- Преподавателю
- Школьному психологу
- Семинар-практикум Дидактогения: проблема, поиск решений, профилактика
Семинар-практикум Дидактогения: проблема, поиск решений, профилактика
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карпова С.А. |
Дата | 06.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «СОШ №12» г. Симферополь
Семинар - тренинг
Дидактогения: проблема, поиск решений, профилактика
разработан педагогом-психологом Карповой С.А 05.01.2009 г для классных руководителей, учителей начальных классов.
Время: 2 часа
Материалы: ватман А3 2 шт., маркеры, стикеры, методический раздаточный материал по теме.
Цели: ознакомить педагогов с понятием «дидактогения».
Задачи:
-поиск решений при возникновении проблемных педагогических ситуаций;
-профилактика «дидактогении»;
-закрепление альтернативных способов коммуникации среди участников образовательного процесса,
- осознание и изменение стереотипов восприятия, поиск и отработка навыков уверенного поведения
-сплочение педагогического коллектива.
Водная часть: 5 минут
Психолог встречает участников при входе в зал и приглашает занять место в круге. (Заранее подготовить все необходимые материалы и место для занятий, расставить стулья по кругу). После того, как все собрались, психолог просит всех участников встать в плотный круг, так, чтобы почувствовать плечо соседа и передать через плечи тепло и слова приветствия всем участникам. Затем просит всех занять свои места и делает короткое сообщение о целях семинара-тренинга.
-
"Правила, которые мы принимаем": 5 минут
Правила необходимы для того, чтобы можно было обсудить все значимые темы в рамках имеющегося времени. Предлагаю принять два правила, - игровую форму некоторых упражнений и нераспространение персональной информации, полученной во время обсуждения. Прошу участников выразить свое отношение к этому предложению. Запись предлагаемых правил на ватман. Получить согласие группы на принятие этих правил.
2. "Наши имена": 10 минут
Цели: Настрой на свой внутренний мир, устранение психологических барьеров.
Описание: Каждому рассказать историю его имени, нечто особенное и оригинальное.
Обсуждение: Для чего нужна игра? Почему так много говорится об имени?
Психолог просит каждого описать свое состояние до того, как нужно было рассказать историю своего имени, и после того. Отмечает легкость и раскрепощение, появившееся в группе. Говорит о значении этого упражнения, о том, что имя - самое важное слово для любого человека. Он слышит его от близких людей на протяжении всей своей жизни, это его "Я".
3. "Наши ожидания": 5 минут
Цели: Высказать свои ожидания от встречи, узнать ожидания других.
Описание: Психолог говорит о том, что, перед любой встречей, всегда есть определенные ожидания. Например, когда человек идет в театр, он хочет получить удовольствие от просмотра спектакля или встречи с актерами. Так же и с тренингом. Каждый участник по кругу отвечает на вопрос: "Какие ожидания были у вас, когда вы собирались прийти сюда?" Каждый участник проговаривает их
Обсуждение: Психолог тоже говорит о своих ожиданиях еще раз заверяет участников в конфиденциальности. Далее он говорит о том, что исполнятся или нет ожидания от тренинга, во многом зависит от каждого из группы. Объясняет важность происходящего на тренинге. Говорит, что иногда могут обсуждаться непростые и личные темы, и каждый должен быть уверен в безопасности и неразглашении того, что он скажет. Просит участников соблюдать конфиденциальность.
4. Мозговой штурм: «Путешествие в прошлое» 10 мин Прошу Вас на короткий период времени стать теми детьми, которые когда-то учились в школе, попробуйте перенестись во времени в свое детство, а именно в школьную жизнь. Вспомните, пожалуйста, какие ситуации приносили огорчения, что обижало, или иногда мешало чувствовать себя комфортно в школе?
5. Информационное сообщение: «Дидактогения» 10 мин
Исследования в школах показывают, что около 30% детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. В педагогической практике таких учеников относят к группе "трудных", запущенных или неприспособленных к школе детей.
Дидактогения " негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др. ), вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д. ) и отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях"./ психологический словарь под редакцией А. В. Петровского (1985)/ Помимо этого понятия в литературе встречаются термины "школьная фобия", "школьный невроз", "дидактогенный невроз". Невроз понимается здесь не в медицинском плане, а скорее как неадекватный способ реагирования на те или иные сложности в школьной жизни. Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т. е. отклоняющемся, дезадаптивном поведении. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая "выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников". Психотравмирующей является в первую очередь сама система обучения. В современной школе, как правило, деятельность учителя и деятельность ученика имеют очень мало точек соприкосновения, в то время как именно совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Цели учителя и цели ученика изначально расходятся: учитель должен учить, ученик - учится, т. е. воспринимать, слушать, запоминать и т. д. Несмотря на то, что все педагоги знают о необходимости активной позиции учащегося в процессе обучения, на практике этот тезис опускается или понимается слишком узко (например, на уроке учитель дает возможность ученикам высказывать свое мнение по поводу пройденного материала, вступить в конструктивную дискуссию). Многие новации, столь популярные в современной школе, не имеют успеха, по всей видимости, потому, что они не изменяют самой позиции, роли учителя в процессе обучения. Учитель остается в позиции "над" школьниками и, порой не осознавая этого, подавляет инициативу учащихся, их познавательную активность, столь необходимую в учебной деятельности.
В такой ситуации, когда личность ученика рассматривается лишь в одной плоскости - плоскости обучаемого объекта (а не субъекта учебной деятельности), возможны различного рода дидактогении. Дидактогенный невроз можно охарактеризовать как нервно-психическое расстройство личности ребенка, основной причинной которого является нарушение значимых для него отношений учитель - ученик, а патогенным фактором могут быть неправильное поведение педагога, например, какие-либо неосторожные слова в адрес ученика. Часто учителя не подозревают о возможной негативной роли неосторожных, нетактичных слов и не допускают вероятности невротических расстройств у своих учеников. Однако можно говорить о предрасположенности некоторых детей к дидактогенным неврозам. Наиболее подвержены им дети с так называемыми акцентуированными типами личности. Педагог не учитывающий индивидуальные особенности личности учащихся, их наиболее уязвимые черты характера, не соизмеряющий с этими особенностями свои действия и слова, может стать непосредственной причиной дидактогенного невроза. Дитактогенные неврозы вызывают нарушения различных подструктур личности и оказывают отрицательное влияние на процесс формирования личности ребенка в целом. Происходит деформация мотивационной сферы учащегося: учебные, познавательные мотивы перестают быть ведущими в структуре учебной деятельности. В результате дидактогений, как правило, изменяются интересы учащихся, происходит переоценка ценностей, меняются самооценка и другие личностные образования.
Сорняк (проблема)
Когда мы смотрим на сорняк, который мешает расти полезным растениям, мы видим только ту его часть, которая находится над землей. Мы знаем, что у него есть корни, но какие они и сколько их, мы можем только догадываться. А иногда даже и не очень-то желаем о них знать. Сорвав сорняк, но, оставив в земле корни, мы не избавимся от него. Через какое-то время он все равно вылезет и будет нам мешать.
Проблемы бывают в жизни у каждого человека. Их невозможно избежать, но можно научиться правильно, анализировать и решать. Для этого надо видеть не только саму проблему (ту часть сорняка, которая находится над землей), но и попытаться определить ее причины (корни, которые не видны). Определив причины проблемы, проанализировав их и составив план действий, мы сможем эту проблему решить. Это можно сделать с помощью несложных вопросов:
• Что меня беспокоит на данный момент?
• Почему меня это беспокоит?
• От кого это зависит: от меня или кого-то другого?
• Какие отрицательные и какие положительные последствия возможны?
• Что я могу сделать, чтобы искоренить причины моего беспокойства?
6."Путаница": 10минут
Цели: Показать, что люди решают трудности наилучшим образом, когда делают это сами, без посторонней помощи.
Описание: Двое желающих выходят за дверь и ждут, когда их пригласят. Группа становится в круг, все берутся за руки и, не расцепляя рук, стараются запутаться как можно больше. Приглашаются те, кто выходил за дверь и начинают распутывать группу, отдавая только устные указания. Группа не должна помогать им в этом, а только точно следовать указаниям. Через 5 минут игра останавливается и участники круга отпускают руки. Психолог фиксирует время, потраченное на упражнение в первом и втором случаях. Затем игра продолжается. Все снова встают в круг, включая выходящих и снова запутываются. Один из участников этого клубка дает команды, чтобы все распутывались. Распутывание в этом случае происходит быстрее.
Обсуждение: Вопросы: Почему скорость выполнения задания в первом и во втором случаях была разной? Какое отношение это упражнение имеет к жизни, к знакомым по работе и учебе, родственникам и родителям?
Это упражнение показывает, что посторонние люди имеют небольшой шанс разрешить нашу проблему. Сами же мы можем сделать это значительно быстрее и эффективнее. По окончанию сказать о том, что двое участников, выходивших за дверь, не люди со стороны, а равноправные члены группы, и что это была только игра. Это устранит возможность переноса отношения группы к роли на отношение к человеку, играющему эту роль.
7."Застывшая фигура": 10 минут
Цель: Понять, что наше восприятие предмета или события относительно, основано только на собственном опыте и может быть неполным.
Описание: Участники стоят в круге, в центр приглашается доброволец. Просьба к стоящему в центре: не передвигаться и не поворачиваться. Психолог задает вопросы всем остальным участникам, находящимся перед добровольцем, позади его или сбоку. Просит быть точными и говорить только о том, что они на самом деле видят из своего положения.
Возможные вопросы:
Сколько глаз у человека, стоящего в центре, вы видите? Сколько рук? Какое украшение?
А есть ли нос? А сколько пальцев на руках? Сколько ушей?
После этого психолог просит одного из участников обойти вокруг стоящего в центре и рассказать, что он видит на самом деле.
Обсуждение: Каждый отвечает на вопрос: "Как это связано с нашей жизнью и темой?" Ведущие подводят итог и говорят о том, что все могли убедиться, что наше положение формирует наше восприятие. Восприятие может быть полным или неполным, верным или неверным. Чтобы изучить и понять что-либо, нам нужно много времени, а также умение смотреть на вещи с разных сторон.
8. "Доверие": 20 минут
Цель: Исследовать понятие доверия, оценить собственное поведение.
Материалы: Листы батмана, наборы фломастеров.
Описание: В основе любых отношений на работе , с друзьями, дома лежит общение, и я думаю нет необходимости доказывать важность доверия при общении; Одним людям мы доверяем больше, другим - меньше. А есть те, кому мы вообще стараемся не доверять. Что такое доверие? Какому человеку мы доверяем? Работа над заданием идет в малых группах. Задание: в течение 15 минут написать на листах ватмана не менее 10 качеств человека, которому можно доверять. Каждая группа занимает отдельный стол для работы.
Обсуждение: По окончанию работы участники занимают места в круге так, чтобы работавшие вместе в малой группе оказались рядом. Готовые работы развешиваются на стене, и один представитель от каждой группы делает короткое сообщение о результатах.
Вопросы для обсуждения: Как работалось в малой группе? Можно ли сделать общий список качеств? А насколько каждый из нас соответствует этим требованиям?
Психолог благодарит всех участников за работу и говорит о том, что всегда легче предъявлять требования к другим, чем к себе.
9.«Вдвоем» 15 мин
Цель: формирование внутренних средств гибкости и пластичности в процессе коммуникативных позиций.
Участники объединяются в пары и действуют по инструкции психолога
-партнеры садятся спина к спине по отношению друг к другу и общаются в течении 1-3 мин
- партнеры общаются в течении 1-3 мин один сидит, а другой стоит перед ним
-меняются местами и еще общаются в течении 1-3 мин
- садятся напротив друг друга и общаются глядя в глаза друг другу
Обсуждение: какая игровая задача была наиболее легкой и приятной, когда возникали трудности и почему, в какой паре возник психологический контакт.
10. «Мой самый трудный ученик» 20 мин
Притча: "Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись - у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми"
Цель: обмен опытом общения с трудным учеником, поиск эффективных способов взаимодействия в сложившейся ситуации
По желанию участники рассказывают ситуацию, являющуюся одной из самых трудных в педагогическом отношении. Что учитель делал при этом, что переживал, чувствовал, какие результаты были достигнуты при определенном воздействии.
Заключительная часть. Рефлексия. 10 минут
Цели: Получение обратной связи
Описание: встреча подходит к концу, и психолог просит участников оценить тренинг, на листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой - для меня было важным и интересным…
Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний - мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец - для меня было недостаточно…
Сбылись ли Ваши ожидания?
Сообщающиеся сосуды (судьба человека)
Как часто, стремясь стать счастливыми, люди стараются добиться всего сразу: и благополучной семьи, и карьеры, и здоровья, и материального благополучия. Но если представить себе все это в виде четырех сообщающихся сосудов, то станет понятно: когда один сосуд наполнится доверху, в другом содержимое уменьшится.
Человеку трудно совмещать благополучие семьи и карьеру, карьеру и здоровье, большие деньги и хорошие отношения со своими детьми. Ведь жизнь часто дает нам такие примеры, когда добившиеся больших высот в спорте, искусстве, кино люди в конце своей карьеры оказываются одинокими и забытыми. Делая успешную карьеру, трудно находить время для семьи и детей. А если посвящать жизнь детям, не хватит времени на работу. Но можно ли совмещать все: и карьеру, и семью, и детей, и здоровье? Можно, если не требуешь, чтобы все сосуды были полными до краев. Надо определить приоритеты собственной жизни, и для каждого человека они свои. Главное - понять, в чем они, и тогда человек чувствует гармонию, которую принято называть человеческим счастьем.
План- темпинг семинара - тренинга
Водная часть 5 минут
1. "Правила" 5 минут
2. "Наши имена" 10 минут
3. "Наши ожидания" 5 минут
4. Мозговой штурм: «Путешествие в прошлое» 5 мин
5. Информационное сообщение: «Дидактогения» 10 мин
7. "Путаница" 10минут
8. "Застывшая фигура" 10 минут
9. "Доверие" 15 минут
10. «Вдвоем» 15 мин
11. «Мой самый трудный ученик» 20 мин
Заключительная часть 10 минут
6