- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рекомендации учителю по учебной мотивации школьников
Рекомендации учителю по учебной мотивации школьников
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулева Н.Г. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рекомендации психолога учителю
Как сформировать желание учиться?
Три кита учебной мотивации = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности).
КИТ 1
Техника «Проблемные вопросы»
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Практический вопрос хорошо начать словами «Как мы можем…»
При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Это наносит реальный вред и мотивации, и развитию мышления!
Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку.
Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.
КИТ 2
Потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни - базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям - особенно!) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность.
КИТ 3
Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку.
Правила позитивной обратной связи (ПОС).
• ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен.
• ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.
• ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними.
• Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось.
• Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей.
Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.
1