Доклад на педчтениях

В Казахстане есть такой предмет «Самопознание» который помогает маленькому человечку-ребёнку вырасти в большого Человека.           В этой статье я рассказываю о том, как прошла Неделя предмета Самопознание в нашей школе. Участниками мероприятий были учащиеся с 1 по 11 класс.          Предмет Самопознание занимается духовно-нравственным развитием детей. На этой неделе дети участвовали в конкурсе рисунков о прекрасном далёком, пели песни о любви о маме о дружбе о добре. Показывали сценки о хороши...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТА САМОПОЗНАНИЕ

Н.П.Некрасова

Учитель самопознания школы-лицея имени А. М. Горького

Мангистауская область, пос. Баутино

Воспитывать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно,

- значит, вырастить угрозу для общества.
Ф. Рузвельт.

«Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования».
Назарбаева Сара Алпысќызы.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленные на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения.
Нравственно-духовное образование и воспитание подрастающего поколения в казахстанском обществе ориентировано на гармоничный синтез общечеловеческих, общенациональных, этнокультурных и личностных ценностей, они позволяют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу, осознать свою роль и предназначение в жизни.

Самопознание, усиливая ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.

В первое десятилетие независимости, так называемый транзитный период, в казахстанском обществе преимущественно осознавалась лишь задача формирования функциональной грамотности людей и их адаптации к условиям становления рыночной экономики. На практике прене­брежительное отношение к воспитательной функции общества и системы образования в значительной степени повлияло на рост бездуховности, культа потребления, привело к снижению патриотизма граждан и отчуждению в семьях. Эти драматические реалии выявили острую потребность в разработке национальной модели образования, адекватной потребностям суверенной страны. В новом историческом контексте нужно было в первую очередь обеспечить сохранение гуманистических национальных идеалов, единства народа, ценностей семьи и личности.

Стало очевидным, что задача гармоничного развития человека в образовательном процессе может быть решена только через ценностное освоение им лучших образцов мировой и национальной культуры, ведь образование качественно в той мере, в какой обеспечивает выработку мировоззренческих и поведенческих ориентиров личности.

В этих условиях Первая леди Сара Алпысќызы инициировала широкомасштабную образовательную программу «Самопознание» по нравственно-духовному развитию подрастающего поколения. Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости - Любовь, а секрет счастья - в познании человеком самого себя, раскрытии своих

неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Глубоко символично, что начало эксперимента по апробации программы «Самопознание» совпало с началом нового тысячелетия. По мнению культурологов, с этого момента начался новый период в мировой истории, именуемый «культурой антропоцентрического типа». Содержание этого этапа предполагает ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.

К сожалению, школа недостаточно чувствительна к возрастным особенностям детей, зачастую нивелирует их творческую индивидуальность, не формирует базовых жизненных навыков. Инновационная педагогическая система призвана восстановить соответствие образовательного процесса духовной природе человека, учитывать особенности внутреннего мира каждого ребенка, его эмоционально-чувственный и ментальный опыт.

Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации. Стержень программы - предмет «Самопознание» - призван стать своеобразным компасом подрастающего поколения в современном мире.

В учебно-методических комплектах по новому предмету авторы раскрывают разные грани жизненных ценностей и личностных качеств людей. Материалом для них послужили духовный опыт человечества и последние научные достижения в области квантовой физики, нейрофизиологии, психологии, энергоинформационной педагогики.
Если человек является педагогом по призванию, он щедро излучает любовь. Следовательно, преподавать самопознание должны люди, считающие свою профессию миссией, а не ремеслом. Размышляя о необходимости изменения менталитета педагогов, в книге «Этика жизни» Сара Алпысќызы пишет: «Сама жизнь подсказывает, что следует отходить от устаревших, давно покрывшихся пылью представлений о ребенке и о самих себе, педагогах. А для этого их, как тех же первоклашек, нужно учить жить духовно и мыслить космически. И еще - учить «алгебре» любви и милосердия».

Длительный по времени и широкий по охвату участников эксперимент убедительно продемонстрировал, что накоплен позитивный опыт нравственно-духовного образования детей и студенческой молодежи. На опыте базовых площадок педагоги смогли убедиться, что благодаря самопознанию развиваются лучшие качества и творческие способности учащихся, формируется позитивное восприятие себя через познание своего внутреннего мира, происходит осознание высшего предназначения человека. Они учатся ценить честь и достоинство, быть открытыми новому, развивать национальную и общечеловеческую культуру, стремиться не только к материальному благу, но и к духовному богатству.

Безопасность со­временного мира имеет и человеческое измерение. Благодаря предмету «Самопознание», ученик обретает духовную и душевную целостность, которая надежно защищает его от деструктивных воздействий. Воспитание человека, наделенного внутренней свободой, достоинством, личной ответственностью и толерантностью, есть гарантия безопасности и согласованного развития стран мира.
Все мы родом из детства. А детство и школа - во многом тождественные понятия. И в памяти каждого из нас хранятся воспоминания о школьных друзьях, шалостях и проказах, двойках и пятерках в дневнике, субботниках и волнующих школьных вечерах.

И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и теплые воспоминания о родной и любимой школе.

За свою стосороколетнюю историю наша школа стала для многих горьковцев неким эталоном интеллигентности и духовности, храмом познаний и науки и, наконец, просто любимым вторым домом. Здесь всегда рады гостям. Сюда приводят своих детей повзрослевшие ученики и отдают их в добрые ласковые руки своих первых учителей. И не прерывается нить познания, постижения мудрости.

Спешат в родную школу недавние выпускники, студенты. Так приятно им рассказать о своих первых успехах, порадовать учителей тем, что оправдали их надежды. А потом пройтись по шумным школьным коридорам, вновь окунувшись в необыкновенную атмосферу школярства.

С раннего утра и до позднего вечера гудит многоголосый школьный улей. Череда уроков, классных часов, дополнительных факультативов и кружков, спортивные секции и развивающие кружки, самостоятельная работа в библиотеке все это и называем мы, повзрослев, ностальгически - школьные годы.

И все же, школа - не только место, где наши дети получают образование. Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны.

Но первые уроки гражданственности и патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком, воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
Истоки гражданственности детей - в нас, взрослых, нашей любви к Родине, в чувстве гордости за ее успехи и искреннем стремлении разделить все ее заботы и беды, сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа.

Сегодня и учителя, и родители откровенно говорят школьникам о трудностях, которые переживает страна в период всемирного экономического кризиса. Но при этом важно показать детям, какой большой путь не только экономического, но и культурного прогресса прошла она за годы независимости и какой путь ей надо пройти при непосредственном участии наших детей. Вредны односторонность информации, неточность оценок, стремление сгущать краски. Роль семьи в современных условиях возросла многократно: от нее во многом зависит сохранение у молодежи идеалов, цели в жизни. Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла, сформировать у них правильное отношение высоконравственной системы ценностей.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Классическим в этом плане было мероприятие «Неделя самопознания», приуроченным ко дню рождения Сыры Алпыскызы, автора идеи программы «Самопознание» в нашей стране.

Для проведения этой недели было выбрано её название «На волне любви и радости», разработан и составлен план мероприятий, нацеленных на создание в школе-лицее имени А.М.Горького условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей, формирование у них навыков регуляции психоэмоциональных состояний, развитие индивидуальных качеств личности, развитие творческого и критического мышления, воспитание в детях любви, дружбы, доброты, отзывчивости, взаимопомощи, милосердия.

В центральном холле школы на всеобщее обозрение было вывешено красочно оформленное название недели, был вывешен план мероприятий, рисунки Реки Жизни, Дерева Жизни, Книги Радости, стены были украшены разноцветными цветами и бабочками, поднимающими настроение.

Каждый день оформление менялось. В первый день все видели дерево, не покрытое листьями с голыми ветками, цитатой этого дня были следующие строки: «Река Жизни вольно несёт поток свой. Что коснётся, то новой жизнью обернётся… Из Реки Жизни выросло Дерево Жизни».

В первый день недели состоялось её открытие. Каждая смена собралась на большой Круг Радости, где все хором спели первый куплет песни О.Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Стоя в круге, и учителя, и дети проделали упражнение «Передача импульса», во время которого все держатся за руки и лёгким пожатием руки передают друг другу импульс тепла и доброты. Ведущий в это время читает стихотворение Ю.Друниной, которое является своеобразным поэтическим напутствием. В нём содержится мудрый совет быть чутким, внимательным, добрым по отношению к окружающим людям.

Всё говорим: «бережём тех, кого любим очень».

И вдруг полоснём, как ножом по сердцу -

Так… между прочим.

Не в силах и объяснить, задумавшись над минувшим,

Зачем обрываем нить, которой связаны души?

Скажи, ах, скажи, зачем?

Молчишь, опустив ресницы.

А я на твоём плече не скоро могу забыться.

Не скоро растает снег.

И холодно будет долго…

Обязан быть человек, к тому, с кем он рядом, добрым!

Дети были ознакомлены с целью недели и планом её проведения. Состоялась презентация Книги Радости. Книга Радости - это книга, в которой каждый желающий может поделиться с окружающими своей радостью, успехами, достижениями. В этот же день объявляется благотворительная акция «От сердца к сердцу». Детям было предложено поделиться своей любовью, вниманием и заботой с ребятами-сиротами, проживающими в актауской детской деревне, путём дарения игрушек и школьных принадлежностей, собранными учащимися. Объявлен конкурс рисунков для учащихся 1-11 классов на тему «В прекрасное далёко я начинаю путь!», конкурс чтецов «Доброта твоей души», конкурс песен «Всё начинается с любви», конкурс инсценировок на тему «О доброте, отзывчивости и скромности». Завершило открытие упражнение «Подарок». Каждый класс выбрал сердечко с напутствием на неделю и зачитал его для всех:

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

  2. В споре умей слушать собеседника до конца.

  3. Уважай чувства других людей.

  4. Любую проблему можно решить.

  5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

  6. Не сердись, улыбнись.

  7. Начни свой день с улыбки.

  8. Будь увереннее в себе: ведь ты уникален!

  9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь.

  10. Будь взрослым: начни учиться прощать.

  11. Успех - от слова успевать. Успевай везде и будь успешен!

  12. Делись своей добротой с каждым - и каждый ею поделиться с тобой.

  13. Терпение и труд всё перетрут.

  14. Оглянись вокруг, и ты увидишь, кто- то очень нуждается в тебе.

День второй.

На Дереве Жизни появляется крона. На ней цитата дня:

Развитие кроны идёт узором.

Человек задаёт вопросы и получает на них ответы.

Он ощущает себя единым со всем миром.

Общение становится учителем.

Но главным учителем остаётся сам человек.

В этот день на большой перемене 5 «А», 5 «Б», 6 «А», 6 «Б», 7«А» показывали сценки на тему «Вместе дружная семья», и «О доброте, отзывчивости и скромности».

День третий.

На Дереве Жизни появляются бутоны и цитата дня:

Всё самое красивое превратилось в бутоны,

На Дереве жизни будущие личности.

В каждой личности свой цвет, линия, пространство.

Неповторим каждый бутон-личность

С его искусством, укладом, философией.

На большой перемене смотрим сценки о доброте и семейных ценностях 7 «Б», 8 «А», 8 «Б» и 9 класса. После просмотра сценок происходит презентация Облака Мечты, на котором можно написать и нарисовать свою мечту, которая обязательно сбудется, если не стоять на месте, а двигаться к ней навстречу. Открывается галерея детских рисунков, нарисованных на конкурс «В прекрасное далёко я начинаю путь», которая дополняется каждый день.

День четвёртый.

На Дереве Жизни из бутонов распускаются цветы. Цитата дня:

Встреча - поворот к делу, к существу дела,

К главному делу своей жизни.

Для понимания и описания развития человека и мира

Язык человеческий недостаточен.

День, когда состоялся конкурс чтецов «Доброта твоей души», на котором учащиеся 4-6 классов наизусть и выразительно, проникновенно и с теплотой читали стихи о добрых людях, добрых поступках, доброте, дружбе и любви.Завершена благотворительная акция «От сердца к сердцу» поездкой в областную детскую деревню, где ребята нашей школы подарили игрушки и школьные принадлежности маленьким жителям этой деревни.

День пятый.

На Дереве Жизни появились плоды. Цитата дня:

Встречаются люди, разделённые судьбой:

Сильные и слабые, весёлые и грустные, нерешительные и активные,

Но все они чувствующие. Чувствующие и неравнодушные.

Если в начале пути человек предчувсвует, к чему придёт,

Это поддерживает его и направляет по Реке Жизни.

В этот день мы посмотели сценки 10х и 11х клаасов. Прошли дебаты с учащимися 10-х классов «Казнить нельзя помиловать», на которых ребята рассуждали о возможности или невозможности допущения законом смертной казни в гуманном обществе.

День шестой.

Круг «От сердца к сердцу» стихотворение Р.Рождественского «Все начинается с любви».

Итоговый день, завершающий неделю. В этот день состоялся концерт «Всё начинается с любви», в котором приняли участие учащиеся с 1 по 11 класс. Были спеты замечательные песни о любви, о дружбе, о маме, о самом лучшем и прекрасном, что есть в этом мире.

Были подведены итоги прошедших конкурсов рисунков, чтецов, инсценировок, песен о любви. Прошла рефлексия в виде обсуждения написанного в Книге радости, нарисованного на Облаке мечты и Школьном заборе.

Анализируя прошедшую неделю, могу с «лёгким сердцем» заявить, что цели, поставленные перед проведением недели самопознания «На волне любви и радости!» достигнуты. Мне ничему не хотелось научить маленьких людей за эту неделю, мне хотелось только помочь им открыть в себе всё самое лучшее, сто в них есть.Всю неделю дети с удовольствием открывали в себе все самые лучшие человеческие качества: доброту, вежливость, милосердие, отзывчивость, взаимопонимание, взаимопомощь и радость совместного творчества. Главное, что они поняли для себя, что добром, которое живёт в каждом из них, очень приятно делиться с другими людьми. И что делиться этим добром можно всегда, каждый день и с любым человеком, знакомым или не очень. Главное, что дети пришли к выводу, что позитивные и добрые чувства человек может взрастить в себе сам, и сделать это, на самом деле, совсем несложно.

Во время проведения Недели Самопознания были применены следующие методы и приёмы:

1. Круг радости.
2. Цитата дня - прием формирует у детей позитивное мышление, помогает им избавиться от внутреннего негативизма, учит их контролировать свои мыслительно-эмоциональные реакции.

3. Пение хором и музыка.
Все любят музыку и многие поют. Многочисленные научные исследования доказали, что музыка оказывает огромное влияние на живую и неживую природу. Проводились опыты на растениях, животных, людях и воде. Их результаты сходны: классическая и духовная музыка не только даёт ощущение радости и покоя, гармонизируя эмоционально, но и улучшает физические показатели: рост, здоровье, сопротивляемость мышц, иммунитет. Современная рок - и поп - музыка разрушает, дисгармонизирует, приводит к психическим и физическим расстройствам. Причина такого влияния в том, что музыка - это звуковая вибрация, пульсирующая в определённом ритме. А вибрация и ритм - это то, из чего состоит весь мир. Ведь мельчайшая частица материи, по данным современной науки, - это чистая энергия (вибрация). Слова, положенные на музыку, гораздо быстрее запоминаются и надолго остаются в памяти. Если связать песню с одной из общечеловеческих ценностей, она станет организующей мыслью, побуждая нас к более возвышенным чувствам, поступкам и действиям. Пение хором - это не только полезное музыкальное упражнение, оно помогает ощутить радость, дух единства и побороть эго и комплексы неполноценности.

4. Групповая деятельность - инсценирование сказок и рассказов, подготовка и участие в различных конкурсах совместно с учителями и родителями.

5.Творческая работа:

-рисование рисунков на конкурс;

-психологические игры;

-участие в концерте.

Групповая и, в частности, творческая работа, позволяет ребёнку выявлять свою индивидуальность, согласовывая при этом свои интересы и действия с действиями и интересами группы. Ребёнок учится делиться, сотрудничать, помогать, творить сообща, развивает своё воображение и творческие навыки, приобретает уверенность в себе и, самое главное, проживает конкретную ценность на практике, в действии. Особенно ценно то, что взрослые и дети объединяются для совместного, радостного творчества, будь то игры, сценки, рисование или другие виды деятельности.

6. Рефлексия - самоанализ деятельности и её результатов.

У каждого педагога есть мечта. Есть она и у меня. Я хочу работать так, чтобы со мной было комфортно и радостно каждому ребёнку. У любого педагога за время его работы складывается определённая система ценностей, сложилась она и у меня:

«Мои учительские заповеди»:

Принимай и понимай ребёнка таким, какой он есть.

Помогай ребёнку, когда он нуждается в твоей помощи.

Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним.

Не учи ребёнка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления.

Твори, заботься о его физическом и душевном здоровье, но не навреди.

Все хотят жить в таком обществе, где царит дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, созидания, заботы и любви. Внеурочная деятельность Самопознания как ни один другой предмет позволяет воспитывать детей в таком духе. Именно Самопознание помогает детям вырасти гпрмонично развитыми личностями, любящими свою Родину, бережно относящимся к традициям своего народа, осознающими приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Верю, что образовательная программа «Самопознание» по нравственно-духовному развитию подрастающего поколения в нашей стране обязательно принесёт свои плоды. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные - вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл». Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детсве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Автор идеи курса «Самопознания» Назарбаева Сара Алпыскызы сказала: «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нём от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».

Точно знаю, что благодаря Самопознанию, мои ученики вырастут добрыми, человечными, чуткими, доброжелательными достойными гражданами своей страны, которые станут оплотом будущего Казахстана!

Использованная литература:


Абай. Книга слов/ Абай. Записки забытого/Шакарим; Пер. с каз. К.Серикбаевой, Р.Сейсенбаева - Алма-Ата; Жазушы, 1992


В.Сухомлинский «Мудрость родительской любви».-М.,1989


Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства


С.А.Назарбаева «Этика жизни», Алматы, 2001


С.А.Назарбаева «Самопознание и гармоничное развитие человека// Самопознание ( теория, практика, поиск новых парадигм). Материалы республиканских научно-практических семинаров по нравственно-духовному образованию». Вып. 1.- Алматы, 2003

12


© 2010-2022