• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Психологическая поддержка выпускников, участвующих в Едином государственном экзамене ( 11 класс) и Государственной итоговой аттестации (9 класс)

Психологическая поддержка выпускников, участвующих в Едином государственном экзамене ( 11 класс) и Государственной итоговой аттестации (9 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая поддержка выпускников, участвующих в Едином государственном экзамене ( 11 класс ) и Государственной итоговой аттестации (9 класс)


На протяжении уже более 15 лет (с 2001года) в Российской Федерации введен Единый государственный экзамен. Модель психологического сопровождения подготовки к ЕГЭ включает поддержку учащихся, сдающих экзамен и взаимодействие психолога с их родителями и педагогами школы.


( памятка для родителей )


Уважаемые родители выпускника!

Ваши сын или дочь участвуют в (ЕГЭ) или (ГИА).


Почему они так волнуются?


  • Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.


  • Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.


  • Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей - тревожности, неуверенности в себе.


  • Бояться незнакомой, неопределенной ситуации.


  • Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка.

Чем вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ или ГИА?

Вы можете:

  • Собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности.

  • Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку , верить в его силы:

откажитесь от упреков, доверяйте ребенку; если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы эта музыка была без слов.

  • Участвовать в подготовке к ЕГЭ или ГИА:

  • Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.

  • Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» -вечером.

  • Проведите репетицию письменного экзамена. Установите продолжительность пробного экзамена, организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите почему они возникли.

  • Организовать режим (именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам).

  • Во время подготовки ребенок должен регулярно делать короткие перерывы.

  • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

Как подготовиться к экзаменам и сдать их


( памятка для выпускников)


  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия ,тетради, бумагу, ручки, карандаши и т.п.


  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.


  • Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня ты будешь делать. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы рассмотришь и повторишь.


  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.


  • Чередуй занятия и отдых, скажем 45 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.


  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.


  • Готовясь к экзаменам, не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.


  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена


  • Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, погуляй.


  • Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.


  • В школу перед экзаменом необходимо явиться не опаздывая. При себе нужно иметь несколько (про запас) гелевых ручек.






ТЕСТ «ПРОЦЕДУРА ЕГЭ» (игровой)

Инструкция: Проверьте, насколько хорошо вы знакомы с процедурой ЕГЭ. Для этого ответьте на вопросы теста. Тест построен аналогично ЕГЭ и состоит из трех частей. В части А необходимо выбрать один ответ из предложенных, в части В - написать ответ одним словом или цифрой, часть С требует развернутого ответа. Ваши ответы следует заносить в бланк.

По итогам теста вы получите оценку, показывающую, насколько хорошо вы знаете процедуру ЕГЭ.

Желаем удачи!

Группа А

А1 Чем нельзя пользоваться на экзамене?

1. Мобильным телефоном

2. Гелевой ручкой

3. Тестовым материалом (КИМ)

А2 На экзамен необходимо принести

1. Учебник

2. Паспорт

3. Персональный компьютер

А3 При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся

  1. Встает в угол

  2. Удаляется с экзамена

  3. Платит штраф

А4 Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться

  1. К организатору

  2. К Президенту РФ

  3. К другу

А5 Во избежание ошибок лучше сначала записать номера ответов

  1. На ладони

  2. На полях бланка

  3. На черновике

А6 Если в задании «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается

  1. Одной чертой

  2. Двумя чертами

  3. Тремя чертами

А7 После выполнения задания группы «А» необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа

  1. Галочку (V)

  2. Звездочку (*)

  3. Крестик (х)

А8 При заполнении бланков ответов Группы «С» нужно отступать от рамки

  1. 2-3 мм

  2. 4-5 мм

  3. 10 мм

А9 Если при заполнении бланков у учащегося возникает какое-либо сомнение, то надо:

  1. Хлопнуть в ладоши

  2. Топнуть ногой

  3. Поднять руку

А10 Для подачи апелляции необходимо обратиться:

  1. К ответственному организатору

  2. К дежурному по этажу

  3. К министру образования РФ

Группа В

В1 Чем разрешено писать в бланке?

В2 Каким цветом нужно заполнять бланк?

В3 Разрешаются ли исправления в ответах?

В4 Кто раздает бланки ответов?

В5 Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

  1. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается.

  2. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово заштриховывается.

  3. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово замазывается.

В6 Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

  1. Заполнить бланк нужно на русском языке.

  2. Заполнить бланк нужно на иностранном языке.

  3. Заполнить бланк нужно на любом языке.

В7 Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

  1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.

  2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записей в виде формул).

  3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.

В8 Запишите пропущенной слово.

  1. Если нужно исправить один ………, то новый рисуется поверх старого.

В9 Запишите пропущенной слово.

  1. По окончании экзамена вы можете подать …….. о нарушении процедуры проведения экзамена.

В10 Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле?

  1. Написать фамилию Президента РФ

  2. Написать фамилию директора школы.

  3. Расписаться.

Группа С

С1 Опишите проблему, возникшую в результате нарушения учащимся одного из правил проведения экзамена.

С2 Опишите жизненную ситуацию учащегося, успешно сдавшего ГИА (9класс), ЕГЭ (11класс).

С3 Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранное учебное заведение.

Спасибо за ответы. Подсчитайте количество баллов и поставьте оценку.

А - 1 балл, «3» - 8 - 10 баллов,

В - 2 балла, «4» - 12 - 28 баллов,

С - 5 - 10 баллов, «5» - 30 - 60 баллов.

Ответы к тестам

Номер задания

Номер ответа

Номер задания

Номер ответа

А1

1

В1

ручкой

А2

2

В2

черным

А3

2

В3

да

А4

1

В4

организатор

А5

3

В5

1

А6

2

В6

1

А7

3

В7

2

А8

1

В8

символ

А9

3

В9

апелляцию

А10

1

В10

расписаться








Памятка для педагогов.

Для большинства учеников экзамен является весьма значимым событием, а для многих он - еще и стрессогенный фактор. Особенно это относится к хорошим ученикам, которым важно получить на экзамене высокую оценку..

К сожалению, стрессовая ситуация нередко влечет за собой изменения в психофизиологических процессах учащихся, что может негативно повлиять на их психологические процессы и действия на экзамене или, наоборот, высвободить огромный потенциал энергии и существенно повысить качество работы.

Как влияет экзамен на психологическое состояние школьника.

Негативные изменения чаще всего возникают у учеников со слабым типом нервной системы и социальными страхами.

Понятие нервной системы было введено И.Павловым. Наиболее важной характеристикой нервной системы он считал силу процесса возбуждения, отражающую работоспособность человека и проявляющуюся в способности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения.

С этой точки зрения можно рассматривать два типа нервной системы - сильный и слабый. Эти два типа отличаются друг от друга прежде всего длительной работоспособностью или, напротив, быстрой утомляемостью человека.

Ученики со слабым типом нервной системы менее выносливы, им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы периодически давать вовлеченным в работу нервным клеткам отдых для сохранения оптимальной работоспособности. На экзамене степень нервного напряжении я столь высока, что тонус умственной деятельности может снижаться, требуя увеличения времени выполнения задания. Для таких учеников целесообразно слегка обесценить значимость экзамена, рассказать им о пережитых когда-то «провалах» сдачи экзаменов и вместе посмеяться над этим.

Ученики с социальными страхами, как правило, себе высокую планку, бояться не добиться высоких результатов и перестать соответствовать образу успешного ребенка успешных родителей. Если страх неудачи у них сформируется, то при выполнения задания они будут ориентироваться не на достижении е успеха, а на избегание неудачи, что существенно уменьшит эффективность их работы и снизит концентрацию внимания. Некоторое обесценивание результата экзамена полезно им так же, как и учащимся со слабым типом нервной системы.

Выделяют две основные реакции на стресс: перевозбуждение и апатию.

При перевозбуждении у учеников могут наблюдаться острые вегетативные сдвиги: учащение пульса, потение, слабость в ногах. Возможны повышенная нервозность, неуверенность в себе, неконтролируемые движения (ученик может бесцельно хватать ручку, крутить ее, стучать ею по парте и т.п.), торопливость, суетливость. На экзамене такие ученики беспорядочно берутся то за одно, то за другое задание, будучи не в состоянии рассчитать время, отведенное на выполнение работы, и делают много ошибок по невнимательности.

При апатии, наоборот, наблюдаются вялость, заторможенность в движениях, зевота, затрудненное начало работы, отсутствие энергии для преодоления сложных ситуаций. На экзамене такие ученики долго не могут сосредоточиться, по нескольку раз перечитывают задание и в итоге выполняют его некачественно.

Список используемой литературы:

Справочник педагога-психолога №3, 2015

Психологическая подготовка к ЕГЭ. М.Ю.Чибисова, Москва 2013,Генезис













Советы родителям. (Социальный педагог, психолог - Кубрак Р.В.) Что скрывается за безобидными играми ребенка. Игра - естественный способ самовыражения ребенка. То, КАК ребенок играет, может многое сказать о нем, его отношении с окружающими людьми. Попробуйте понять, о чем говорят игры вашего ребенка. Разрушительные игры - один из наиболее ярких показателей неприятностей в жизни малыша. Фрагментарность игры, возбужденный переход ребенка от одной игры к другой может указывать на чувство личного беспокойства, связанного с приближением к важной, болезненной теме. Дети, которые во время игры болтают без умолку или, наоборот, молчат, могут скрывать свои чувства. Если ребенок говорит о бедах и обидах от первого лица, не прячась в воображение, используя личные местоимения: «я», «мой папа», «моя сестра», «мой друг», «мой учитель», то это считается хорошим признаком. У детей, которые стремятся к безупречной чистоте и избегают контакта с грязными предметами в игре, всегда аккуратно раскладывают игрушки в одном и том же порядке, можно обнаружить ригидность, серьезно затрудняющую их личностный рост. Преобладание предметной игры ( бросание мяча, строительство или обустройство кукольного домика без использования кукол или животных ) свидетельствует о проблемах в межличностном общении, в коммуникативной сфере. Фантазийные, символические игры, поведение, сконцентрированное на действующих лицах ( разговоры о семье или личном опыте, игра с куклами или животными, самостоятельная или совместная ролевая игра), свидетельствуют о хорошем развитии ребенка. Если ребенка больше интересуют старые, хорошо освоенные игры и он не желает осложнять их условия, то это может быть признаком повышенной тревожности, которая мешает получить новые впечатления и принимать новые условия. Или конкретный вид умений, востребованных в этой игре, не очень хорошо развит, и ребенок это чувствует. А может быть, ваш ребенок еще не наигрался в игры предыдущего возрастного периода и поэтому не спешит переходить к новым. В любом случае такое наблюдение должно заставить задуматься об эмоциональном состоянии ребенка, его физической и интеллектуальной развитости, способности к самоконтролю. Разыгрывание ролей позволяет судить, насколько дети умеют видеть свои конфликты с разных точек зрения. Персонажи могут быть полярными, например агрессор, преступник и жертва, или более близкими друг к другу: сестра и учительница. Считается, что ребенок играет две роли, когда использованы две различные установки: Змей Горыныч и Царевич, которого тот убивает. Если же ребенок изображает Змея Горыныча, чудовище и динозавра, значит, он выбирает одну роль - роль агрессора.

АГРЕССИЯ

- Кусается, плюется, дерется, сквернословит, бросается игрушками.

-Кричит, колотит по какому - либо предмету, швыряет вещи.

- Разыгрывает чью-то смерть, обсуждает намерение побить кого-то или отомстить.

- Убивает символического агрессора.

- Вырывает кукле волосы, причесывая ее.

- Нарочно ломает игрушки.

-Кукла - ребенок бьет куклу - взрослого.

- Машины гоняются друг за другом на огромной скорости. Страх, тревога.

- Прячет фигурки.

- Строит защитные стены, замки, заборы.

- Не удается обратиться за помощью к положительным героям: доктор не может прийти, родители не могут защитить.

- Кто-то потерялся или похоронен.

- Стихийное бедствие ( ураган, землетрясение ), сражение в котором никто не уцелел.

Самоуничижение, вина, стыд.

- Причиняет себе боль, чтобы на него обратили внимание.

- Говорит о себе как о «плохом мальчике» / «скверной девочке».

- Наказывает себя.

- Идентифицирует себя с отрицательным героем.

Регрессия

- Раскачивается в кресле, прижимая к себе мягкую игрушку.

- Просит, чтобы его запеленали, укрыли одеялом, покормили.

- Предлагает играть в прятки.

- Причиняет боль себе, чтобы вы его пожалели.

- Требует, чтобы его держали на руках и укачивали, как младенца, просит соску.

- Хочет, чтобы его «уложили спать».

- Свертывается калачиком.

- Создает ситуации, когда его нужно спасать.

- Не выпускает из рук мягкую игрушку.

Амбивалентное поведение ( двойственное отношение к чему-либо)

- Моет, причесывает, пеленает и переодевает куклу-малыша, при этом говорит, что хочет, чтобы малыш умер или пропал.

- Убивает игрушку, а затем оживляет ее.

- Строит и разрушает.

- Страшные герои делают добро: например, чудовище целует добрые герои, наоборот, действуют разрушительно: доктор убивает, причиняет боль.

Для родителей детская игра служит дополнительным источником информации об эмоциональном состоянии ребенка.

Выбирая игрушку, ребенок чаще всего отдает предпочтение персонажам, достаточно точно передающим его настроение в данный момент. Игрушки часто выступают в роли людей из окружения ребенка. Воспользовавшись этим , можно узнать как строятся взаимоотношения ребенка с другими детьми и взрослыми ( в школе, во дворе).

Некоторые эпизоды в игре могут вызывать беспокойство (не всегда обоснованное). Дети иногда ведут себя иррационально, безответственно и абсурдно. Их игры могут выглядеть странными и даже безумными. Не спешите делать выводы. Наблюдайте.

Внимание: Игровая диагностика и игровая терапия могут проводиться только профессиональными психологами.

Используемая литература: Энциклопедия для родителей . Профессор М.М. Безруких. Москва ЭКСМО 2010


© 2010-2022