- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект семинара-практикума Индивидуальный подход в воспитательно-образовательном процессе пенитенциарной школыс учётом особенностей межполушарной асимметрии головного мозга обучающихся
Конспект семинара-практикума Индивидуальный подход в воспитательно-образовательном процессе пенитенциарной школыс учётом особенностей межполушарной асимметрии головного мозга обучающихся
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алтухова Л.А. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Семинар-практикум
«Индивидуальный подход в воспитательно-образовательном процессе с учётом особенностей межполушарной асимметрии головного мозга обучающихся»
Тема семинара: особенности усвоения знаний обучающимися с различным уровнем развития полушарий мозга
Цель: расширить знания педагогов о функциональной асимметрии
головного мозга и учёте этих особенностей в обучении
Подготовка к семинару.
Всем учителям предварительно раздаются бланки «Приложение 1», предлагается провести самотестирование и принять участие в семинаре с готовыми результатами самотестирования.
Ход семинара.
1. Сообщение.
Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Именно поэтому образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга.
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. И. Соньер (Франция) утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.
Для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
С РАЗНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ
Учение, как и любую деятельность, можно представить в виде следующей последовательности действий:
установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);
обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ученика, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов. Рассмотрим организацию ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно.
Мотивационный этап
(установка на деятельность)
Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ученика. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов. Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств. В последнее время прогресс в обучении связывали с постепенной заменой освоения учащимися практических навыков накоплением теоретических знаний: увеличилось число теоретических курсов, повысился уровень абстрактности в изучении учебного материала, усилилась математизация и алгоритмизация материала при изучении гуманитарных дисциплин. В результате снизилась общая эмоциональность изложения, язык стал сухим, уменьшилась доля ярких выразительных примеров, редко используются ритмы - речевые и музыкальные, которые сами по себе активизируют эмоциональную и непроизвольную память. Иными словами, при обучении акцентируются механизмы левого полушария при одновременном ослаблении вовлеченности правого полушария. Это привело к тому, что учащиеся могут только грамотно воспроизводить выученный материал, но оказываются беспомощными в практическом применении знаний. Таким образом, современное образование является теоретическим, а не практическим. Востребованным оказывается логический компонент мышления. В западных же странах образование ориентировано на практическое применение получаемой информации. Большинство из принятых в наше время методов развития левополушарных способностей не опирается на образные представления. Между тем немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. К сожалению, 80% вопросов учителя к ученикам требуют только механического воспроизведения выученного.
Особенности сенсорного восприятия
Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо - левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных - правая полусфера.
Операционный этап (обеспечение деятельности)
Задача учителя на этом этапе - дать учащемуся такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте. Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево-, так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты быстро растут. Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов). Ученики сами отмечают, что им проще усваивать материал, связанный с практическими задачами.
Результативный этап
(сравнение предполагаемой оценки с реальной)
Для ученика важно, имеет ли оценка личностный смысл. Когда его ругают или хвалят, из кратковременной памяти воспроизводится тот рисунок межцентральных взаимодействий в коре мозга, который был в момент деятельности. Этот сложный механизм запускают эмоции. Эти процессы четко проявляются у мальчиков. Слово «молодец» для них наиболее значимо. При этом в коре головного мозга мальчиков повышается общий уровень функциональной активности и усиливаются межцентральные взаимодействия в передних отделах коры головного мозга, особенно в ассоциативных зонах правого полушария, играющего важную роль в стабилизации эмоциональных состояний. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой не доволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы не довольны, и вновь «проиграть» в мозгу свои действия.
Любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга. Оценки учителей с разным типом функциональной асимметрии полушарий значительно расходятся для 74% мальчиков и для 50% девочек. Это так называемый закон нейропсихологического соответствия учителя и ученика. Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике: «Люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д.
2. Обмен впечатлениями об услышанном с привлечением результатов самотестирования.
Обсуждение вопроса о том, насколько эффективным будет применение данных методик в условиях закрытой школы. Какие особенности обучающихся заключённых следует учитывать, применяя эти методики.
3. Обобщение
1. Что нового узнали в ходе семинара?
2. Что мешало и что помогало усвоению материала?
3. Пожелания ведущему.
4. Заключение
- участникам семинара раздаются бланки «Приложение 2».
- учителя получают результаты тестирования обучающихся, проведённого психологом.
Предлагается опробовать полученные в ходе семинара знания в практической деятельности учителей и обсудить результаты на следующем семинаре.
Приложение 1
Методики исследования межполушарной асимметрии головного мозга.
1. Тест «Художник или мыслитель»
Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибалльной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию -10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».
-
У меня преобладает хорошее настроение
-
Я помню то, чему учился несколько лет назад
-
Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее
-
Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах
-
Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают
-
Мне трудно дается алгебра
-
Я легко запоминаю незнакомые лица
-
В группе приятелей я первым начинаю разговор
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов
10. У меня преобладает плохое настроение
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам
1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и
3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).
1. Если ваш «левополушарный» (Л) результат более
чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то
значит, вы принадлежите к логическому типу мышления.
Вы, в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть
своих проблем решите самостоятельно.
Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше пола- / гаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.
Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим, математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертежником... продолжите этот список сами.
-
П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т. п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.
-
Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец - все эти профессий требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.
А что делать, если вы считаете, что недобрали нужных баллов? Не отчаиваться, а работать. Сумела же обыкновенная женщина, которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид, обреченный из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели или победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших «сделать себя», множество. Пусть их пример прибавляет вам сил - ведь волю и настойчивость ничем не заменить.
2. Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам.
Проведем несложный экспресс-анализ.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
В. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?
ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения. ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП - характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим, расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям»
беззащитность, но вместе с тем способность идти на
конфликт.
ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
По мнению авторов этого теста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.
Приложение 2
Соответствие между доминированием полушария мозга и формой или видом учебной работы, развивающей разные полушария мозга
и межполушарное взаимодействие.
Таблицы составлены по материалам книги А.Л.Сиротюк
«Обучение с учётом психофизиологии»
Этапы работы
Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают
Учащиеся с явным
доминированием левого
полушария предпочитают
Мотивационный этап
Пространственная организация
Рабочая полусфера доски - левая
Рабочая полусфера - правая
Цветовая организация
Светлая доска-темный мел
Темная доска - светлый мел
Условия, необходимые для возникновения стабильной учебной мотивации
Гештальт (образы).
Контекст
Связь информации с реальностью, практикой
Творческие задания
Эксперименты
Музыкальный фон
Речевой и музыкальный ритм
Детали
Технологии
Абстрактный линейный стиль изложения информации
Неоднократное повторение учебного материала
Тишина на уроке Неоднократное повторение материала
Векторы мотивации
Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе
Установление новых контактов
Социальная значимость деятельности
Стремление к самостоятельности
Глубина знаний
Высокая потребность в умственной деятельности
Потребность в образовании
Операциональный этап
Восприятие информации
Целостное
Внимательны к интонациям Предпочитают ощущения, кинестетический канал восприятия Естьвизуалы
Дискретное
Смысловая сторона речи Чаще - аудиалы,
реже - визуалы
Переработка информации
Быстрая
Иногда - мгновенная
Последовательная
Медленная
Учащиеся с явным доминированием правого полушария
Учащиеся с явным доминированием левого полушария
Интеллект
Интуитивный
Логический
Эмоции
Экстравертированность
Легко «выходят из себя»
Чаще - интровертированность
Практически не «выходят из себя»
Память
Наглядно-образная
Смысловая
Словесно-логическая
Часто - «механическая»
Мышление
Оперирование образами
Систематизация по реальным критериям Легко оперирует трехмерными моделями
Ставит «мысленные эксперименты»
Оперирование цифрами, знаками
Систематизация по формальным критериям
Двумерное (на плоскости)
Деятельность
Приверженность к практике: интересует сам процесс
Задания с точным сроком выполнения
Приверженность теории: интересует результат
Задания с неограниченным сроком выполнения
Этап диагностики и коррекции знаний
Самоконтроль
Не всегда контролируют правильность речи
Допускают смысловые пропуски
Высокий самоконтроль правильности речи
Характерные ошибки
Ударные гласные
Ошибки в словарных словах
Пропуски букв, описки
Имена собственные пишут часто со строчной буквы
Замена одних согласных другими
Падежные окончания
Написание лишних букв
Пропуск мягкого знака
Безударная гласная в корне
Методы проверки
Устный опрос
Вопросы «развернутого» типа
Решение задач
Выбор готового варианта ответа из нескольких
Учебные предметы
Формы, приемы, технологии обучения, предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием
правого полушария
левого полушария
Математика
Задания на синтез Задания на время
Работа в группе Формулировки теорем
Оперирование пространственными связями Задания в картинках Геометрия Схемы, таблицы
Анализ
Работа в одиночку Доказательство теорем
Задания в виде символов
Оперирование знаниями на
плоскости
Алгебра
Иностранный язык
Ролевые игры
Работа с карточками, картинами; фильмами
Групповые задания.
Активный диалог, диспут, дискуссия
Инсценировки, интервью «Верстка» законченных текстов из необходимых частей
Проверка на уроках Использование речевых и музыкальных ритмов
Усвоение правил и грамматических конструкции
Обучение других
Лингафонное обучение
Проверка после уроков
Задания на поиск ошибок Многократное повторение
Логическое дробление текстов и слов на части
Естественные науки
Мозговой штурм
Просмотр фильма Прогнозирование
Выявление сходства разных объектов
Сравнение фактов
Выделение сути
Выделение важнейших моментов в процессах
Обобщение
экскурсии, путешествия
Анализ подробностей объектов и процессов
Анализ результатов
Логические задания
Выявления различий
Выявление деталей
Создание категорий
Работа по алгоритму
Словесность
Сочинения
Составление слов и предложений из частей
Чтение с пересказом
Чтение по ролям
Задания на правописание Нахождение взаимосвязи Нахождение отрывков в тексте по смыслу
Найти слово по его смыслу
Анализ рассказа
Разбор слов и предложений по составу
Прослушивание текстов
Обучение других
Задания на поиск ошибок Применение правил
Точность употребления слов Многократное повторение Сопоставление текстов
Найти смысл незнакомого слова