Организация деятельности психолога по снижению агрессивности в подростковой среде

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация деятельности психолога по снижению агрессивности в подростковой среде.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.

Подростковый возраст-это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой становление личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию -это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Подростковый период характеризуется множеством характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов.

Важным показателем развития личности является способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать возникающие конфликты. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинаются складывается на ранних этапах становления личности.

Характеристика подросткового возраста

Способность строить конструктивные отношения с окружающими является важным показателем развития личности. Особенно важным является подростковый возраст как наиболее сложный. Главное содержание подросткового возраста составляет его переходный- от детства к взрослости - характер. Все стороны развития подвергаются качественной перестройки, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет основные особенности личности детей подросткового возраста.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Все исследователи подросткового возраста указывают на кардинальную биологическую перестройку организма, связанную с процессом полового созревания. В этом возрасте отмечаются максимальные диспропорции в уровне и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. В социальном же плане подростковая фаза - это продолжение социализации, поскольку практически все подростки этого возраста - школьники, и находятся на иждивении родителей.

Существенные изменения происходят в это возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Фантазии подростка обращаются в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя.

Влияние подросткового возраста на личностную сферу подростков.

После относительно спокойного младшего возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И главная особенность подростка- личностная нестабильность. Противоположные черты, стремлений, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоположность характера и поведения взрослеющего ребенка. Главное на данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Центральным в личности подростка является активное стремление к занятию новой социальной позиции, осознание своего Я и утверждение во взрослом мире. При этом речь не о желании подростка подражать взрослым людям, а о том, что он жаждет приобщиться к их делам и отношениям; у него появляется чувство социальной ответственности как возможность и необходимость отвечать за себя и за других на уровне взрослого человека.

Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся равноуровневыми характеристиками социального созревания.

Уровень социальных возможностей подростка, и скорость его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференцированностью. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

На ряду с самооценкой, важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира других людей. И, наконец значимым показателем социального развития выступают интересы растущих людей, в которых выражается направленность личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется « Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений р себе, образов «Я».

В этом возрасте возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самосознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - одни отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я- концепции» - так называемое реальное «Я».

Познание себя своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я - концепции». С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы.

Подросток - еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность свей душевной жизни вначале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Когда образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.

Помимо реального «Я», «Я - концепции» включает в себя «Я»- идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

Программа занятий по снижению уровня агрессивности подростков

Предлагаемая программа направлена на налаживание адекватных межличностных взаимоотношений и развитие коммуникабельности.

Цель программы: формирование навыков адекватного общения со сверстниками в социуме.

Задачи: Анализ собственных поступков и ответственности за низ, по отношению к окружающему миру других людей и к себе.

Методы и формы работы:

-наблюдение;

-беседы;

-психологические тренинги;

-ролевые игры;

-арт- терапия.

Включающее в себя тематическое планирование занятий:

  1. А без друзей на свете трудно жить;

  2. Общение в моей жизни;

  3. Я в мире людей;

  4. Общение и уважение;

  5. Поведение и культура;

  6. Конфликт-неизбежность или…;

  7. На пути к гармонии.

Условия эффективности деятельности педагога-психолога по снижению уровня агрессивности:

  1. Осознание особенностей поведения каждого участника межличностного конфликта его достоинств и недостатков.

  2. Развивать умения и навыков конструктивного поведения (регуляция эмоционального напряжения).

  3. Развитие социальной чуткости к состоянию, переживаниям и мнениям, позициям других участников группы.

  4. Осознание неэффективности импульсивных форм поведения.

  5. Формирование установки на освоение более конструктивных форм поведения.

В ходе работы у воспитанников отмечаются следующие психологические изменения:

- снижение эгоцентричных и агрессивных тенденций в поведении воспитанников. При этом наблюдается сначала сознательное, а затем автоматическое подавление проявлений.

-обострение социальной чувствительности у воспитанников. Снижение коммуникативных порогов. Оно заключается в повышении адекватности восприятия и понимания эмоций, переживаний, состояний, мотивов, целей. Усиливается внимание к критическим моментам взаимодействия в конфликтной ситуации.

-снижение тревожности. При этом у воспитанников наблюдается ослабление действия защитных механизмов, появляется чувство безопасности и защищенности, усиливается открытость поведения, актуализируются личностные потенциалы.

В заключении хочу отметить, что подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Ведущей деятельностью подростка становится интимно-личностное общение. Появляется подростковая дружба. Самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости. Возникает страстное желание казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Проблемы родителей очень часто является отношение.

Высокая агрессия подросткового возраста и большая частота возникновения подростков с родителями и в своей среде, сопровождаются не конструктивными способами поведения в конфликтной ситуации.

Основными методами коррекционной работы педагога-психолога в ситуации агрессивности подростков являются: групповая дискуссия, группа тренинга, консультирование, посредничество, родительский семинар.

В подростковом возрасте происходит перестройка взаимоотношений с окружающими людьми, подросток требует расширение своих прав, и как реакция на недопонимания со стороны взрослого человека и других подростков у него не редко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Которые в крайне выраженной форме проявляется в открытом неповиновении, негативизме, агрессивном поведении.

Уровень агрессивности подростков влияет в свою очередь на тип поведения в конфликтных ситуациях.



© 2010-2022