СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Коломыцевская средняя общеобразовательная школа»

СИСТЕМА РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ




Разработала:

педагог-психолог

Семенихина Светлана Алексеевна

Экономическая и социально-политическая нестабильность, падение общечеловеческих ценностей, недостаточное внимание к личности, размывание нравственных границ, низкий уровень развития институтов, занимающихся воспитанием детей и подростков, - все это привело к росту наркомании, алкоголизма, бродяжничества и другим проявлениям девиантного поведения. Асоциальное поведение все более распространенное явление, поэтому перед обществом и прежде всего перед школой стоит задача создания оптимальных условий для прохождения успешной социализации детей и подростков, так как основная причина девиантного поведения - бедность социального опыта.

Девиантными не рождаются, а становятся под влиянием различных причин: неблагополучное социальное окружение, эмоциональная незрелость, акцентуации характера, недостаточное развитие коммуникативных навыков, отсутствие позитивного социального опыта. Причин огромное количество, но самое главное, что в одиночку ребенок не способен справиться со своими проблемами, ему нужна помощь. И эту помощь могут реально оказать педагоги, родители, психологи.

Данный работа представляет собой некую целостную модель работы школьного педагога-психолога, в которой все направления, все формы деятельности связаны в систему, основная цель которой - профилактика и психокоррекция девиантных форм поведения.

Система работы включает в себя следующие формы работы:

  • работа с учащимися;

  • работа с родителями;

  • работа с педагогами.

Работа по психологическому сопровождению девиации предполагает использование определенных направлений деятельности.

  • Профилактическая работа направлена в первую очередь на предупреждение употребления ПАВ.

Формы работы: тренинги, «круглые столы», беседы, диспуты, игры, организация свободного и учебного времени.

  • Диагностическая работа направлена на определение круга проблем подростков и контингента учащихся, склонных к девиантному поведению, а так же на составление психолого-педагогической карты личности учащегося с целью использования данных в процессе дальнейшей коррекционной работы.

Формы работы: индивидуальные беседы, тестирования, анкетирование, наблюдение.

  • Просветительская работа направлена на создание таких условий, в рамках которых педагоги и родители могли бы получить профессионально и личностно-значимые для них знания.

Формы работы: лекции, беседы, «круглые столы», родительские собрания.

  • Консультативная работа. На протяжении в сего учебного года работает консультативный пункт, куда родители, ученики и учителя могут обратиться с конкретной проблемой или вопросом.

  • Коррекционно - развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного развития школьников.

Формы работы: коррекционно - развивающие занятия для родителей и

детей.











РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С УЧАЩИМИСЯ

Работа с учащимися осуществляется по возрастам:

  • работа с младшими школьниками;

  • работа с подростками и старшеклассниками.


Особенности организации профилактической работы

с младшими школьниками

У младших школьников уже есть первые представления о конкретных одурманивающих веществах. Зачастую взрослые считают, что их дети об одурманивающих веществах - алкоголе, никотине, и тем более о наркотиках - ничего не знают. «У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому нашему сыну (дочери) это не грозит» - так порой рассуждают папы и мамы. Но так ли это на самом деле? К сожалению, результаты опроса учащихся говорят о другом, так 50 % опрошенных знают, что такое наркотики, алкоголь, никотин. Все 100 % убеждены, что все эти вещества вызывают у человека болезнь, которая заканчивается смертью. На вопрос «Где ты получил информацию об одурманивающих веществах?», ответили телевидение - 65%, от своих друзей - 33 %, другие источники - 2 %.

Сегодня нельзя защитить детей от подобного рода информации - они видят на улице и по телевидению, как употребляют одурманивающие вещества люди, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И дети еще не способны адекватно оценить это. Поэтому очень важно дать им правильную установку, представления о том, что «хорошо», а что «плохо», и задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими веществами, необходимо сформировать у него устойчивое отношение к употреблению этих веществ.

С учащимися 6-7 лет проводятся занятия «Развитие навыков общения и взаимодействия». Эти занятия помогают детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, учат рассказывать о себе другим. В ходе занятий дети раскрывают взаимосвязь здоровья и поведения человека, учатся различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающее его здоровье, прививаются навыки здоровье - сберегающего поведения. В занятиях используются различные игры предназначенные для закрепления полученных знаний, умений и навыков, систематизации.

Для учащихся 8-9 лет проводятся занятия «Развитие навыков самооценки и понимания других». Эти занятия направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам,

эмоциям других людей, формируется представление об опасности наркосодержащих веществ для здоровья, о ситуациях, связанных с риском наркотизации. В ходе интерактивных игр дети получают совершенно новые впечатления, приобретают положительный социальный опыт, необходимый для эффективной социальной адаптации.

В возрасте 10-11 лет проводятся занятия «Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях». В ходе занятий формируются навыки общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Дети учатся относится к людям, употребляющим наркосодержащие вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду; обучаются равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы (в том числе и свое здоровье).


Особенности организации профилактической работы

среди подростков и старшеклассников

Для построения эффективной профилактической работы среди подростков и старшеклассников, в каждом классе проводится тестирование. Его цель - оценить сложившуюся в подростковом коллективе ситуацию, связанную с наркотизацией (как подростки относятся к различным аспектам явления, имеют ли опыт использования наркогенных веществ, алкоголя, почему используют и т.д.). При помощи анкет и опросников был проведен ряд исследований. Проводимые исследования были разделены на четыре части:

  1. Структура досуга несовершеннолетних.

  2. Личностные особенности подростков.

  3. Молодежь и психотропные вещества.

  4. Межличностные отношения и бытовые проблемы.

При исследовании структуры досуга молодежи отмечено, все молодые люди любят музыку, острые ощущения, туризм, поездки. Большая часть несовершеннолетних в возрасте от 12-17 лет не лишена тяги к пассивному времяпрепровождению. Среди предпочитаемых несовершеннолетними активных форм занятия спортом - 30 %, отдых на природе и походы - 31 %, катание на мотоцикле или автомобиле - 28 %, чтение - 23 %, кино - 23 %. Доля несовершеннолетних, не имеющих никаких увлечений не превышает -

8 %.

Основные виды занятий несовершеннолетних в свободное от учебы или работы время - встречи с друзьями - 69 %, прослушивание музыки - 48 %, просмотр телепередач - 36 %, посещение дискотек - 32 %, встречи с любимым человеком - 2 %, занятие любимым увлечением - 27 %. Есть и те, кто дал ответ «брожу, где попало» - 8 %.

В период каникул более половины - 79 % несовершеннолетних находятся дома, 14 % - уезжают к родственникам, уезжают отдыхать в лагерь - 3 %.

Делается вывод: нынешние несовершеннолетние по стилю жизни такие же, как и все предыдущие поколения, и отличаются от прежних поколений, постольку, поскольку живут в иных цивилизованных условиях.

Во второй части при исследовании личностных особенностей подростков отмечено: 35 % учащихся продемонстрировали свой интерес к предстоящей им взрослой жизни, они к ней готовятся и стремятся, она их не пугает. Эту группу ответов озаглавили словом «Интерес». 20 % учащихся оценивают свои перспективы очень трезво и рационально, без лишних эмоций. Эту группу обозначили словом «Рацио». А вот что касается остальных, участвовавших в анкетировании школьников, то тут выводы озадачивают 20 % не хотят задумываться над грядущим. Их ответы назвали словом «Уход». 5 % смотрят в будущее с некоторой долей тревожности, смотрят с опаской, обозначаем их словом «Настороженность». И 4 % фаталистов. Они заранее настроены на неблагоприятные последствия в дальнейшей жизни. Их ответы озаглавлены «Плохо». В целом же 29 % опрошенных («Уход», «Настороженность» и «Плохо») могут представить среду, в которой скрыты потенциальные наркоманы и алкоголики. Это не значит, что все они непременно начнут пить и колоться, но для них шаг во взрослую жизнь может оказаться шагом в бездну.

В третей части исследования, касающейся проблемы употребления несовершеннолетними психотропных веществ, отмечены следующие особенности: наркотики из опрошенных учащихся никто не пробовал, алкоголь пробовали - 71 % опрошенных, пробовали курить однажды 57 %. Употребляют алкоголь систематически - 2 % опрошенных, курят систематически - 7 % , наркотики не употребляют. Считают что безопасно употреблять алкоголь - 13 %, курить - 23 %, употреблять наркотики - 0 %. 99% опрошенных считают, что употреблять наркотики вредно, 87 % - алкоголь, 70 % - курить. 10 % считают, что употреблять алкоголь - современно, а 36 % - что современно курить и 24 % думают, что наркотики это прихоть.

Наркотики

Алкоголь

Курение

Пробовали - 0

Употребляют - 0

Считают что безопасно - 0

Считают что вредно - 99%

Считают что прихоть - 24%

Пробовали - 71

Употребляют - 3

Считают что безопасно - 13

Считают что вредно - 87%

Считают что прихоть - 10%

Пробовали - 57

Употребляют - 7

Считают что безопасно - 23

Считают что вредно - 70%

Считают что прихоть - 36%

Как показали исследования, несмотря на то, что официальной декларируемой нормой нашего общества является запрет на употребление спиртных напитков лицам до 21 года, часть опрошенных приобщается к алкоголю в раннем возрасте. Каковы же мотивы употребления алкоголя?

В основном как показывают проведенные исследования, алкоголь для подростков стал средством улучшения общения и индуцирования положительных эмоций. Общение в подростковой среде - сверх ценность, вследствие возрастных коммуникативных особенностей и относительного избытка свободного времени. Не случайно среди декларируемых мотивов употребления алкоголя у подростка преобладает следующий: алкоголь помогает поднять настроение, облегчает общение - 32 %. Также подростки называют такие «причины» употребления спиртных напитков, как стремление улучшить самочувствие и подтвердить, что ты уже взрослый.

Анализ субъективных мотивов употребления алкоголя несовершеннолетними показал, что основными мотивами здесь являются те, которые связаны с общением в группе и, так называемые, «ритуальные» (день рождения, праздники), а также мотивы, связанные с мифами об алкоголе протекторе хорошего физического самочувствия.


Мотивы употребления алкоголя старшеклассниками


Для чего употребляют спиртные напитки

Ответы подростков

Для того, чтобы поднять настроение

11 %

Для того, чтобы облегчить общение со сверстниками

13 %

Для улучшения самочувствия

5 %

Для того, чтобы подтвердить что уже взрослый

3 %

Для того, чтобы вырваться из-под родительской опеки

3 %

Другие мотивы

7 %

Не ответили

30 %

О том, что дефекты общения могут лежать в основе такой форме подростковой девиантности, как употребления спиртных напитков свидетельствует следующий факт. Более половины 56 % всех опрошенных никогда не испытывают одиночество и недостатка общения, около четверти 24,2 % иногда испытывают его, а для 12,1% наличие чувства одиночества- серьезная проблема, они испытывают его часто.

Традиционные возрастные психофизические проблемы старшеклассников часто усиливаются нарушением взаимодействия в учебном коллективе, в группе общения, в семье, что приводит к общей социальной дезадаптации подростка. Протестные формы поведения и высказываний провоцируют конфликты со взрослыми (учителями и родителями) тяжело переживается подростком нарушение взаимоотношений с «компанией друзей». Боясь стать отверженным он часто вынужден демонстрировать лояльность к своей группе общения. Перед подростком возникает много проблем. Нельзя сказать, что учителя школы не участвуют в решении проблем старшеклассников. На вопрос «есть ли в школе учителя, способные помочь в трудную минуту», около половины опрошенных 49,6 % ответили, что есть, но их мало, 40,3 % - что их много, 9 % - что таких учителей нет. Несмотря на возрастной нигилизм подростки заинтересованы в помощи со стороны учителей и рассчитывают на внимание к своим проблемам, среди которых были названы следующие:

- постоянные назидания со стороны родителей и ссылки на чужой опыт 57,7%;

  • постоянные наставления со стороны родителей и близких родственников 41,3%;

  • диктат и насилие со стороны родителей 11,3%, и товарищей 6,8%;

  • другие проблемы 30%;

  • 55,7% старшеклассников жалуются на непонимание со стороны родителей;

  • 5% со стороны учителей;

  • 11% со стороны товарищей.

Степень комфортности подростка в семье определяется его взаимоотношениями с родителями. Так входе исследований, старшеклассники 50,1% никогда не рассказывают о своих проблемах отцу и 16,0% - матери.


Степень доверительности старшеклассников в отношениях с родителями


Рассказывают о своих проблемах

Ответы подростков

Всегда

Иногда

Никогда

Отцу

13,3

32,6

50,1

Матери

50,1

32,9

16

Более низкий уровень доверительности в отношениях с родителями позволяет прогнозировать высокую степень диструктивности в разрешении семейных конфликтов между старшими членами семьи и подростком, когда столкновение не разрешает, а усиливает противоречия сохраняется и даже нарастает напряженность во взаимоотношениях членов семейной группы.

Как правило, в семьях с низким уровнем доверительности между родителями и подростками, родители редко знают, что и где делают их сын или дочь в свободное время. Так опрошенные в ходе исследования старшеклассники на вопрос «Знает ли ваш отец, где вы проводите свободное время?» 27,1% ответили «никогда», 45,8% ответили «иногда», а 17,1% ответили «знает всегда». На вопрос «Знает ли ваша мать, где вы проводите свободное время?» 10,1% ответили «никогда», 35,8% - «иногда», а 49,1% «знает всегда».

Таким образом, одним из направлений профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних следует считать своевременное выявление функционально несостоятельных семей и коррекцию условий семейного воспитания.

антинаркогенного обучения, обратив внимание на наиболее значимые для воспитанников проблемы: трудности в общении, трудности в отношениях с родителями, сверстникам, недостаток информации о вреде ПАВ и др.

В средней школе детям предоставляются сведения о свойствах и механизме действия конкретных наркотиков - алкоголя и марихуаны 5-6 класс, гашиша, кокаина 7-9 классы. Сведенья предоставляются в форме лекций :

«Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления кокаина, гашиша, марихуаны».

«Несколько граммов для храбрости»,

«Что же такое наркотики и наркомания»,

«Существуют ли безопасные наркотики»,

«Курение - личное дело каждого»,

«Почему возникает зависимость от наркотиков» и мн. др.

Такое информирование объясняется необходимостью развенчать популярные в подростковой среде мифы о безопасности данных наркотиков, их «полезных» свойствах. На занятиях тренингов «Потребности и зависимости», «Тренинг профилактики наркозависимости», «Тренинга изменяющего жизненную позицию» и мн.др., подробно рассматриваются вопросы о влиянии одурманивания на системы и органы человеческого организма, социальный статус. При этом анализ носит личностный характер, т. е. последствия одурманивания школьники «примеряют» на себя, определяя, каким образом наркотизация может изменить их жизненные планы, будущую жизнь. Здесь используются схемы активного вмешательства, управления ситуацией (предотвращение знакомства близкого человека с наркотиком, помощь находящемуся в состоянии наркотического опьянения). Так, в ходе занятия «Куда обращаться» обсуждаются возможные ситуации, связанные с несчастным случаем, причиной которого стало одурманивание. Школьникам предоставляются адреса местных организаций, куда они могут обращаться за помощью в подобных случаях. Большое внимания уделяется обсуждению вариантов реализации своих творческих, организаторских способ. Для этого подросткам предлагается разработать план конкретного мероприятия и провести его (вечер, шоу, конкурс и т.д.).

В процессе «Тренинга коммуникативных навыков» учащиеся учатся умело и с удовольствием общаться с людьми, понимать их и смысл общения. Большое значение придается развитию таких качеств как аффиляция - стремление человека быть среди других, в обществе, постоянно поддерживать общение с разными людьми.

В старших классах рассматривается более отдаленный этап (как одурманивание может отразиться на моей жизни через несколько лет, повлиять на взаимоотношения с будущим супругом, здоровье детей). Для этого используются игры-дискуссии; «Наркоманы - особые, особенные или …», «Тихая дискуссия», «Эпидемия», «Умей сказать «нет»» , «Орел или решка», «Это - я» и мн.др..

При работе со старшеклассниками традиционные формы обучения не применяются, занятия строятся в виде свободного обсуждения, равноправной дискуссии. В ходе занятий «Тренинга навыков противодействия давлению среды» продолжается тренировка навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения. Значительная часть занятий посвящена анализу проблемы общения с людьми использующими одурманивающие вещества. Юноши и девушки учатся распознавать ситуации, связанные с наркотизацией при которых, необходимо вмешательство. Кроме того, они осваивают практические навыки поведения в критических ситуациях.


РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

В настоящее время проблема наркотизации это не только проблема вовлекаемых в нее несовершеннолетних, но и проблема их родителей. Для обеспечения родителей активной антинаркотической профилактической помощью прежде всего необходимо провести диагностику семейных проблем. В ходе анкетирования, выявлены следующие результаты: 35% родителей ведут часто беседы о вреде потребления ПАВ, 57% иногда ведут беседы, 7% не беседуют.

По оценке психологического, семейного климата получены следующие данные: 17.9% имеют постоянные скандалы с детьми, 23,5% сталкиваются с непониманием со стороны подростков, у 15,2% имеются иные проблемы.

Необходимо также отметить, что судя по ответам родителей, 22,7% нуждаются в знаниях о том, как общаться в семье, 35,3% как формировать у детей антинаркотические установки и ценности здорового образа жизни, 20,8% о детско-родительских отношениях. Анализ проведенных исследований показал что родителям необходимы, знания которые помогут сформировать у подростка устойчивое негативное отношение к наркотику и осмысленную мотивацию отказа от наркотиков. Родители нуждаются не только в знаниях о том, как общаться в семье, как ориентироваться в различных ситуациях, чтобы осознанно выбирать стиль отношений применительно к конкретной ситуации; но и как принимать и реализовывать свою ответственность, определяя свои права и права своих близких.

Основным направлением работы с родителями детей и подростков по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ. Является информационно-просветительская работа. Она проводится, как правило, через две основные формы:

  • проведение бесед, чтение лекций;

  • семейное консультирование по воспитательным и психологическим проблемам развития и поведения ребенка. Эта форма работы имеет более индивидуальный, касающийся отдельных проблем семьи, характер.

Проведение бесед, чтение лекций осуществляется на общешкольных родительских собраниях, на классных родительских собраниях. Родителям предлагаются следующие темы лекций:

  • «Как можно помочь ребенку быть уверенным в себе?»

  • «Почему дети лгут?»

  • «Что такое воспитание ребенка. Откуда берутся непослушные дети?»

  • «Взрослые дети: как лучше понимать друг друга»

  • «Дети и наркотики. Как предупредить болезнь наркомании?»

  • «Как распознать начало наркомании»

Встречи помогают родителям определить причины возникновения проблем «болезненного» разрушительного поведения человека, знакомят с возможностями психологической работы направленной на восстановление деструктивного образа жизни. Родители получают навыки понимания своего поведения и реакций, знакомятся с методами восстановления от переживаний чувств усталости, обиды, неуверенности, страха, беспомощности. Беседы с родителями позволяют решать конкретные задачи психологического просвещения:

-изучение тем, наиболее волнующих родителей;

-знакомство родителей с возрастными особенностями детей;

-расширение представлений о работе психолога;

-обсуждение совместной стратегии и тактики помощи ребенку со стороны семьи;

-и другие.

Семейное консультирование проводится классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, основной акцент в этом направлении работы ставится на консультировании по проблемам обучения и личного развития детей, а также на психологическую поддержку родителей в случае обнаружения серьезных проблем у их ребенка, либо в связи с эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Как правило, консультации проводятся по запросу родителей.








РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛГА С ПЕДАГОГАМИ

Роль педагога по профилактике употребления ПАВ независимо от формы организации имеет ряд существенных особенностей.

Во - первых перед педагогом встают в первую очередь задачи создания благоприятных условий для самораскрытия возможностей ребенка, укрепления его веры в собственные силы, развития самоуважения и уверенности в себе. Для решения этих задач педагог:

  • должен поддерживать доверительную атмосферу на занятиях;

  • побуждать детей делиться своими знаниями и умениями;

  • задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, предполагающие несколько вариантов ответов) и признавать за ребенком право на собственное мнение;

  • вести групповую дискуссию;

  • обобщать и комментировать высказывания детей.

Во - вторых, педагог предоставляет детям определенную ролевую модель не только в отношении проблем употребления ПАВ, но и в отношении построения взаимоотношения с окружающими. Так, если на занятиях дети могут задавать любые вопросы и будут не только выслушаны, но и услышаны, просить помощи и получать ее, открыто говорить о том, что они думают и знают, то в будущем они скорее попросят помощи в трудной ситуации, сформируют реалистическое представление о себе и научатся уважать свои права и права других людей.

Основные формы работы с педагогами:

  • просветительская работа;

  • координация деятельности и контроля в профилактических целях;

  • консультативная работа.

Важную роль в профилактике, играет взаимодействие психологических и педагогических средств. Взаимодействие психолога с классными руководителями осуществляется через:

  • совместное планирование;

  • оказание методической помощи (организация семинаров, круглых столов, бесед для педагогов и т.д.)

Совместное планирование осуществляется через согласование воспитательных планов классных руководителей и психолога. Совместное планирование позволяет объединить усилия в работе с детьми, склонными к девиантному поведению, способствует созданию определенной системы работы психолога.

Залогом успешной работы психолога с классными руководителями является многообразие применяемых форм и методов психологического сопровождения: деловая игра, дискуссии, тренинги.

Просветительская деятельность осуществляется через методическую учебу с педагогами: семинары, лекции, беседы, тренинги, игры и т.д. Получение психологических знаний помогает педагогам не только в повышении их профессионального уровня, в практической деятельности, в организации более эффективного взаимодействия с подростками и их родителями, но и в решении своих личных проблем.

Консультирование педагогов чаще всего осуществляется по поводу поведения или межличностного взаимодействия учащихся. Психологическая информация, полученная в процессе консультации, служит отправной точкой для разработки педагогом новой стратегии и тактики собственной деятельности в рамках педагогического сопровождения подростков. Как правило, инициатором консультации является педагог.











© 2010-2022