Установочный доклад Детско-родительский клуб как форма взаимодействия школы с семьей, воспитывающей одаренного ребенка

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УУстановочный доклад Детско-родительский клуб как форма взаимодействия школы с семьей, воспитывающей одаренного ребенкастановочный доклад

«Детско-родительский клуб как Форма взаимодействия школы с семьей, воспитывающей одаренного ребенка».

Е.В. Жинель

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, в Республике Беларусь проблема одаренности имеет государственное значение. Ведь неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности к нестандартному мышлению и поведению. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

В научной литературе существует многообразие определений одаренности. Одаренность понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1, c. 78]. Среди факторов одаренности называются доминирующая роль познавательной мотивации, интеллектуальное развитие, творческая активность (Лосева А.А.); более высокие результаты по сравнению с другими людьми (Богоявленская Д.Б.); высокий уровень творчества (Еременкин А.И. и другие) [2].

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [2].

Работа с одаренными детьми может быть успешной, если представляет собой четко выстроенную систему. Понимая это, в СШ №1 г. Скиделя была принята Целевая программа развития. Цель целевой программы развития заключается в создании и полноценном функционировании школы-лаборатории для детей с повышенной учебной мотивацией. Данная программа является дополнительной ступенью на пути к разносторонней и личностно-ориентированной работе с одаренными детьми.

Однако даже самые большие усилия педагогов в обучении и воспитании одаренных детей обязательно должны быть подкреплены большим трудом родителей, на которых также возложена ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Ведь, безусловно, эффективность воспитания одаренного ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учреждение образования и семья. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создает благоприятные условия для развития ребенка.

В школах уже стало традицией проведение классных и общешкольных родительских собраний, заседаний родительских комитетов, которые направлены на повышение педагогической и психологической культуры родителей. Нам бы хотелось предложить вашему вниманию ещё одну форму работы с родителями - детско-родительский клуб для родителей одаренных детей.

Детско-родительский клуб «Многогранник» открыт и успешно функционирует в ГУО «СШ №1 г. Скиделя» с 2010 года. Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, детско-родительским клубом, в котором родители одаренных учащихся могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить усилия и обеспечить одаренному ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе и дома. На каждую клубную встречу родители приходят вместе со своими детьми, чтобы вместе лучше понять их социальные и эмоциональные потребности. Руководителем клуба является педагог-психолог школы.

Целью создания детско-родительского клуба «Многогранник» является повышение компетентности родителей в вопросах развития одаренных детей, совершенствование навыков конструктивного взаимодействия родителей с одаренными учениками.

Задачи клуба:

  • Создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

  • Обмен опытом, обсуждение возникших проблем в воспитании одаренных детей, создание условий для совместного решения проблем различного характера;

  • Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям и одаренным детям в обеспечении всестороннего гармоничного развития, сохранение и укрепление психологического здоровья членов клуба;

  • Воспитание активной жизненной позиции;

  • Создание условий для адаптации одаренных учащихся в современном обществе;

  • Создание условий для творческого самовыражения и самореализации родителей и детей.

Деятельность клуба осуществляется согласно Положению и Плану работы детско-родительского клуба. Клуб работает на протяжении года, за исключением летних месяцев. Периодичность занятий - раз в месяц.

Хотелось бы подробнее рассказать о некоторых наиболее интересных и эффективных формах нашей совместной деятельности.

Тренинговые занятия, интерактивные занятия с элементами тренинга. Разнообразные упражнения занятий позволяют родителям и детям выработать необходимые личностные навыки, например, навыки саморегуляции в ситуациях стресса, конструктивного разрешения конфликтов, уверенного поведения в различных жизненных ситуациях. Участники тренинговых занятий также имели возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения в и соотнести их с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать в своей жизни.

В основе проведения психологических игр, ролевых игр нами использовались основы транзактного анализа Э.Берна [3]. Участники клуба выявляли и проигрывали свои сценарные убеждения, при проведении некоторых игр родители обменивались ролями со своими детьми, проигрывали определенные ситуации и пытались посмотреть на них под другим углом зрения. Родители получили возможность войти в роль своих детей и прочувствовать на себе их эмоции и чувства, дети смогли оказаться в роли своих родителей. Детско-родительские психологические игры несут в себе огромный коррекционный потенциал, который ощутили на себе участники нашего клуба.

Детско-родительские круглые столы, дискуссии позволяли вести обмен мнениями, обсуждать актуальные вопросы в воспитании и развитии одаренных детей, позволяли совместно находить решение проблем различного характера. Следует заметить, что присутствие детей на круглых столах способствовало более разностороннему, многогранному диалогу. Ребята открыто выражали свои мнения в отношении обсуждаемых вопросов, дискутировали с родителями, которые, в свою очередь, лучше понимали личность их ребенка.

На педагогических практикумах родителям и детям предлагались различные ситуации, из которых необходимо было найти выход, дать совет или рекомендацию по какому-либо вопросу, объяснить свою позицию.

Естественно, что на всех проводимых мероприятиях клуба мы старались создать условия для творческого самовыражения как учащихся, так и их родителей. Во многих упражнениях и заданиях необходимо было проявить свои творческие способности, креативность.

Некоторые встречи в рамках клуба организовывались только для родителей, без присутствия детей. Такими встречами являлся обучающий семинар «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка», индивидуальные и групповые консультации «Как вы создаёте условия для развития одарённости», «Проблемы одаренности детей и пути их решения», «Большие способности - большая уязвимость», «Психофизиологические особенности подросткового возраста».

Результативность работы клуба оценивалась не только родителями одаренных учащихся, но и самими детьми. О положительном эффекте можно было судить по отзывам как родителей, так и детей, по их рефлексии после проведенных занятий, по изменениям в поведении и общении. Хотя, конечно, в чем-то результаты работы клуба видны не сразу, они будут проявляться в течение последующих лет школьного обучения.

В заключение хочется отметить, что наш клуб был создан, чтобы объединить усилия педагогов и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании одаренных детей, и мы знаем, что еще один большой шаг на пути к достижению данной цели нами уже сделан. Однако работа с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и талантливых детей и их обучения, требует постоянного совершенствования мастерства и педагогической гибкости. К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие нашего общества.

Список использованных источников:

1. Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей / С.С. Степанов. - М., 1996.

2. Ярмущик, А.Б. Одаренные дети. // Пачатковая школа. - 2008. - №5, №6, №11.

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э.Берн. - Литур., 2001.

4. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес, -М., 1996.

© 2010-2022