- Преподавателю
- Школьному психологу
- Влияние на детей 14-18 лет
Влияние на детей 14-18 лет
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дутова Е.И. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рост угрозы терроризма в мире затронул на данном этапе к сожалению и Россию. Очень много молодых людей из России вступают в ряды таких групп. Как правило, поддаются хорошему психологическому давлению со стороны так называемых проповедников. Молодые люди не могут на данном этапе своей жизни сделать правильный выбор в пользу своей страны, семьи, жизни. В жизнь юношей и девушек сегодня в России вмешиваются и такие вредные элементы как финансовые пирамиды, азартные игры, секты. Следовательно необходимо помочь, дать правильно понятие, молодым людям модели о терроризма, сектантства, азартных игр, финансовых пирамид. Помочь молодежи сделать правильный жизненный выбор и определить жизненный приоритет уже на начальном среднем образовании.
В следствии этого необходимо в школьную программу старших классов внедрить уроки по психологии в области негативного современного влияния. Начиная с 8 класса ребенок подвержен различным внешним влияниям. Что может сказаться пагубно если вовремя не предупредить определенный вид разрушения в моральном и социальном влиянии.
Программа написанная для школьников ориентирована на эту проблему должна отвечать всем нормам и стандартам. На практическую - дискуссионную роль направлять ход реализации данной программы, а не на заучивание терминов. Она предусматривает живой диалог с школьником, постановка в практическом виде психологических ситуаций. Показ на примерах оптимизации данных задач и вопросов. Решения приводят сами школьники выходя из дедуктивного метода в эвристический (как вариант).
Заложенная в данной программе идея показать школьникам на практике и рассказать в теории технологии общения, способы влиянии на сознание и подсознание, Все это объединилось в авторскую программу для школьников и студентов, в курс под названием "Коммуникативная психология общения" и "Негативное влияние на детей школьного возраста". Которая может варьироваться от старших классов и первого курса колледжей и техникумов. Уроки основаны на диалоги здесь и сейчас в реальном времени. К каждому занятию необходимо подбирать новый актуальный материал вчерашнего или завтрашнего характера. Урок строятся на новых теориях и методиках, которые существуют в реальном, настоящем времени.
Необходимо с 8 классов ввести дополнительные, внеурочные часы по курсу вредные влиянии. На этих занятиях проводить с детьми различного рода беседы, дискуссии. Рекомендуется проводить такие занятия 2 раза в неделю. Урок предназначена для школьников 14-16 лет. Это обусловлено возрастными особенностями психологического периода развития личности.
"Объектом изучения" учебной деятельности является различные виды общение человека в социуме.
"Предметом" учебной деятельности является различные методики и техники владения общением и распознаванием ситуаций вербования.
Цель направления психологии: научить школьника понимать и отличать различные виды влияния на человека.
Методы обучения: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
Сроки реализации программы. Формы и режим занятий.
Срок реализации программы составляет 1 год обучения - 72 часа. Занятия проводятся с классом или подгруппой или после уроков два раза в неделю по 1 часу. Количество занятий 72. Часы могут варьироваться и подстраиваться под учебный план каждого учреждения. Обычно совмещается по подгруппам с уроками английского языка или информатики.
Такое количество школьников определяется, с одной стороны, возможностью проследить за работой каждого во время занятий, с другой стороны, оптимальным количеством человек в команде при проведении различного рода.
Основной формой работы является работа в группах и самостоятельная работа при выполнении заданий и исследовательских проектов.
Формы занятий разнообразны: беседы, дискуссии, интеллектуальные турниры, занятия-тренинги, игры-подстановки, семинары, практические занятия. На занятиях применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский. Показывается видео и аудео файлы.
Формы контроля
В процессе обучения и при оценке знаний используется семинары, тесты, зачет. Теоретические знания оцениваются через тесты и зачет.
По итогам окончания освоения этой темы ребенок должны уметь:
- разобраться со своими внутренними эмоциональными проблемами, определять психическое состояние, настроение и личностные особенности.
- получать и преобразовать поступающею информацию;
- соблюдать границы общения;
- преодолевать психические травмы
- преодолевать стрессы и стрессовые ситуации,
- работать со страхами используя самые современные методы борьбы;
- знать о гражданской ответственности человека перед государством и обществом в котором он живет.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, записи аудио и видео, раздаточный материал, интернет.
Наши дети не должны подвергаться негативному социальному влиянию со стороны заинтересованных лиц. Этим этапом в жизни ребенка должны заниматься не только родители но и школа, вуз. Психологическая работа должна вестись на каждой ступеньке взросления человека. Очень важным элементом в этом направлении является еще и правильное мнение и мировоззрение преподавателя и учителя на этот вопрос. Который берется вести этот курс или программу. Совершенно не дозволительно вести уроки или занятия в данном направлении человеку с негативным отношением к стране, детям, который не владеет информацией об обстановке в стране. Первым делом учитель должен быть вдохновителем и ориентиром. В данной программе затрагиваются и вопросы толерантности и национальности. Учитель должен учитывать все аспекты и быть очень тонким и адекватным. Он должен помочь детям сделать правильный выбор в пользу своей страны, своей личности и семьи.
Пояснительная записка
«Рабочая программа» - это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по психологии "Коммуникативная психология общения" для 1 курса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного среднего образования, примерной программой по психологии общения.
Данная программа реализуется в размере 72 часов в год. Рассчитана на 1 курс или на 1 учебный год.
К данной программе рекомендован учебники по "Психологии общения" следующих авторов:
-
Общая психология. (Учебно-методическое пособие) Под ред. Гамезо М.В. (2007, 352с.)
-
Общая психология. (Учебник) Под ред. Карпова Л.В. (2005, 232с.)
-
Общая психология. (Учебник) Маклаков А.Г. (2008, 593с.)
-
Общая психология. (Учебник) Максименко С.Д. (2004, 528с.)
-
Общая психология. (Учебник) Петровский А.В. (1976, 479с.)
-
Общая психология. (Учебник) Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. (2006, 560с.)
-
Общая психология. (Учебник) Узнадзе Д.Н. (2004, 413с.)
Курс преподается как отдельный предмет или за счет часов основного курса психологии. Составляет вариативную часть учебного плана. Или может включаться в план как отдельный базовый предмет для первого курса гуманитарных специальностей.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условии, образовательных потребностей и особенностей развития, обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа».
Новизна и актуальность
Актуальность и новизна программа направлена на основные и базовые знания студентов о финансовых пирамидах, азартных играх, радикальных террористических группах, сектах их распознания и вариантах поведения себя в экстренных условиях, гражданской ответственности, а также по психологии в области коммуникаций и общения между людьми, нахождения себя как личность. Программа предполагает на начальном уровне психологического развития студентов зафиксировать все эти понятия, и факты в данных областях, т. к. на данном этапе развития Российской Федерации молодежь часто вступает на "негативный" путь развития в силу не знания и не понимания жизненно сложных ситуаций в стране. Рост угрозы терроризма в мире затронул на данном этапе и Россию. Очень много молодых людей из России вступают в ряды таких группировок. Как правило, поддаются хорошему психологическому давлению со стороны так называемых проповедников. Не могут на данном этапе своей жизни сделать правильный выбор в пользу своей страны, семьи, жизни. Следовательно необходимо правильно дать модель терроризма, сектантства студенту.
Все темы отражаются четко, ясно и лаконично. Освящают все проблемы, страхи и стрессы современной молодежи.
Программа ориентирована больше на практическую - дискуссионную роль нежели на теоретическую так как основные знания по психологии в целом изучаются в курсе "Психология". На нее отводиться больше часов и захватывает от 1 - го курса студентов до 3- тих курсов ее изучения. Данная программа выделяет особенный, важный аспект в области психологии, "Общение и коммуникации", который позволяет на практике применить различные теории межличностных отношений между людьми, социуме, дать возможность понимания противоположного человека с точки зрения его психического состояния, находить правильные решения в сложившихся сложных ситуациях. Чтоб молодой человек вышедший из школы и поступивший в вуз мог четко и правильно интерпретировать все негативные явления окружающей среды, социума. Умел бороться с внешнем влиянием из вне.
Также программа предполагает изучение таких понятий в области общения и коммуникаций, как взаимодействие между друг другом, с педагогами и социумом, будущей работе научаться строить грамотное общение, расскажет о владении себя в различных конфликтных или напряженных ситуациях.
Задача программы: помочь студенту научиться ставить психологическую защиту, уметь правильно интерпретировать информацию, поднять вопрос о моральных ценностях и гражданской ответственности, удержать личность студента и помочь ей развиться.
С этой проблемой столкнулись многие образовательные учреждения и привели к выводу что нужно составить такую программу которая была бы ориентирована на практику в 80% соотношении к теории 20%.
Заложенная в данной программе идея показать студентам на практике и рассказать в теории технологии общения, элементы риторики, особенности характера людей, гендерной психологии, физиогномики и других элементов из общей психологии в таком виде, что лекции были основаны не на записывание понятий и терминов, выводов, а вызывали интерес от живого общения, примеров и мировых практик по владению коммуникативной психологией. Все это объединилось в авторскую программу, в курс под названием "Коммуникативная психология общения".
"Объектом изучения" учебной деятельности является различные виды общение человека в социуме.
"Предметом" учебной деятельности является различные методики и техники владения общением и распознаванием ситуаций вербования.
Методы изучения: словесный, наглядный, практический
Цель направления психологии: научить студента понимать и отличать различные виды влияния на человека, а также иметь представление о современном общении и коммуникациях.
Любая специальность человека обязывает знать базовый набор знаний в области психологии общения необходимый для контактов между людьми в социуме. Особенно это касается тех специальностей которые непосредственно связаны с людьми, гуманитарных.
В рамках целевой установки реализуются познавательная и социокультурная активность, которые предполагают:
-
познавательная - ознакомление студентов с основными положениями науки об общение между людьми, возрастными особенностями человечества, путями решения напряженного общения, техниками и методиками владения разговора, общими положениями угроз извне;
-
социокультурная - формирование коммуникативной компетенции студентов, т.е. развитие вербального и невербального общения, монологической и диалогической речи, а также навыков составления грамотного, делового письма, правильного поставленного голоса, владение элементами риторики и публичного выступления, а также основным элементам общения, как общей культуры человека. Проявления гражданской ответственности.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
Воспитательные:
- социализация личности (естественное преодоление психологических барьеров, толерантность), привитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;
- формирование положительной эмоциональной установки - необходимое условие успешной адаптации к обучению;
- формирование представления о психологии общения как о жизненно важном средстве взаимодействия людей, которое предоставляет студентам широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания психологического состояния противоположностей и социума;
- привитие начал самоорганизации, самоконтроля, самовладения.
Развивающие:
- развивать уверенность в себе;
- формировать в сознании непрерывность развития личности в психологическом направлении деятельности;
- закреплять навыки конструктивного взаимодействия в социуме;
- развивать интерес к изучению возрастной психологии;
- формировать умение социального сравнения.
Обучающие:
-
развивать все виды механизмов коммуникации общения студентов;
-
обеспечивать усвоение программного, стимулировать развитие коммуникативно-психологических умений и навыков;
-
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
-
развить основные направления в психологии общения на практических примерах и постановочных задачах.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа ориентирована на практическое значение, а не на теоретическое. В ней нет места заучиванию терминов и схем решения ситуации. Она предусматривает живой диалог с студентом, постановка в практическом виде психологических ситуаций. Показ на примерах оптимизации данных задач и вопросов. Решения приводят сами студенты выходя из дедуктивного метода в эвристический (как вариант).
Лекции основаны на диалоги здесь и сейчас в реальном времени. К каждому занятию необходимо подбирать новый актуальный материал вчерашнего или завтрашнего характера. Лекции строятся на новых теориях и методиках, которые существуют в реальном, настоящем времени. Используются новые открытия и разработки современных ученых и психологов- педагогов. Так как программа направлена на изучения общения в реальном времени с учетом всех потребностей данного.
В преподавании курса применяются известные в мировой педагогической и психологической практике методы обучения: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
Возраст студентов, участвующих в реализации программы.
Программа предназначена для студентов 16-18 лет. Это обусловлено возрастными особенностями психологического периода развития личности.
Сроки реализации программы. Формы и режим занятий.
Срок реализации программы составляет 1 год обучения - 72 часа. Занятия проводятся с подгруппой студентов два раза в неделю от 2 до 4 часов. Количество занятий от 18 до 36. Часы могут варьироваться и подстраиваться под учебный план каждого учреждения. Обычно совмещается по подгруппам с уроками английского языка или информатики.
Такое количество студентов определяется, с одной стороны, возможностью проследить за работой каждого во время занятий, с другой стороны, оптимальным количеством человек в команде при проведении различного рода.
Основной формой работы является работа в группах и самостоятельная работа при выполнении заданий и исследовательских проектов.
Формы занятий разнообразны: беседы, дискуссии, интеллектуальные турниры, занятия-тренинги, игры-подстановки, семинары, практические занятия. На занятиях применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский.
Формы контроля
В процессе обучения и при оценке знаний используется семинары, тесты, зачет. Теоретические знания оцениваются через тесты и зачет.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы студенты должны знать:
-
основы психодиагностики;
-
основы гендерной психологии;
-
принятие окружающего мира;
-
вербальное и не вербальное общение;
-
границы общения и контактов;
-
основы физиогномики;
-
психотравмы;
-
матрица Пифагора, треугольник Карпмана;
-
виды стрессов;
-
методы и механизмы защиты от стрессов;
-
страхи сегодня, международный терроризм, сектантство, азартные игры;
-
финансовые пирамиды, теория денег;
-
работа со страхами;
-
гражданская ответственность;
-
словесное ведение собеседника;
-
основы публичного выступления;
-
отношение к браку
-
основы Арт - терапия.
Должны уметь:
- разобраться со своими внутренними эмоциональными проблемами, определять психическое состояние, настроение и личностные особенности.
- различать гендерные особенности возраста, определять схожести и различий в изучении личности мужчины и женщины на разных этапах их становления;
- получать и преобразовать поступающею информацию;
- общаться на двух уровнях;
- соблюдать границы общения;
- пользоваться основами психогномики;
- преодолевать психические травмы, как войны, катастрофы, аварии, ситуации физического, психического или сексуального насилия и т.д., заурядные события, в том числе обычные медицинские процедуры и операции.
- преодолевать стрессы и стрессовые ситуации, находить адекватные решения, установка защитных механизмов;
- работать со страхами используя самые современные методы борьбы;
- владеть основами владения себя при особом влияние извне
- грамотно вести разговор, беседу, диалог.
- знать особенности речи на публике.
- ценность семейных отношений, обязанности и ответственность семьи;
- знать о гражданской ответственности человека перед государством и обществом в котором он живет.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, записи аудио и видео, раздаточный материал, интернет.
Тематическое планирование
№
Название темы
часы
примечание
1
Введение
1
2
Основы психодиагностики
2
3
Основы гендерной психологии
2
4
Принятие окружающего мира
2
5
Вербальное и не вербальное общение
2
6
Границы общения и контакты
2
7
Основы физиогномики
2
8
Психотравмы
2
9
Матрица Пифагора, треугольник Карпмана
2
10
Виды стрессов
2
11
Методы и механизмы защиты от стрессов
2
12
Страхи сегодня
2
13
Страхи: международный терроризм, сектантство
2
14
Работа со страхами
2
15
Работа со страхами
2
16
Гражданская ответственность
2
17
Азартные игры и азартная болезнь
2
18
Финансовые пирамиды
2
19
Теория денег
2
20
Зачетное занятие
1
21
Психология личности
2
22
Воля, потребности, мотивация
2
23
Словесное ведение собеседника
2
24
Основы публичного выступления
2
25
Элементы риторики
2
26
Отношение к браку
2
27
Отношение к работе, социуму
2
28
Национальное мышление, толерантность
2
29
Отношение к детям от 0 до 3 лет
2
30
Отношение к детям от 3 до 12 лет
2
31
Основы Арт - терапия
2
32
Основы сказкатерапии
2
33
Элементы теории самовнушения
2
34
Семинар
2
35
Треннинг
2
36
Контрольная работа
2
Список используемой литературы
-
Атлас по психологии. (Учебное пособие) Гамезо М.В., Домашенко И.А. (2004, 276с.)
-
Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. (2003, 672с.)
-
Введение в общую психологию. Курс лекций. Гиппенрейтер Ю.Б. (2008, 352с.)
-
Введение в психологию. (Учебник) Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. (2003, 672с.)
-
Введение в психологию. (Учебник) Под ред. Петровского А.В. (1996, 496с.)
-
Гендерная психология. (Учебное пособие) Бендас Т.В. (2006, 431с.)
-
Деловая психология. Курс лекций. (Учебное пособие) Морозов А.В. (2000, 576с.)
-
Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Ильин Е.П. (2003, 544с.) (Сер. "Мастера психологии")
-
Исследование в психологии: методы и планирование. (Учебник) Гудвин Д. (2004, 3-е изд., 558с.) (Сер. "Мастера психологии")
-
История психологии. (Учебное пособие) Марцинковская Т.Д. (2004, 4-е изд., 544с.)
-
История психологии: идеи, концепции, направления. (Учебное пособие) Абдурахманов Р.А. (2008, 326с.)
-
История психологии. Конспект лекций. Лучинин А.С. (2008, 160с.)
-
Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. (Учебное пособие) Величковский Б.М. (2006; 448с., 432с.)
-
Когнитивная психология. (Учебник) Под ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. (2002, 480с.)
-
Когнитивная психология. Солсо Роберт Л. (2006, 6-е изд., 589с.) (Сер. "Мастера психологии")
-
Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. (Учебное пособие) Холодная М.А. (2004, 2-е изд., 384с.)
-
Конфликтология. (Учебное пособие) Давлетчина С.Б. (ВСГТУ; 2005, 174с.)
-
Конфликтология. (Учебное пособие) Цыбульская М.В. (МЭСИ; 2007, 150с.)
-
Конфликтология в схемах и комментариях. (Учебное пособие) Анцупов А.Я., Баклановский С.В. (2009, 304с.)
-
Криминалистическая психология. (Учебное пособие) Образцов В.А., Богомолова С.Н. (2002, 448с.)
-
Общая психология. (Учебник) Узнадзе Д.Н. (2004, 413с.)
-
Общая психология. Завтра экзамен. Щербатых Ю.В. (2008, 272с.)
-
Общая психология. Конспект лекций. Дмитриева Н.Ю. (2007, 128с.)
-
Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А.Г. (2012, 320с.)
-
Общая психология: познавательные процессы. (Учебное пособие) Козубовский В.М. (2008, 368с.)
-
Общая психология. Схемы. (Учебное пособие) Айсмонтас Б.Б. (2003, 288с.)
-
Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. (2008, 128с.)
-
Психология развития человека. (Учебное пособие) Сапогова Е.Е. (2005, 460с.)
-
Психология семейных кризисов. (Учебник) Олифирович Н.И, Зинкевич-Куземкина Т.А, Велента Т.А. (2006, 360с.)
-
Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. (Учебное пос.) Карабанова О.А. (2005, 320с.)
-
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. (Учебное пос.) Под ред. Силяевой Е.Г. (2005, 3-е изд., 192с.)
-
Психология тела. Биоэнергетический анализ тела. А. Лоуэн (2006, 256с.)
-
Социальная психология. Конспект лекций. Мельникова Н.А. (2008, 160с.)
-
Социальная психология. Курс лекций. Крысько В.Г. (2006, 3-е изд., 352с.)
-
Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. (2002, 336с.)
-
Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. (2002, 256с.)
-
Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. (2003, 475с.)
18