«Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения. Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС» (единичный проект)

С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.Психолого-педагогическое сопровождение образования –  это конкретная  работа, напрямую связанная с эффективным введением стандарта и направленная на обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы. Очевидно, что введение ФГОС требуют от команды школы не только владение спосо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района

«Кадуйская средняя общеобразовательная школа №2»



«Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения.

Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС»

(единичный проект)









Выполнила:

Шумилова Э.А. - психолог

п. Кадуй

2014 г.

1. Введение

С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.

Психолого-педагогическое сопровождение образования - это конкретная работа, напрямую связанная с эффективным введением стандарта и направленная на обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы

Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов:


  • индивидуализация образования;

  • реализация компетентностного подхода;

  • учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся;

  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;

  • формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;

  • интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями

  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей

  • использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи способных и одаренных детей

  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

  • психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;

  • обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей личностной перспективы развития

  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

  • Поддержка детских объединений, ученического самоуправления;

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности.

В условиях внедрения ФГОС в деятельности психологов ОУ появляются следующие проблемы:


  • Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей среднего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.

  • Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся школы.

  • Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей среднего и старшего школьного возраста.

  • Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.







2. Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС.

Традиционно деятельность школьной психологической службы выстраивается по направлениям:

  1. Психологическое просвещение;

  2. Психологическая профилактика;

  3. Психологическая диагностика;

  4. Психологическая коррекция;

  5. Психологическое консультирование;

  6. Развивающая работа.

С введением ФГОС нового поколения целью в работе психолога становится психологическое сопровождение введения новых стандартов в образовательный процесс.

Таким образом, ключевыми задачами в деятельности школьного психолога становятся:

  • измерение результатов обучения,

  • определение уровня формирования компетенций обучающихся;

  • учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

  • взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения.

  • создание СИСТЕМЫ психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс.

  • разработка КРИТЕРИЕВ и МЕТОДОВ оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций.

просвещение родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы обуславливает содержание деятельности школьного психолога исходя из следующих аспектов:

- общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;

- содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением;

- планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, разработанной в соответствии со стандартами второго поколения, закреплена следующая модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования:





Уровни психолого-педагогического сопровождения«Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения. Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС» (единичный проект)

Индивидуальное

Групповое

На уровне класса

На уровне ОУ




Основные формы сопровождения

«Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения. Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС» (единичный проект)



Основные направления психолого-педагогического сопровождения

«Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения. Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС» (единичный проект)

«Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения. Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС» (единичный проект)«Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения. Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС» (единичный проект)



Деятельность школьной психологической службы в аспекте ФГОС организована по следующим направлениям:

  1. Сопровождение внедрения ФГОС. Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. В данном случае перед психологом стоит задача не только довести до каждого необходимость изменений, но и разъяснить специфику происходящих в образовательном процессе изменений, помочь понять сущность системно-деятельностного подхода, особенности ключевых образовательных принципов, таких как принципа деятельности, минимакса, вариативности, системности, психологической комфортности и др.

  2. Диагностика учащихся на предмет формирования УУД (в классах, обучающихся по новым ФГОС). В этом учебном году школьный психолог уже включился в проведение диагностики сформированности УУД в начальной школе и с нового учебного года продолжиться работа в средней школе. С целью обеспечения объективности и валидности в проведении диагностики, эта деятельность требует от психолога четкого понимания специфики УУД, знания классификации УУД.

3. Участие в оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов.

Психолог должен оказывать и консультативную помощь педагогам при оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов, ведь зачастую у педагогов возникают сложности не только в проведении диагностической процедуры, но и в интерпретации полученных результатов.

4. Участие в реализации программы формирования УУД с учетом психологических и возрастных закономерностей. Для этого необходимо изучить программу формирования УУД школы, определить свои задачи, свой вклад в реализацию данной программы.

5. Разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД у обучающихся. Очень важными становятся тренинговые занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.

6. Выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении.

7. Профилактика профессионального выгорания педагогов. Психологическая поддержка педагогов в ситуации, связанной с коренными изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.

Очевидно, что с введением нового ФГОС возрастает психологическое напряжение педагогов: в новых условиях педагог должен изменить свою ролевую позицию, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, осваивать СОТ, придерживаться принципов реализации системно-деятельностного подхода и т.д.

Психолог в данном случае должен не только обеспечивать снижение риска профессионального и эмоционального выгорания педагогов, но и формировать положительную мотивацию к педагогическому труду.

Необходимо помнить и о том, что психолог может стать помощником администрации образовательного учреждения не только в оценке уровня профессионального выгорания педагогов, но и в диагностике уровня профессиональной компетентности педагогов.

8. Психологический анализ уроков в аспекте системно-деятельного подхода, включающий:

  • оценку соблюдения на уроке принципов психологической комфортности, психологического состояния обучающихся на протяжении всего урока и учебного процесса в целом;

  • выявление проблемных зон в индивидуальном психологическом развитии учащихся с последующим корректированием;

  • исследование динамики качественных показателей работоспособности (активности, внимания, мотивации, утомляемости, отвлекаемости, тревожности и т.д.) для дальнейшей разработки психологических рекомендаций учителю.

Для реализации данной деятельности может быть сформулирована следующая цель: помощь в создании учителем психологически комфортных условий на уроках для успешного формирования деятельностных способностей учащихся.

Для достижения цели психологом могут быть поставлены задачи:

  1. Исследовать психологические аспекты влияния образовательной среды на формирование деятельностных характеристик и социально значимых качеств личности учащихся.

  2. Оптимизировать действенную структуру разноуровневой психологической поддержки учащихся и учителя.

  3. Обеспечить психологическую поддержку учащихся и учителя.

  4. Повысить уровень корпоративной системы деятельности «учитель - ученик».




3. «План психолого-педагогического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса в условиях реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» и внедрения ФГОС "

  • Разработка системы психолого-педагогического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса в условиях внедрения ФГОС в средней школе.

  • Апробация системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС - 5 класс.

  • Разработка диагностического инструментария для мониторинга психологического сопровождения.

  • Разработка методического инструментария групповой и индивидуальной работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС.

  • Разработка форм и методов сопровождения педагогов, администрации и родителей при внедрении ФГОС в среднюю школу.

1. Диагностика сформированности универсальных учебных действий

Особенность современного образования в том, что наряду с предметными компетенциями у обучающихся необходимо сформировать универсальные учебные действия (УУД)

В широком значении термин УУД означает учится, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком «собственно психологическом значении»-совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.






  1. Мониторинг эффективности деятельности образовательного учреждения в режиме развития

Критерии

Показатели

Методики, используемые методы

Сроки отслеживания

Ответственные

(исполнители)

1.Формирование функциональной грамотности(предметных компетенций)

Позитивная динамика обучения

Оценки промежуточной и итоговой аттестации.

Анкета для обучающихся «Отношение к учебным предметам»(Т.Н.Казанцева)

Отчеты по итогам четверти, года.

1 раз в четверть

Учителя-предметники,

зам.дир

по УВР, психолог

Уровень комфортности отношений педагогов и обучающихся

Уровень мотивации обучающихся во внеурочной деятельности

Уровень знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни

Анкета для старшеклассников «Определение состояния взаимоотношений педагогов и обучающихся в школьном коллективе и динамика его развития» (автор Л. В. Байбородова)

Методика «Выявление мотива участия обучающихся в делах классного и общешкольного коллектива» (автор О. В. Лившина)

Обучающие исследования (автор Л. В. Баль, А. Н. Михайлов)

1 раз в год

1 раз в год


1 раз в год

Зам. Директора по ВР

Психолог

Зам. Директора по ВР

психолог



2.Удовлетворенность родителей состоянием образовательного процесса

Выявление ценностных ориентаций жизненных перспектив

Психологическая комфортность образовательной среды

Эффективность механизмов самооценки и внешней оценки результатов деятельности ОУ

  1. «Социализация личности» (автор М. И. Рожков)

  2. «Направленность личности» (автор С. Ф. Спивак, А. Г. Синицын)

Анкета «Психологическая комфортность образовательной среды»

Анкета «Организация образовательного процесса в школе»

1 раз в год

1 раз в год

1 раз в год

Зам. Директора по ВР психолог

Зам. Директора по ВР психолог

Администрация школы психолог

3.Работа с педагогами



4.Работа с родителями

Посещение уроков и занятий внеурочной деятельности с целью оказания методической помощи по реализации задач образовательной программы

Психологические особенности обучающихся при введении в ФГОС

Формирование УУД в процессе обучания по ФГОС

Индивидуальное консультирование

Консультации родителей по теме «Введение ФГОС, психологические особенности, профилактика нарушений психологического здоровья»

Изучение информированности родителей о содержании и особенностях ФГОС

В течение года

В течение года

Раз в год

В течение года

Один раз в полугодие


Один раз в полугодие

Психолог


Психолог

Администрация школы психолог

Психолог

Психолог

Зам директора по ВР, псих

5.Психодиагностическая работа


  1. Изучение особенностей когнитивного и психосоциального развития обучающихся

  2. Изучение особенностей эмоционального состояния обучающихся по ФГОС

  3. Адаптация обучающихся 1, 5, 10 классов

Сентябрь, октябрь

Октябрь, март

Октябрь - декабрь

В течение года

Раз в год

В течение года

Один раз в полугодие

Психолог

Психолог

Психолог

Администрация школы психолог

Психолог

Психолог








4. Ожидаемый результат


  • усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

  • наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • заботливое отношение к младшим;

  • потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

  • в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

  • в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;

  • увеличение доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья качественно освоивших образовательную программу;

  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.



  • успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды.

  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка

  • сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах);

  • постоянное сотрудничество между педагогом - психологом, педагогами школы и родителями для эффективной работы с одаренными детьми; (Использование рефлексивных листов для оценки эффективности, проведенных мероприятий, подготовка педагогов и родителей для работы с одаренными детьми

  • формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;

  • использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста личности учащегося при освоение модулей

  • формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

  • наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.

  • усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

  • наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.


Возможные риски:

1. Психологическая и профессиональная неготовность педагога к реализации требований ФГОС.

2. Нехватка кадрового обеспечения в ОУ

3. Недостаточная материально-техническая база школ для реализации требований ФГОС.










Заключение

Стандарты второго поколения предполагают новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными ЗУНами. Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть:

1. личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2. метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных ЗУН, но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому так важно включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты

Очевидно, что введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологическим знаниям в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Список литературы


  1. Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008

  2. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001.

  3. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.

  4. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.

  5. Занков Л.В. Развитие и обучение. - М.: Педагогика, 1962.

  6. Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.

  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.

  8. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. - Самара: изд-во СГПУ, 1998.

  9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова). - М.: Гардарики, 2002.

  10. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008

  11. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред. Л.М.Митиной М.2010

  12. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Под ред В.В.Рубцова,М.2010

  13. Стандарты второго поколения .Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010

  14. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий "Школа для всех"»

  15. О.А. Шаталова Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий «Русское слово» Методическое


© 2010-2022