Рекомендации психолога педагогом школы

  речевая агрессия- явление, тотально захватившее многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемое в речи конкретных людей: политиков и бизнесменов, пассажиров автобуса и продавцов, учащихся и самих школьных учителей. Мы наблюдаем, как агрессия слова вторгается в детские  игры и развлечения подростков, все чаще проявляется во внутрисемейных отношениях, «усаживается» рядом с нашими детьми за школьную парту и помогает родителям активно воспитывать детей.             А как ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления.

Речевая агрессия- явление, тотально захватившее многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемое в речи конкретных людей: политиков и бизнесменов, пассажиров автобуса и продавцов, учащихся и самих школьных учителей. Мы наблюдаем, как агрессия слова вторгается в детские игры и развлечения подростков, все чаще проявляется во внутрисемейных отношениях, «усаживается» рядом с нашими детьми за школьную парту и помогает родителям активно воспитывать детей.

В самом общем виде речевую агрессию можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Назовем лишь основные типы агрессивных высказываний: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка, прилюдное замечание, резкое прерывание речи собеседника. Агрессивные намерения скрыто или косвенно выражаются также в жалобах, доносах, сплетнях. Как показывает наблюдение за речью школьников, большинство из них проявляют очевидную склонность к грубому общению: могут словесно унижать, намеренно оскорблять, запугивать, высмеивать друг друга, чтобы повысить собственную самооценку («Ты хуже меня- я лучше тебя»), грубо продемонстрировать позицию лидера («Я могу себе позволить то, чего не можешь ты»), укрепить свой авторитет среди группы одноклассников («Я заставлю тебя слушать меня, даже если ты этого не хочешь») и т.п.

А как реагируют педагоги на подобное поведение школьников? Какие способы речевого воздействия они используют в конфликтных ситуациях общения с учениками?

Как ни печально констатировать этот факт, но речь учителя иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к учащимся, а иногда и администрации к подчиненным учителям, что проявляется в резких замечаниях, грубых требованиях, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах.

Между тем именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия: у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным учителем. А потом и перед школой вообще (так называемый дидактогенный невроз). Кроме того, у ребят складывается впечатление, что агрессия учителя направлена не на их поведение в конкретной ситуации общения («Сейчас ты поступаешь неправильно»), а непосредственно на них самих («Ты вообще плохой, глупый, невоспитанный»).

Наконец, добиваясь сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя прочному принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», педагог, во-первых, невольно провоцирует ответную грубость учащихся («принцип бумеранга»), а во-вторых, демонстрирует школьникам негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.

Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением учащихся в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности, непониманию в школьном коллективе. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, учитель также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения с учениками, отсутствие профессионализма.

В качестве подтверждения рассмотрим реальную и довольно типичную ситуацию общения учителя и учащихся на уроке.

Учитель (раздает индивидуальные задания):Итак, задания будут выполнять…Симакова Катя…

Ученица (недовольно перебивает): А что я-то?!

Учитель (не обращая внимания и не повышая тона): Так, разговоры все прекратили. Катя, тебе сделать еще одно замечание? Ты работаешь, у тебя есть задание!

Ученица (ворчливо): Я знаю!

Ученица, сидящая рядом: Да заткнись ты, наконец, мешаешь же!

Первая ученица: Сама заткнись!

Учитель ( начинает возмущаться): Так, вы находитесь на уроке! Ведите себя, пожалуйста, приличнее!

Восстанавливается относительная тишина, однако через несколько минут вновь возникает нерабочий шум, слышен смех Кати….

Учитель (медленно, устало): Так, болтать все давно уже перестали! Ка-а-тя, я делаю тебе после-е-днее замечание! Болтать перстань!

Ученица (раздраженно):Да я не болтаю!

Учитель (возмущенно): И хамить тоже перестань…

Реплики из класса: - Ну, Катька, ты даешь…

- Да не хамит она!

- Ну хватит уже всем болтать!..

Мы видим, что явная цель ученицы - оттянуть время от начала работы, скрытая цель - самоутвердиться в глазах одноклассников. Негативный способ достижения этих целей хорошо известен и довольно примитивен - словесное препирательство с учителем и одновременно с одноклассниками. Реализация ученицей своих целей начинается с притворного возмущения по поводу того, что ее вызвали, которое выражается в форме вопроса-восклицания в резко повышенном тоне («А что я-то?»).

Видя, что учитель остался спокоен, не повысил тон и ограничился нейтральным замечанием ( «Ты работаешь, у тебя есть задание»), а одноклассница отреагировала грубым требованием «заткнуться», девочка усиливает словесное давление с помощью ответных враждебных замечаний в резко повышенном тоне («Я знаю!»-учителю, «Сама заткнись!»-однокласснице).Теперь она реализовала свое коммуникативное

Намерение: одноклассница промолчала, а учитель уже разозлен - он делает ей резкое замечание, в котором , однако, все-таки присутствует этикетная формула просьбы («Веди себя, пожалуйста, приличнее!»). На повторное замечание учителя она реагирует отрицанием в резко повышенном тоне («Да я не болтаю!»).

Такая речевая деятельность, называемая в обиходе хамством ( так и учитель отметил в разговоре с ней), позволяет ученице достичь своей цели - упрочить свою позицию в классе, о чем свидетельствуют одобрительные («Ну, Катька, ты даешь!»), возмущенные («Да не хамит она!») и примиряющие («Ну хватит уже всем болтать!..») выкрики одноклассников.

Очевидно, что речевая агрессия является не только не допустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения - быть педагогом типа Мери Поппинс оказывается гораздо выгоднее, чем следовать модели поведения фрекен Бок.

Давайте разберемся, может ли педагог предотвратить речевую агрессию школьников и избежать грубости собственной речи в этой и аналогичной ситуациях на уроке? Обозначим лишь основные направления и способы контроля над агрессией слова в педагогическом общении.

Чтобы избежать агрессии слова, необходим, во-первых, самоконтроль учителя над собственным речевым поведением. В данной же ситуации педагог быстро теряет терпение и, не замечая явно провокационных реплик обеих учениц, начинает возмущаться, раздражаться, болезненно и многословно реагируя на каждое их высказывание. Достаточно сохранять выдержку, продолжая говорить ровным спокойным тоном, чтобы разрушить «негативный сценарий» повышения школьницами самооценки и авторитета в глазах одноклассников за счет примитивной демонстрации умения «по-взрослому препираться».

Во-вторых, для предотвращения ответной грубости учителю часто бывает достаточно просто попытаться встать на позицию ученика, посмотреть на конфликт его глазами - «быть выше ссоры»: «Девочки, я вижу, вы обе устали, но зачем же ссориться!» и т.п.

Эффективен также прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через сопереживание: «Значит, ты хочешь, чтобы это задание выполнял кто угодно, только не ты?»; «А тебе самой было приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?»; «Представьте, что вы обе оказались на моем месте…»; «Подумайте, как мы могли бы с тобой договориться» и т.п. Все это позволяет избежать словесного давления, сделать общение с детьми дружески равноправным.

Таким образом, развитие и совершенствование способности к эмпатии - сопереживанию проблемам ребенка, умению объективно оценить его личностные особенности и конкретное эмоциональное состояние - необходимое профессиональное качество учителя, которое предполагает корректность оценок, умение прощать ошибки ученика, признавать его право на собственное мнение.

Существуют и более частые приемы контроля над агрессией слова - способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях. Рассмотрим основные из них:

Игнорирование речевой агрессии.

Не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость.

Механизм действия этого метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу «он мне - слово, а ему два». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой «последнее слово». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий».

В данной ситуации учителю можно было попытаться продолжать говорить спокойно, не замечая враждебных выпадов ученицы и провоцируя грубость ее одноклассницы.

Переключение внимания.

Это значит, изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, отвлекающее предложение, необычное задание.

Так, вместо фиксации на агрессивных высказываниях учащихся («Разговоры все прекратили!»; «Вы находитесь на уроке!»; «Болтать перестань… и хамить тоже перестань») более целесообразной представляется попытка речевого взаимодействия учителя с классом, но не в традиционной форме публичного порицания («Посмотрите, как плохо ведет себя Катя!»), которое может только усилить речевую агрессию, а в форме интересного предложения, вопроса, просьбы. Например: «Давайте вместе подумаем над Катиным заданием» ( «…придумаем интересное задание для Кати»); «Кто хочет получить дополнительную оценку, можете взять Катино задание»; «Маша, вместо грубости, помоги, пожалуйста, Кате справиться с заданием» и т.п.

Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций.

Зная сильные стороны личности ученика, в определенной ситуации актуализировать ( словесно обозначить публично напомнить) эти качества или выразить провокационное сомнение, намеренно задевать самолюбие ученика, бросая вызов его способностям (способ »подзадоривания»).

Формами таких высказываний в рассматриваемой ситуации могут быть:

  • напоминание («Ты же взрослая, (умная, рассудительная, терпеливая, способная) ученица!»; «Катя и Маша, на вас смотрит весь класс!»);

  • выражение уверенности в способностях ученика («Уверена, что именно ты легко справишься с этим заданием»)

  • удивления («Неужели это говорит Катя, которая всегда справляется с заданиями?!»; «Ну, Маша, не ожидала от тебя такой реакции!»; «Совсем никак не обойтись без ссоры?! »);

  • выражение разочарования («А я-то думала, это задание для Кати - пустяк!»; «Девочки, мне стыдно за вас!»; «Вам, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!»).

Использование положительных оценочных высказываний.

Довольно часто мы склонны игнорировать положительные стороны деятельности ученика, неоправданно обобщая его проступки или заведомо, потенциально обвиняя его в том, что он мог бы сделать плохо, неправильно: «Опять эта Катя всем недовольна!», «Вечно ты отвлекаешься, Катя!»; «Катя с Машей, по - моему, весь урок бездельничают там на последней парте!». Между тем целенаправленная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы способствует созданию положительной атмосферы общения на уроке, не допускающей речевой агрессии.

Выражение одобрения может (и должно!) быть разнообразным по форме. В рассматриваемой ситуации возможны положительно-оценочные высказывания:

обращение к прошлым успехам ученика (вчера ты справилась с заданием отлично, давай сегодня поработаем еще лучше);

согласие, поддержка мнения ребенка (полностью согласна с мнением последней парты: действительно в конце урока все устали, но надо все-таки общаться вежливо и еще немного поработать);

приглашение к совместному действию (Катя, мне нравится, как ты обычно выполняешь подобные задания, может быть, вы с Машей представите его на доске для всего класса)) и т.п.

Открытое словесное порицание.

С одной стороны, прямое словесное воздействие учителя в форме упрека, запрета, требования может иметь противоположный результат - вызвать ответный грубый отказ, возражение. Протест ученика и легко нарушить гармонию общения, которое из равноправно-дружеского превращается в неравноправно-морализаторское. Поэтому порицание должно быть хорошо продумано педагогом и выражено непременно в корректной форме - с обязательным использованием необходимых формул вежливости.

Так, в данной ситуации возможны такие высказывания: «Катя, я делаю тебе строгое замечание!»; «Девочки, вы ведете себя очень некрасиво! Будьте добры, не отвлекайтесь от выполнения задания!» и т.п.

Юмор, шутка.

Психологами установлено, что юмор несовместим с явной агрессией и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако необходимо заметить, что шутка - весьма сложный прием, требующий высокого уровня речевой подготовки учителя, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики учеников.

Шутки неприязненного и оскорбительного содержания - это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка), который обижает ребенка и провоцирует его на ответную речевую агрессию. Вот несколько типичных примеров неудачных шуток учителя в приведенной ситуации: «Ребята, вы смотрите спектакль, как Катя старается перекричать учителя!»; «Ну-ка, кто кого перекричит - Маша или Катя? Предлагаю делать ставки!» (насмешка над учащимися; установка на развлечение вместо внимательного слушания); «Если ты чем-то недовольна, переходи в школу для дураков» (прямое оскорбление ученицы).

Не самые лучшие, но возможные реакции учителя в анализируемой ситуации: «Не боги горшки обжигают, а ты как раз представляла богиню в школьном спектакле, так что с заданиями разделаешься за пять минут!»; «Еще немного, еще

чуть-чуть последний бой, он трудный самый»; «Ссора не самое лучшее средство против усталости. Вы теряете драгоценные нервные клетки!».

Убеждение.

Выделим ряд требований, нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает активное неприятие, раздражение, враждебность адресата. Не следует разъяснять школьникам вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) - лучше корректно напомнить о правилах приличия ( На эти слова я могу обидеться, вы ведете себя недостойно), не рекомендуется также отвлеченно морализировать ( Надо вести себя хорошо, нужно быть умницей), убеждать в невозможном ( На уроке всегда сидеть надо молча, никогда не надо возражать), повышать тон или говорить излишне пафосно (Екатерина, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением).

Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого ЭТИКЕТА. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к учащимся, возражения, просьбы, отказы являются вежливыми? Всегда ли мы извиняемся за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное суждение. Назовем основные жанры и конкретные этикетные средства, направленные на предотвращение речевой агрессии.

Русский речевой этикет предполагает множество способов косвенного, непрямого, опосредственного выражения побуждения, просьбы:

- форму вопроса (может не стоит ругаться?),

-употребление сослагательного наклонения (хорошо бы работать без шума),

-использование намека (мне трудно говорить с тобой в таком тоне, вы меня удивляете, вы мне сегодня совсем не нравитесь…).

-все эти реплики содержат указания на нарушение учащимися этикетных норм и просьбу прекратить препираться.

Один из наиболее эффективных этикетных способов демонстрации благожелательного, уважительного отношения - вежливое отношение. Например, для корректного выражения отрицательной оценки педагогу иногда бывает достаточно подчеркнуто обратиться к ученику на «ВЫ», усилив это полной формой имени, особенно если раньше учитель всегда использовал форму обращения на «ты».

Извинения перед учениками часто имеют ложное представления о достоинстве (просить у ребенка прощения…) и эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правым (учитель всегда прав) приводят к тому, что извинение звучит в педагогической речи гораздо реже, чем необходимо. Между тем извинение «меняет знак» конфликтной ситуации - с отрицательного на положительный и определяет общую позитивную установку общения.

Итак, речь педагога выступает важнейшим фактором формирования фактором формирования коммуникативной личности ученика, служит образцом для подражания и основным инструментом педагогического воздействия.

© 2010-2022