Занятие «Оцени себя и преодолей трудности»

Часто причиной неуспешности учащихся, и, в первую очередь, в общении с окружающими, является низкая самооценка ребенка, его неуверенность в себе, а также неумение регулировать свое эмоциональное состояние.Представленное занятие ставит своей целью научить подростков оценивать себя и успешность своих действий и поступков. Кроме этого на занятии формируются  и развиваются навыки преодоления проявлений тревожности и  стресса. В ходе занятия используется тест «Как у тебя с самооценкой?», а также учащ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие

(составлено Суриковой Н.В., педагогом-психологом ГБОУ СОШ №1861 «Загорье»)


«ОЦЕНИ СЕБЯ И ПРЕОДОЛЕЙ ТРУДНОСТИ»


Цель: 1) научиться оценивать себя и успешность своих действий;

2) формировать навыки преодоления стресса.

Материалы: бланки теста «Как у тебя с самооценкой?» - по количеству участников, бланки с правилами поднятия самооценки и повышения своей уверенности; плакат «Проявления стресса», чистые листы бумаги, красный и зелёный фломастеры.

Ход занятия:


Разогрев. Игра «Передай действие»: группа образует круг. Лучше всего, чтобы девочки и мальчики чередовались. Психолог просит всех закрыть глаза и повернуться налево (или направо, но всем в одну сторону). Он предлагает с закрытыми глазами найти правое плечо того, кто стоит впереди и положить правую ладонь ему на правое плечо.

Затем даётся инструкция:

- Сейчас я поглажу по голове, постучу по спине. Нарисую крест на лопатках или сделаю ещё что-либо со стоящим впереди меня. Тот, кто впереди меня, должен как можно точнее и как можно быстрее передать мои действия дальше, вперёд, тот - ещё дальше, и так по кругу. Эти действия должны как можно быстрее вернуться ко мне. Но пока они идут, я успею запустить ещё много всяких действий. Понятно? Начали!

Презентация темы. Возникновение и переживание тревожности, стресса зависит не только и не столько от объективных факторов, сколько от субъективного восприятия и оценки ситуации (для одного ученика «4» на экзамене - поражение, провал, для другого - успех, счастье, третьему всё равно, четвёртый испытывает тревогу), себя и своей успешности в этой ситуации, а также умения мобилизовать свои возможности.

Информирование. Существуют многие способы и методы определения самооценки. Мы рассмотрим один из них и познакомимся с правилами поднятия самооценки и повышения своей уверенности. А поскольку низкая или завышенная самооценка могут стать причиной повышенной тревожности и даже провоцировать проявления стресса, мы определим эти проявления и поговорим о способах преодоления стресса.

Проигрывание. Определение самооценки. Тест «Как у тебя с самооценкой» (См. приложение №1).

Знакомство с правилами поднятия самооценки и повышения своей уверенности. (См. приложение №2)*.

Мозговой штурм «Проявления стресса». На доске плакат «Проявления стресса:

  • учащённое сердцебиение и дыхание;

  • сухость во рту;

  • неприятные ощущения во рту;

  • холод внутри;

  • напряжённость;

  • плохая сосредоточенность;

  • невозможность принять решение;

  • сомнения в правильности своих действий;

  • недовольство собой;

  • чувство беспомощности и безнадёжности».


Упражнение «Ситуации, в которых я испытываю стресс»: подросткам предлагается на листах бумаги записать десять стрессогенных ситуаций. Затем эти ситуации надо разделить на две группы: события, которые не подвластны контролю, и стрессоры, которые можно контролировать. Первые подчеркнуть красным фломастером, вторые - зелёным.


Дискуссия:

  • Каких ситуаций больше?

  • Как преодолеть стресс в ситуациях, не подвластных контролю?

  • Какие методы и приёмы вы знаете?

Упражнение «Релаксация»: участникам предлагается сесть как можно удобнее. Держа спину прямо, расставив ноги и положив руки на колени, глаза закрыть. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем последовательно напрягать мышцы: стоп, икр, бёдер, таза, живота, груди, кистей рук, предплечий, плеч, шеи и закончить мышцами головы. Мышцы всего тела должны оказаться в напряжении на несколько секунд, затем расслабить их, насколько это возможно. Упражнение можно дополнить визуализацией приятных образов, например, представить себя на пляже в ясный солнечный день.

Обсуждение упражнения:

  • Что вам понравилось?

  • Какие ощущения возникали при выполнении упражнения?

Упражнение «Воображаемое проигрывание»: участникам даётся инструкция: «Сядьте в комфортной позе, закройте глаза, вспомните какую-либо трудную ситуацию из вашей жизни. Сделайте паузу. Попробуйте вообразить себя в этой ситуации совершенно спокойным, расслабленным. Сделайте паузу. Представьте собственное желательное поведение, подумайте о том, что скажете и сделаете в этой ситуации. Рассмотрите несколько вариантов. Пока не почувствуете себя совершенно спокойными».

Обсуждение упражнения:

  • Можно ли заранее продумать, что вы будете говорить и как будете себя вести в трудной ситуации?

  • Сколько возможных вариантов поведения вы успели придумать?

  • Что вам показалось наиболее сложным?

  • Были ли моменты, в которых вы не уверены в том, что именно следует делать?

Составление копилки: участники записывают правила поднятия самооценки и повышения уверенности и рекомендации себе, что помогает им чувствовать себя более уверенно, спокойно.


Приложение №1


ТЕСТ «КАК У ТЕБЯ С САМООЦЕНКОЙ?»


Отвечая на вопросы, укажи, как часты у тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале:

очень часто - 4 балла;

часто - 3 балла;

иногда - 2 балла;

редко - 1 балл;

никогда - 0 баллов.


№/п

Вопросы - утверждения:

Баллы

Я часто волнуюсь понапрасну.


Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.


Я боюсь выглядеть глупцом.


Я беспокоюсь за своё будущее.


Внешний вид других куда лучше, чем мой.


Как жаль, что многие не понимают меня.


Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.


Люди ждут от меня очень много.


Чувствую себя скованным.


Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.


Мне не безразлично как люди относятся ко мне.


Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.


Я не чувствую себя в безопасности.


Мне не с кем поделиться своими мыслями.


Люди не особенно интересуются моими достижениями.


Оценка результатов.


Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.


Количество набранных баллов

Самооценка


Меньше 10

Завышенная самооценка - тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь.

От 10 до 30

Адекватная самооценка - ты психологически зрелая личность, что проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьёзные дела, дерзай!

Больше 30

Заниженная самооценка - ты недооцениваешь себя.



Приложение № 2


ПРАВИЛА ПОДНЯТИЯ САМООЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ СВОЕЙ УВЕРЕННОСТИ


  • Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, всё ли в порядке. Последний раз проделайте это, умываясь перед сном. Это поможет вам не думать постоянно о том, как вы выглядите.

  • Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании.

  • Помните, что люди не замечают вещей, столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что ужасно краснеете, когда приходится что-то делать или говорить в присутствии нескольких человек, а для них ваше лицо приятно порозовело.

  • Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей, и это стало вашей привычкой, от неё нужно немедленно избавиться, иначе вы всё время будете думать, что ваши внешние данные и одежда тоже отличная мишень для критики. Уверенности вам это не прибавит.

  • Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно «выдавать» фейерверк остроумных, блестящих мыслей, чтобы вызвать расположение к себе. Внимательно слушайте других, и они будут вам благодарны.

  • Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чём идёт речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным, отстранённым и невозмутимым, вы лишь отталкиваете от себя людей.

  • Найдите кого-нибудь в своём окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания, и тогда вы не окажитесь одинокими в любой компании, в любом обществе. Сами подойдите к тому, кого вы избрали, от этого вы оба выиграете.

  • Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то резко разговаривает, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение. И главное - не пользуйтесь сами подобными способами самоутверждения.

  • Самое худшее, что вы можете сделать, - это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдёт, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства!

* На занятии можно подробно разобрать только некоторые из правил, а весь их перечень предоставить участникам для занесения в копилку.

_________________________________________________________________________

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006.

Психологическая профилактика и коррекционно - развивающие занятия (из опыта работы)/ авт.-состю. Е.Д. Шваб. - Волгоград: Учитель, 2007.

Юдина И.Г. Кода не знаешь, как себя вести…Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

© 2010-2022