«Использование игровых и коррекционных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»

Развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов, вот почему работа над словарем имеет серьезное значение для коррекции и развития психики у детей, для более успешного  их обучения и воспитания.   Развитие интелектуальных способностей детей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти помогает детям лучше анализировать и глубже понимать читае...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Использование игровых и коррекционных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Между речью и игрой существует двухсторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи»

/Г.Л Выготская/.

Л.С. Выготский определил слово как единицу не только речи, но и мышления. В слове представлено единство мышления и речи.

Развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов, вот почему работа над словарем имеет серьезное значение для коррекции и развития психики у детей, для более успешного их обучения и воспитания.

Развитие интелектуальных способностей детей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти помогает детям лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободно ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда. Опора на игру (игровую деятельность), игровые приемы, формы - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

С целью интелектуального развития детей, их воспитания, обучения и коррекции на своих занятиях мы применяем различные игры.

1.

Смекалки, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая полочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Так формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.

Ребусы - один из видов деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, он способствует развитию воображения, остроумия, находчивости.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи [2,с4]

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число, реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

- «Поиск недостающих в ряду фигур»;

-«Головоломки с палочками»;

-«Преобразование одной фигуры в другую»;

-«Изменение количества квадратов в фигуре»;

-«Составление фигур из треугольников, квадратов».

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присуща занимательной задаче, развитию интереса детей.

Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на планирование: лабиринты, логические квадраты - направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.

Игры на формирование умения анализировать:

-«Найди пару»;

-«Найди лишнее»; 2.

-«Продолжи ряд»;

-«Загадки»;

-«Занимательные таблицы» - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает?» [1,с30-31]

Использование различных мячей на занятиях, самоподготовке, в свободное время дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка (так как ребенок думает, что он играет).

Мяч идеальное средство для коррекционных упражнений.

Игровые действия с мячом, бусинами, шариками, одно из любимых средств организации детей. Шар рассылает оптимальную информацию ко всем анализаторам.

Совместная работа двигательного вестибулярного, зрительного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметами круглой формы, усиливает эффект занятия.

- «Верю, не верю»;

-«Съедобное, не съедобное».

Положительным результатом игр с мячом является то, что педагогу с коррекционными приемами удается включиться в жизнь ребенка, в его систему жизненных потребностей. Игра и активные движения.

Интеграция физических упражнений, игровых действий. Речевого сопровождения, копирывания действий воспитателя, способствует повышению эмоционального тонуса, что побуждает ребенка к общению. У детей во время таких игр поднимается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.

Подчинение движений тела определенному темпу, определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми нарушениями, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен или замедлен. У них изменен тонус, поэтому включение игр на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании с чистоговорками, стихами.

-Игра с мячом «Чего не стало» - попасть маленьким мячом в картинки, назвать их и сказать «чего не стало»;

-«Назови с разной интонацией» -с воздушными шариками;

-«катать мяч по парте и проговаривать чистоговорку»;

-«Физкультминутка «Я знаю»; 3.

-«Взять шарф за концы мяч посредине, перекатывать мяч и называть имена»;

-«Собери бусы» - собрать из предложенных слов предложение при этом нанизывая бусы на шнурок;

-«Намотай на клубочек» - намотай нитки на клубок и расскажи стихотворение;

-«Бросать большой мяч об пол ,ловить его и считать»;

-«Посчитаем слова» - бросать большой мяч друг другу и называть слова противоположные по значению.

Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс разнообразных развивающих игр является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка.

Библиографический список.

  1. Жукова,З.П.Развитие интелектуальных способностей младших школьников в ходе игры /З.П.Жукова/ Начальная школа.-2006.-№5.-с.30-31.

  2. Михайлова,З.А. Игровые занимательные задачи для школьников /З.А.Михайлова/-М.,Просвещение,1989.

  3. Савенков,А.И. Одаренные дети в детском саду, школе/А.И.Савенков/.-М.,2000.

  4. Гринченко,И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе/И.С.Гринченко/.-М.,2008.









Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида



«Использование игровых и коррекционных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»

Дубовик Т.Д.

(воспитатель 1 кв. категории)



Черногорск 2014год.

© 2010-2022