлетворять следующим условиям:
1. Снаружи он должен казаться одноэтажным, а на самом деле быть трехэтажным.
2. Обязательно должен быть балкон, но не на первом этаже.
3. Весь первый этаж должен занимать гараж.
Обсуждение нарисованных вариантов проекта.

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 4с

Игра

Класс делится на три команды, каждая из команд получает задание на разработку проекта дома. Коллективный проект каждой команды затем обсуждается другими командами на соответствие требуемым условиям. На обсуждение выносятся другие варианты, которые также удовлетворяют заданным условиям.
Затем предлагаются следующие задания.
1. Великан и мальчик-с-пальчик решили жить в одном доме. Каким он должен быть, чтобы им обоим было в нем удобно?
2. Подружились Чиполлино и Буратино и решили выстроить для себя дом. Но в помещении от мальчика-луковицы у Буратино постоянно слезились глаза. Чиполлино же все время натыкался на острый нос своего деревянного друга. Каким должен быть их дом, чтобы они могли общаться друг с другом и при этом не испытывать неудобств?
3. Снегурочка и Огневушка-поскакушка также решили поселиться в одном доме. Каким он должен быть, чтобы ни та, ни другая не пострадали при совместном проживании?

Обсуждение результатов

- Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
- Какие задания было легко выполнять?
- Какие задания вызвали трудности и почему?


Приложение 3.

ПРОФЕССИЯ - ИНЖЕНЕР (материал для инструкторов)

«Зрительная память»

Внимательно посмотрите на рисунок в течение одной минуты, затем повторите изображения в той же последовательности у себя в тетрадях (рис. 1).

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 1

«Глазомер»

Ведущий. Давайте проверим ваш глазомер. Определите на глаз:

1. Каково расстояние от одной стены до другой?
2. Каковы длина и ширина классной доски?
2. Какова длина стола?
3. Каков рост Саши (Тани, Сережи...)?

Все ответы записываются, а затем проверяются.

Зачем инженеру нужен хороший глазомер? (Он постоянно имеет дело с размерами деталей создаваемых устройств, а ошибка в размерах может привести к возникновению неполадок в работе этих устройств.)

Дискуссия

Ведущий. Вы познакомитесь сегодня с очень интересной профессией, которая называется «инженер». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.

Устные ответы ведущий обобщает в виде краткого описания:

Инженеры создают и поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, то есть любые технические приборы и устройства. Многое из того, что нас окружает и без чего теперь невозможно представить свою жизнь, создано трудом инженеров.
Какими способностями должен обладать инженер? Какую способность вы проверяли во время разминки? Зачем инженеру нужна хорошая зрительная память? (Для того, чтобы проектировать приборы и механизмы или устранять в них неисправности, необходимо досконально знать и мысленно представлять их устройство.)
Перед тем как создать любое техническое устройство, обычно требуется грамотно сделать расчеты. Далее - нужно уметь анализировать все этапы работы, чтобы выявлять ошибки и устранять неисправности. Поэтому для инженера очень важны математические способности. Проверить их можно с помощью следующих заданий:

1. Впишите числа 4, 6, 7 и 8 так, чтобы уравнение было верным. ( _ + _ ) x ( _ - _ ) = 30

2. Впишите недостающие числа:

37

28

32

23

_

_

35

31

27

23

_

_

9

18

27

_

45

_

3. Впишите отсутствующие числа (рис. 2).

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 2

Инженер должен уметь мыслить конструктивно, в природном или искусственном материале видеть будущее техническое устройство. Но сначала давайте вспомним, из чего состоят окружающие нас предметы.

Игра

Участники игры делятся на три команды. Каждой команде дается одно из названий материалов (стекло, пластмасса, металл, дерево, кожа, шерсть, поролон, бумага и т.п.). Участники игры должны перечислить, что из данного материала изготавливают. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Команды имеют возможность также заработать очки при дополнении ответов других команд.

4. В каждый из четырех квадратов впишите номер отсутствующей фигуры (рис. 3).

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 3

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Конструктивные способности предполагают умение видеть, из каких частей состоят окружающие нас предметы, их сходства и различия относительно этих частей, умение их перемещать для получения новых предметов.
Следующие задания помогут вам проверить, есть ли эти способности у вас:

1. Необходимо выбрать из фигур справа такие три, из которых можно составить квадрат, данный на образце слева (рис. 4).

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 4

2. Для выполнения следующих пяти заданий потребуется набор карандашей (рис. 5).

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 5. Лишний карандаш

3. Необходимо сконструировать из геометрических фигур («китайская головоломка») изображения, показанные на рис. 6. (Сначала детали изображений не конкретизируются.)

4. Для каждой фигуры из тех, что представлены на рисунке, надо подобрать пару, вместе с которой она образует куб (рис. 7).

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 7

Обсуждение результатов

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

Разминка «Глазомер»

Ведущий. Давайте проверим ваш глазомер. Определите на глаз:

1. Каково расстояние от одной стены до другой?
2. Каковы длина и ширина классной доски?
2. Какова длина стола?
3. Каков рост Саши (Тани, Сережи...)?

Все ответы записываются, а затем проверяются.

Зачем инженеру нужен хороший глазомер? (Он постоянно имеет дело с размерами деталей создаваемых устройств, а ошибка в размерах может привести к возникновению неполадок в работе этих устройств.)

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Ведущий. Как вы думаете, что может произойти, если инженер будет рассеянным, невнимательным? Какие могут возникнуть последствия? (Обсуждение.) А теперь проверим, умеете ли вы быть внимательными во время работы. Представьте себе, что вам доверили проверить некое устройство.

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 8

На экране компьютера (рис. 8), с которым соединено это устройство, появилось три изображения (а). Если они совпадают с тремя образцами (б), то устройство работает правильно, если нет - значит, появилась неисправность, которую необходимо устранить. Устройство состоит из 12 разных блоков. Их высветили на экране компьютера в виде 12 квадратов. Возникшая неисправность привела к появлению на экране двух одинаковых квадратов (рис. 9). Нужно их найти, чтобы определить, какие блоки неисправны.

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 9

Неисправный блок необходимо рассмотреть более детально. Он состоит из нескольких соединенных между собой узлов, обозначенных в виде звездочек, ромбов, кружков и кружков с точкой (рис. 10). Неисправным оказался один из узлов, имеющий обозначение кружка с точкой. Требуется найти этот узел на приведенной рядом схеме.

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 10

Далее нужно разобраться в микросхеме (множество мелких элементов, соединенных проводами) неисправного узла (рис. 11). Сначала необходимо проверить наличие всех соединений (точки на линиях). Причем на каждой линии их не должно быть меньше 21 или больше 24.

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 11

Сосчитайте точки на каждой линии и запишите их в кружочках с обоих концов линий. Найдите линии, не удовлетворяющие условию. На экране компьютера рассмотрите эти линии более подробно (рис. 12). В квадратах помечены неисправные элементы, которые нужно будет заменить. Требуется отыскать их в ряду изображений снизу. (Все задания лимитируются по времени.)

Профориентационная игра для младших подростков

Рис. 12

Игра

Ведущий. С помощью следующей игры вы проверите одновременно наблюдательность и воображение. Попробуйте нарисовать на основе треугольника (квадрата, круга или любой другой фигуры) различные предметы. Их можно вертеть как угодно и дорисовывать недостающие части. Каждый известный и часто встречающийся предмет оценивается в одно очко, известный, но редко встречающийся, - в два очка, оригинальный предмет - в три очка.

Работа в тетрадях

Ведущий. Очень важно для инженера наличие такого качества, как изобретательность, - умение придумывать новые или усовершенствовать старые приборы и устройства. Следующее задание поможет проверить вашу изобретательность. Постарайтесь усовершенствовать такие предметы, как стол, лампа, расческа, очки, ножницы, кастрюля. Можно их увеличивать, уменьшать, изменять материал, из которого они изготовлены, добавлять к ним новые функции и соединять с другими предметами. Объясните, как устроены ваши усовершенствования. Желающие могут представить свои проекты для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

Предоставить возможность участникам игры поделиться тем, что нового они узнали о профессии инженера.

  • Какие бывают инженеры?

  • Какими способностями должен обладать инженер?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?


















Приложение 4.


Анкета участника игры.

Спасибо большое за участие! Нам очень важно ваше мнение об игре:


  1. Оцените полезность игры для вас лично (обведите цифру: цифра 10 - наиболее полезно)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.Что больше всего понравилось____________________________________________

_______________________________________________________________________-


  1. Что не понравилось


  1. Что было трудным______________________________________________________


  1. Что было важным, значимым_____________________________________________


  1. Что нового о себе узнал__________________________________________________


  1. Как ты думаешь, для чего нужна эта игра___________________________________

Подпись ______________________________

25

© 2010-2022