- Преподавателю
- Школьному психологу
- Педсовет «Психологические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
Педсовет «Психологические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кравчук О.Ю. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Слайд 1.
Педсовет
«Психологические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
Слайд 2.
Притча о молодом человеке:
Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.
«Познай себя». Важность этой истины понимали еще древние. Для того, чтобы успешно строить контакты с окружающими, совсем неплохо сначала наладить отношения с самим собой.
Слайд 3.
Зачем учить коммуникации?
Во-первых, умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества. Именно умение общаться вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, позволяет ему удовлетворить основные потребности.
Человеческие потребности согласно Маслоу, распределяются по уровням от более простых к более высоким. Схематично иерархию потребностей представляют в виде «пирамиды».
Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу.
Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей всех семи уровней. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д.
Во-вторых, развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Все вышесказанное подтверждает важность формирования коммуникативных умений у школьников в учебном процессе.
Слайд 4.
Коммуникативные навыки и индивидуальные
психологические особенности
Коммуникативные навыки представляют собой персональные психологические особенности отдельной личности, которые обеспечивают совместимость и результативность общения с другими людьми. Такими особенностями является желание ребенка вступить в контакт, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему, а также умение разрешать конфликтные ситуации.
Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, учителями и сверстниками.
На развитие коммуникативных навыков у детей влияет и темперамент. Например, сангвиники обычно легко сходятся с людьми, их отличает легкость в общении и эмоциональность; холерики обладают ярко выраженной эмоциональной сферой, они вспыльчивы и не способны к самоконтролю; флегматики трудно сходятся с людьми, но отличаются спокойствием и постоянством привязанностей; меланхолики обычно не уверенны в себе и ранимы, отличаются замкнутостью и отчужденностью.
Слайд 5.
Коммуникативные трудности современных детей
-
Учащиеся с эмоциональными нарушениями: они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе, их энергоресурсы снижены. Более чем у половины этих детей доминируют отрицательные эмоции, отмечается повышенная тревожность
-
Отмечается тенденция роста детей с вербализмом. При диагностике готовности к школе уже выделяются дошкольники с резким преобладанием вербальной сферы (устной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития. Эти дети часто оцениваются окружающими как "вундеркинды". Однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития их мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это нередко приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением.
-
Особую группу составляют учащиеся с выраженными особенностями восприятия и обработки информации (крайние «визуалы» и «кинестетики»).Их вербальные подструктуры не развиты, но маскируются разговорчивостью.
-
Учащиеся с индивидуально-типологическми свойствами: низкой общительностью, застенчивостью, интровертированностью (генетические предпосылки и семейная характеристика).
По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера.
Действительно, наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого. В некоторых случаях педагоги и психологи отмечают нарушения развития коммуникативных навыков у детей. Почему это происходит? Какие ошибки воспитания допускают родители и на что нужно обратить внимание?
Слайд 6.
Причины коммуникативных проблем у ребенка
Одной из причин является неблагополучная обстановка в семье, которая может проявляться в противоречивости и и непоследовательности воспитания. Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам:
1) "Звездный ребенок". Любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
2) "Паинька-детка". В этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдения внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, для ребенка с самого раннего возраста нормой поведения становится лицемерие.
3) "Трудный ребенок". Он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
4) Золушка". Этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.
Результаты исследований показали, что по стилю общения школьники делятся на три типа:
-
эгоцентрический тип (18% от общего числа школьников);
-
дружелюбный тип (50%);
-
неуверенный тип (32%).
Слайд 7.
Следует заметить, задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) в полной мере может выступить и диагностической методикой. Дети, договариваясь между собой, придумывают в силуэтах рукавичек одинаковый узор, что дает представление о продуктивности совместной деятельности в парной работе одновременно у всего класса учащихся.
Слайд 8.
Модель коммуникации
В школе ребенок встраивается в модель коммуникации нового, очень значимого для него человека - Учителя. Повседневно, в разных ситуациях общаясь с учителем, он воспринимает и копирует те образцы, которые транслирует учитель. Уважение или игнорирование собеседника, стремление понять точку зрения другого или навязывание своей, умение договориться или императивное указание, отметка или рефлексия - все это впитывается ребенком ежеминутно на протяжении всей школьной жизни, а не только на отдельных уроках и занятиях, посвященных формированию коммуникативных навыков.
Сфера коммуникации выстраивается у ребенка во взаимосвязи с логическим мышлением, особенностями внимания и памяти, с самоотношением. Позитивная или негативная самооценка, уровень владения логическими операциями будут влиять на процесс овладения ребенком коммуникативными навыками, в то же время, как показал опыт экспериментального обучения, парная и групповая формы работы способствуют как более осознанному усвоению школьниками предметного содержания школьной программы, так и формированию адекватной самооценки.
Приступая к задаче формирования коммуникативных УУД у школьников, учителю целесообразно проанализировать свою собственную модель коммуникации, понять, какие ее элементы будут способствовать развитию коммуникативной компетенции детей, а какие - наоборот, затруднять.
Слайд 9.
Методика «Дерево»
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует коммуникативные навыки как установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 - общительность, дружескую поддержку
№ 4 - устойчивость положения при общении (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация в общении на развлечения
№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - модель коммуникации характеризует отстраненность ото всех, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная модель коммуникации
№ 14 - коммуникативная модель характеризует кризисное состояние
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Слайд 10.
Рекомендации учителям
-
Уметь слушать ученика, понимать его настроение, психическое состояние
-
Создавать личности обстановку успеха, одобрения, поддержки, уважения, доброжелательности, чтобы учеба, школьная жизнедеятельность приносили ребенку радость
-
Каждый этап, результат работы ученика необходимо анализировать, особо выделяя его достижения, поощряя положительные изменения
-
Предоставлять возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности
-
Отказываться от командных и приказных интонаций в отношениях с учащимися, руководить, а не командовать, развивать процессы сотрудничества и соуправления.
Слайд 11.
Развитие коммуникативных умений и навыков в работе
педагога-психолога
В системе практической деятельности педагога-психолога используются наиболее эффективные формы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков.
1. Проведение групповых занятий-тренингов для первоклассников, испытывающих трудности в общении, выявленные в период первичной адаптации.
Основная цель этих занятий - снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения, коррекция личностных особенностей. Группы комплектуются по 6 человек по результатам диагностики. В занятия входят элементы психогимнастики, аутотренинга, арт-терапии.
2. Введение курса «Тропинка к своему Я» в рамках дополнительного образования (внеурочной деятельности). Такие развивающие занятия направлены на создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, на повышение уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем. Виды используемых методических средств:
-
ролевые игры;
-
психогимнастические этюды;
-
эмоционально-символические методы;
-
дискуссионные игры;
-
релаксационные методы;
-
рисуночные методы;
3. Проведение «Больших психологических игр», психологических акций в школьном Содружестве - особый жанр психологической работы. Каждая игра - это «маленькая жизнь». Неделя психологии.
Слайд 12.
Упражнения и игры для развития коммуникативных навыков
Все развивающие игры и упражнения, направленные на устранение коммуникативных проблем и развития коммуникативных навыков, можно условно разделить на 6 групп.
-
Группа упражнений для преодоления пассивности, замкнутости и скованности детей. Эти упражнения развивают пластику, гибкость, стимулируют двигательную активность ребенка.
-
Игры, развивающие мимику и пантомимику: "Испорченный телефон", "Крокодил" и другие.
-
Основная функция третьей группы игры и упражнений заключается в развитии умений распознавать эмоции человека и адекватно передавать свое эмоциональное состояние ("Дневник настроений", "Рисуем эмоции пальцами").
-
Упражнения, помогающие ребенку обратить внимание на свои чувства, переживания и самооценку ("За что меня можно любить (ругать)?", "Кто я?").
-
Группа упражнений, предназначенная для осознания ребенком внутрисемейных отношений (рассматривание семейных фотоальбомов; рисунки "Моя семья").
-
Игры, направленные на формирование навыков коллективной деятельности, развитие чувства общности (любые командные игры, беседы на тему этики).
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент- Экзюпери)
7