Конспект по биологии и психологии для 5 класса «Я учусь владеть собой. Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции»

"Описание материала: Технологическая карта урока психологии в 5 классе по теме: «"Я учусь владеть собой. Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции». Урок составлен с учетом требований ФГОС ООО нового поколения. Цель данного урока -это формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. По данной технологической карте удобно проводить урок, так как. в ней видна деятельность учителя и конкретная деятельность обучающихся. Использование деятельно...
Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Каменск-Уральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23»






Программа: «Я учусь владеть собой»

Практическое пособие «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»

автор Слободяник Н.П.



Тема: «Я учусь владеть собой. Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции»

5 класс


Пазлиева М.А.









г. Каменск-Уральский


2014

Цель: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

  2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

  3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

  4. Обучить навыкам саморегуляции.

Предмет тема

класс УМК

Методы

Тип

вид

урока

Планируемый результат

Виды учебной деятель-ности

Система средств

обучения

личност-ные

метапредметные

предмет-ные

регуля-тивный

познава-тельный

коммуни-кативный



Программа «Я учусь владеть собой»,

5 класс,

Практиче-ское пособие

«Психоло-гическая помощь школьникам с проблема-ми в обучении»

автор Слободя-ник Н.П.

Тема: «Я учусь владеть собой. Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции

УМК:

1.Программа «Полезные навыки» - Материалы для учителя - Москва, 2001.

2.Программа «Полезные навыки» - Рабочая тетрадь для 6 класса - Москва, 2001.

3.Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. - Москва, 1997.

4.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие. Слободяник Н.П.- М.: Айрис-пресс,2003.

Ч. - П.

Словесные: беседа, использование отрывка из цикла сказок «Веселый Памси» - «Даже если… Все равно..».

Наглядные: использование индивидуальных бланков, оформление записи на доске «Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности»

Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции.

О. - И.

Соообщение новых знаний

Воспитание чувства ответственности за свои эмоции. Формиро-вание познава-тельного интереса к новому материалу

Постановка задачи. Задача: Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать
тревожные состояния.

Установить причинно-следствен-ные связи между мыслями и настроением

Развивать навык сотрудни-чества со взрослыми и сверстни-ками в группах

Работа с текстом, инструк-цией

Мягкая игрушка, карточки, изображаю-щие три настроения («чистое», «блестя-щее», «темное»); плакаты на которых перечисле-ны положи-тельные и отрицатель-ные мысли: «Такие мысли всегда помогут мне», «Такие мысли мне мешают»





Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формирование УДД

I .Организационный

(создать условия для возникновения у учащихся потребности включения в деятельность)

Знакомство, приветствие

Организует обсуждение предстоящей работы (люди живут в мире эмоций, эмоции отражают наше настроение, в свою очередь настроение зависит от наших мыслей)

Высказывают предположение о том, что такое тревожность и стресс. Что может повлиять на данные состояния личности.

Личностные - мотивация к обучению и познанию;

Регулятивные - волевая саморегуляция; коммуникативный - речевое высказывание

II. Постановка цели и задач занятия, мотивация учебной деятельности учащихся

(научить использовать ранее изученные знания в новой ситуации)

Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать
тревожные состояния

Активизирует знания, создает проблемную ситуацию:

- Бывало ли у вас грустное настроение?

- Что вы чувствовали при этом?

- О чем вы думали?

- Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

Ставят задачу:

- найти способ изменения плохого настроения.

Формулируют тему урока

Познавательные - умение структуировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

III. Актуализация знаний (должны вспомнить что знают по теме)

Активизирует трансляцию знаний учащихся по данной теме.

Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс - в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

1.Транслируют имеющиеся знания по данной теме

- Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность - это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

- Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

- Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

2. . Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси» [3]

- Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Коммуникативные - речевое высказывание, обсуждение.

IV. Первичное усвоение новых знаний

- Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

- Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.

Читают рассказ «Памси грустит»

2. Проводят опыт с водой

Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…»

Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия.

- Итак, вы указали ситуации тревожности

Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций.)

Познавательные - умение структуировать знания

V. Первичная проверка понимания

1. Задает вопросы на понимание:

- Бывали ли у вас грустное настроение, как у дракончика Памси? Когда?

- Что вы чувствовали при этом?

- О чем думали?

- Как выходить из грустного состояния?

- Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

- Что нужно делать, чтобы плохое настроение прошло.

- У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод - мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли - «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

1. Отвечают на вопросы

2. Практические упражнения с элементами тренинга «Даже если…»,

«В любом случае…»,

3.Работа в парах.

4. Упражнения «Продумай заранее», «Домик». «Кнопка»




Коммуникативный - речевое высказывание

VI. Первичное закрепление

Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?

Указывают в бланках, какие способы они выбирают для себя.

Познавательные - логические, установка причинно-следственных связей

VII. Информация о домашнем задании

Предлагает учащимся понаблюдать за своим настроением, подумать иначе о том, что их расстраивает, попробовали изменить свое отношение к этому

Фиксируют домашнее задание, составляют план его выполнения

Регулятивные - планирование

VIII. Рефлексия учебной деятельности на занятии (подведение итогов, что узнали, как усвоили материал)

Стимулирует учащихся на озвучивание знаний, полученных на занятии. Продемонстрировать свое отношение к ним. Предлагает оценить степень усвоения знаний

Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.

Озвучивают новые знания, полученные в процессе занятия. Демонстрируют свое отношение к новой информации. Оцениваю степень усвоения занинй

(Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния и просит обращаться к нему, когда необходимо).

Регулятивный - оценка, как умение выделить и осознать то, что усвоено; познавательные - умение структуировать знания, оценка результатов деятельности;

коммуникативные - умение выражать свои мысли













© 2010-2022