• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Выступление на методическом объеднении классных руководителей Суицидоопасное поведение в подростковом и юношеском возрасте. Возможности его выявления и предупреждения

Выступление на методическом объеднении классных руководителей Суицидоопасное поведение в подростковом и юношеском возрасте. Возможности его выявления и предупреждения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое объединение классных руководителей

«СУИЦИДООПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ».


Теоретическая часть.

В процессе социализации детей и подростков возможны трудности и неудачи. Переживаемые проблемы в социализации, отсутствие должного контакта и взаимопонимания могут привести несовершеннолетнего к отчаянию, безысходности и, в конечном итоге, к суициду.

Суицид - одна из форм девиантного поведения, при котором индивидом совершается умышленное самопожертвование, завершившееся летальным исходом.

Суициды делят на 3 основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествует угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (саморазрушительное поведение) - это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Это рискованная езда на автомобиле, занятия экстремальными видами спорта, упорное нежелание лечиться, употребление сильных наркотиков и т.д.

Аффективный суицид - под влиянием аффекта.

По данным ВОЗ в мире ежегодно кончают жизнь самоубийством более 500 тысяч человек. По критериям ВОЗ, высоким считается уровень суицидов, превышающий 20 человек на 100 тыс. населения.

Причины суицидов.

Изучение проблемы суицида показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание на свои проблемы.

Большинство суицидальных действий в подростковом возрасте направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. При этом, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опасность суицидальных действий достаточно высока и часто заканчивается летальным исходом.

Примерно у половины подростков суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции, когда малозначительный повод играет роль «последней капли» и провоцирует суицидальное действие.

Суицидальное поведение часто сопровождается пьянством, употреблением наркотиков, психотропных средств, правонарушениями, бродяжничеством, сексуальными девиациями.

Причинами подростковых суицидов могут быть:

- семейные конфликты и неблагополучие (развод, болезнь), материально-бытовые трудности, тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей, беспризорность подростка, отсутствие значимого взрослого.

- конфликты со сверстниками, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, уязвленное чувство собственного достоинства, черствость и безразличие окружающих.

- потеря любимого человека, одиночество, отсутствие друзей.

- состояние здоровья, в том числе психические заболевания, психические расстройства (депрессивные состояния), соматические заболевания; уродства.

- конфликты, связанные с учебой, в том числе конфликты с преподавателями, неуспехи в учебе, отвержение в учебном классе; серия неудач в учебе.

- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство. Подражание ему в данном поступке.

- различные формы страха (страх наказания или позора, страх уголовной ответственности, страх гнева).

- особенности характера, эмоциональная неустойчивость, несформированные коммуникативные навыки, неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности, тенденция к самообвинению, склонность к суженному мышлению, несформированность волевых качеств. «Туннельное зрение», неспособность видеть положительные моменты или другой выход из ситуации.

Суицидальное поведение вызвано, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими мотивами.

Роль педагога в работе с суицидальными детьми - в своевременном выявлений таких детей и первичной профилактике.

Особое внимание учителям необходимо обращать на суицидальное поведение учащихся: на соответствующие высказывания, намеки, сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

При наличии внешних признаков проблемного состояния, педагог должен обратить внимание родителей, администрации школы на такого подростка. Необходимо провести беседу с родителями такого подростка о необходимости незамедлительного обращения к психологу либо психотерапевту.

Целесообразно пропагандировать работу телефонов доверия, куда учащийся может позвонить в кризисных ситуациях.

Важно сформировать у учащихся представление о наличии в школе таких людей, к которым можно обратиться за помощью и этими специалистами будет соблюден фактор анонимности. В первую очередь это специалисты СППС - школьный психолог, социальный педагог.

Расширение участия школьников в благотворительной, волонтерской деятельности, оказание помощи ветеранам, проявление милосердия и сострадания может оказать помощь в преодолении деструктивного настроения.

При работе со школьниками следует избегать слов самоубийство или суицид.

Занятия по профилактике суицида - занятия на ценность жизни, на формирование активной жизненной позиции и определение ценностных ориентаций и смысла в жизни. Это занятия на бесконфликтное общение, на развитие коммуникативных способностей, на сплочение классного коллектива, на профилактику вредных привычек, и насилия, на внимательное и заботливое отношение к людям, на позитивное самовоприятие и повышение самооценки, на волевую саморегуляцию, гармоничное развитие, планирование своей будущей жизни, на определение цели своей жизни и выбор правильных путей к ее достижению, здоровый образ жизни и многое другое…

Для детей интересна интерактивная форма проведения занятий. Когда работа идет в непринужденной обстановке, при активном взаимодействии друг с другом с положительными эмоциями.

Предлагаю вашему вниманию некоторые интерактивные упражнения, которые вы можете использовать при работе с детьми в целях профилактики суицидального поведения.

Практическая часть

Интерактивное занятие с элементами тренинга с педагогами по профилактике суицидального поведения у детей и подростков.

Участники: классные руководители 1-11 классов.

Участники сидят в общем кругу.

Упражнение «Знакомство».

«Меня зовут… Никто из вас не знает, что я…

Упражнение «Ветер дует на того, кто…».

Цель: Разминка. Создание положительного настроения.

Участники садятся в круг. Ведущий встает в центре круга. Его задача - сесть на свободный стул. Для этого он продолжает фразу: "Ветер дует на тех, кто….", называя какой-либо признак, который относится и к нему тоже (белой рубашкой, черными глазами и т.д.).

Когда участники меняются местами, ведущий должен занять чье-нибудь место. Нельзя садиться обратно на свой собственный стул, и на стул, который непосредственно рядом. Оставшийся без стула в кругу участник становится ведущим. Если участник долго не может занять место в кругу, он может сказать «Ураган», и тогда поменяться местами должны все игроки.

Усложненный вариант: ветер дует… А те, у кого справа пустой стул, пересаживаются на него.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение. На сплочение.

Участники становятся плотным кругом. Их задача состоит в том, чтобы молча и с закрытыми глазами построиться по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных - естественно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.

Упражнение «Передай хлопок».

Цель: помочь участникам познакомиться и осознать значимость каждого человека для группы. Создать позитивную энергию группы.

Все участники встают в круг. Для объяснения упражнения ведущий говорит следующее: "Я повернусь лицом к человеку слева от меня и посмотрю ему в глаза. Мы должны сделать хлопок руками одновременно (покажите). Затем он/она поворачивается налево и хлопает одновременно с человеком слева. Таким образом, мы "передаем хлопок" по кругу. Давайте попробуем сделать это сейчас, и помните, вы должны смотреть друг другу в глаза, делать хлопок одновременно и постараться все время держать один и тот же темп."

После того, как хлопок будет передан по кругу, ведущий говорит: "А теперь, мы постараемся передать хлопок еще быстрее. Будьте все время начеку, потому что мы можем начать посылать другие хлопки по кругу вдогонку первому или в противоположную сторону".

Начинается передача "хлопка" по кругу, от человека к человеку. Когда начнет хорошо получаться, добавьте еще несколько хлопков, так чтобы три или четыре хлопка одновременно передавались по кругу.

Обычно это приводит к очень веселому, активному хаосу в группе, к смеху. Ведущий просит поделиться впечатлениями вкратце, понравилась ли игра участникам. Необходимо напомнить участникам, что, будучи группой, мы зависим друг от друга определенным образом, стараясь добиться наилучших результатов.

Возможна передача хлопка на время. Даются 3 попытки, участники отгадывают самую лучшую и быструю.

Способы разрешения конфликтных ситуаций

В конфликтной ситуации различают две модели поведения: конструктивную и деструктивную. В основе деструктивной лежит разрушительная тактика поведения. К тому же при использовании деструктивных стратегий поведения лишь одна сторона достигает желаемого результата. Вторая, конструктивная модель решения вопросов является наилучшей, так как в результате обе стороны достигают желаемой цели.

Как только мы сталкиваемся с конфликтной ситуацией или видим, как она на нас надвигается, мы можем заранее продумать возможные верные пути решения. Однако делаем это не всегда, часто используя привычные реакции, считая их естественными, хотя на самом деле речь идет просто о привычке. Если каждый раз вы реагируете на конфликт сходным образом, значит, вы выработали у себя одну из нескольких «конфликтных привычек».

Выделяют несколько способов поведения в конфликте:

- соперничество

- сотрудничество

- компромисс

- избегание

- приспособление

Упражнение «Необычный орех».

Для выполнения данного упражнения участники делятся на две группы. Каждой группе дает карточку с информацией, которую им необходимо внимательно изучить. Слушатели изучают полученные тексты, в процессе чего переговариваться и что­либо обсуждать с участниками второй группы запрещается. Через 3 минуты карточки возвращаются к преподавателю, который обращается к участникам: «Представляю вам ваших соперников (укажите на вторую команду). Ваша задача провести переговоры с соперниками и разрешить спор. На это у вас есть 10 минут».

Информация для первой группы:

«Однажды, находясь на отдыхе в одной из стран Востока, вы встретили мудреца, который рассказал вам, что ваши проблемы со здоровьем могут закончиться, если вы выпьете отвар из скорлупы необычного ореха, растущего на необитаемом острове.

Неимоверными усилиями вы добрались до этого острова и вдруг на вашем пути появились соперники, которые также желают получить этот орех.

Ваша задача провести переговоры с соперниками и разрешить спор».

Информация для второй группы:

«Однажды, находясь на отдыхе в одной из стран Востока, вы встретили мудреца, который рассказал вам, что ваши проблемы со здоровьем могут закончиться, если вы съедите ядрышко необычного ореха, растущего на необитаемом острове.

Неимоверными усилиями вы добрались до этого острова, и вдруг на вашем пути появились соперники, которые также желают получить этот орех.

Ваша задача провести переговоры с соперниками и разрешить спор».

Как правило, слушателям не удается достичь согласия и конструктивно разрешить конфликт, в лучшем случае им удается использовать стратегию поведения «компромисс», в результате чего они делят орех пополам.

Вопросы для анализа ситуации:

Удалось ли вам разрешить конфликт, и какую стратегию поведения выбрала ваша команда? Что для вас оказалось наиболее сложным в процессе переговоров? Каким образом можно было улучшить процесс переговоров?

Один представитель из каждой команды пересказать вслух прочитанную в начале упражнения инструкцию. На данном этапе участники обеих команд осознают, что в данной ситуации возможно было разрешить ситуацию сотрудничеством, при условии выяснения потребностей двух сторон.

В том случае, если участники смогли разрешить конфликт, используя стратегию «сотрудничество», в результате каждая команда получила то, что ей было нужно.

Что помогло вам найти способ решения данного спора?

Какие чувства вы испытывали в процессе переговоров и в завершении спора?


Энерджайзер «Выбери человека».

Стать в круг. Мысленно выбрать одного человека, чтобы он об этом не знал. На 1,2,3 всем подбежать к нему и оббежать вокруг него 3 раза.

Упражнение «Альтернатива».

Какие причины побуждают человека к суициду?

Причина

!!! для подростков

Альтернатива

(т.е. как по-другому можно решить проблему, к кому обратиться за помощью)

Тяжелое материальное положение в семье, нехватка денег на самое основное, нет одежды и обуви в соответствии с сезоном. Постоянное недоедание.

Конфликты с родителями, стойкое непонимание друг друга. Ощущение, что меня ненавидят, что я лишний в этой семье и все были бы рады, если бы меня не стало.

Конфликты с одноклассниками. Одноклассники не принимают в коллектив, издеваются, смеются. Из-за этого я не могу ходить в школу.

Унизил(а) перед всеми, оскорбил(а) любимый парень/девушка.

Глубокое депрессивное состояние, безразличие к жизни. Нет целей и смысла.

Алкоголизм в семье, оба родителя злоупотребляют алкоголем. В семье часто посторонние пьяные люди, регулярно происходят скандалы и драки.

Изнасиловал отчим. Мать знает, но запретила кому-либо об этом рассказывать.

После написания альтернативы, группы могут поменяться плакатами и дополнить своими альтернативами.

Обсуждение. Как вы думаете, какая цель этого упражнения? Понравились ли вам предложенные альтернативы? Какая альтернатива лично вам нравится больше всего? Что из предложенного вы будете использовать? Какие выводы вы сделали для себя после этого упражнения?

Вывод:

не любую проблему всегда легко сразу решить, иногда бывает сложно и, кажется, что никогда ничего не измениться. Однако всегда есть выход и решение. Главное - его найти, не замыкаться в себе, а попробовать найти помощь и поддержку…. Ведь все зависит от самого человека, его силы воли, кругозора…

!!!Данное упражнение можно проводить по профилактике употребления алкоголя, курения, раннего начала половой жизни и т.д.

Энерджайзер «Сбросить роль».

Правая рука, поднять вверх и встряхивать 7-6-5-4-3-2-1

Левая также

Правая нога также

Левая нога также

Правая рука 6-5-4-3-2-1 Левая, правая нога, левая нога

Правая рука 5-4-3-2-1 Левая, правая нога, левая нога….. и так до 0.

Упражнение «Жизненные ценности человека».

Материалы: «Шкала жизненного пути» в соответствии с количеством участников, небольшие листки бумаги либо бумага Post-it (на каждого участника по 5 штук), 4 целлофановых пакета.

Особым и важным шагом в тренингах профилактической тематики выступает анализ жизненной позиции и ценностей участников тренинга. Реализация данного шага позволяет настроить участников на серьезный разговор о жизни и ценностях человека.

Сегодня мы поговорим о вас… о вашем жизненном пути. У каждого из вас, наверное, есть в жизни цель - то, чего вы желаете достичь. Представьте себе собственную жизнь в виде уходящей вдаль дороги….Пусть каждый из Вас попробует пройти в мыслях свой планируемый жизненный путь, на протяжении которого будут достигаться поставленные вами цели. Давайте поразмышляем о жизненных ценностях посредством игры.

Возьмите форму с изображенной «Шкалой жизненного пути» и в течение 2 минут на шкале жизненного пути напротив определенного возрастного периода напишите пять главных для Вас жизненных целей (ценностей), которых Вы хотите достичь на отмеченном возрастном этапе. Затем перепишите написанные Вами цели на пять полосок бумаги и положите их напротив записанных.

Посмотрите, пожалуйста, на написанные вами цели и отдайте одну из целей, которая, в принципе, Вам не нужна…

А теперь необходимо отложить ту цель, которая нужна, но без которой можно обойтись…

У Вас осталось три цели…те самые заветные, которые Вы планируете осуществить в течение жизни. Подарите хорошему человеку одну из оставшихся целей, ту, которую не жалко для него…

А теперь, самое сложное…Вы должны одну из оставшихся целей пожертвовать в благотворительный фонд. Отдайте мне эту цель, подложив в пакет.

В итоге Вы оставили себе самую главную, на ваш взгляд, цель, к которой Вы будете стремиться. Давайте обсудим:

  1. Легко ли было сделать выбор на каждом этапе игры, и какой этап оказался самым сложным?

  2. Какая цель осталась и возможно ли ее достижение без тех четырех, которые были отложены в процессе игры, и почему?

  3. Была ли у кого-нибудь из участвующих в игре цель «сохранение собственного здоровья»?

  4. Если да, то оставили ли Вы ее до окончания игры или нет, и почему?

У большинства из Вас в процессе игры «сохранение собственного здоровья» не являлось главной целью вашей жизни. Однако, единственное, что не имеет цены, что невозможно купить за деньги - это ваше здоровье. Понимание ценности здоровья приходит к человеку в зрелом возрасте. Согласитесь, что Вы не всегда задумываетесь над этим вопросом сейчас. Отсюда та легкость, с которой рискуете своей жизнью, стремитесь к самоутверждению, экспериментам, пренебрегая информацией и советами взрослых. Но как вы считаете, может ли осуществиться ваша главная цель, мечта без сохранения собственного здоровья? ...

Тренер должен обратить внимание, что отсутствие у подростков и молодежи приоритетной цели «СОХРАНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ», не позволяет реализовать им себя и достигнуть в будущем поставленных ими же целей.

Ответьте на вопрос, а из чего складывается ваш жизненный путь?.. - из поступков и решений, которые Вы принимаете. И только от вас зависит, будут ли эти решения способствовать вашему продвижению вперед по дороге жизни. А чтобы идти вперед, чтобы достичь поставленной цели, необходимо уметь ценить себя, свои возможности, разобраться в себе и принять правильные решения, основанные на принципах здорового образа жизни.

Предлагаю Вам закончить наш необычный разговор «Стихотворением о Вас».

Участникам предлагается написать стихотворение о себе по предложенной форме. На заполнение отводится 10 минут. Затем по желанию предлагается участникам зачитать свое стихотворение. Каждый забирает свое стихотворение себе.

Ведущий. Каждый из вас по-своему ценен. Среди ваших стихотворений не было ни одного одинакового. Ваша личность обладает непреходящей ценностью, прежде всего потому, что во всем мире нет больше никого, повторяющего вас до мельчайших подробностей. Вам никогда не найти человека с точно такими же отпечатками пальцев, как у вас. Не бывает людей с одинаковыми чувствами и мыслями. Каждый обладает только ему присущим набором представлений, мнений, вкусов, способностей и чувств - что и делает вас особым уникальным существом.

Стихотворение о Вас
Я уникален, потому что _________________________________________________________________

Мой организм - это сложное и прекрасное творение, потому что ________________________________

_______________________________________________________________________________________

Хотя я далек от совершенства, я ___________________________________________________________

Я _____________________________________________________________________________________

(два особых Ваших качества)

Мне интересно _________________________________________________________________________

(что-то, вызывающее у Вас интерес)

Я слышу ______________________________________________________________________________

(воображаемый звук)

Я вижу ________________________________________________________________________________

(воображаемый объект)

Я хотел бы ____________________________________________________________________________

(Ваше реальное желание)

Я _____________________________________________________________________________________

(повторение первой строки)

Я представляю себе ____________________________________________________________________

(Ваша фантазия)

Я чувствую ____________________________________________________________________________

(чувство относительно чего-то вымышленного)

Я прикасаюсь __________________________________________________________________________

(к воображаемому предмету)

Я беспокоюсь __________________________________________________________________________

(о чем-то реальном)

Я плачу _______________________________________________________________________________

(когда вспоминаю что-то очень грустное)

Я _____________________________________________________________________________________

(повторение первой строки)

Я понимаю ­­­­­­­­____________________________________________________________________________

(что-то, в чем Вы уверены)

Я говорю ______________________________________________________________________________

(фраза, в истинность которой Вы верите)

Я мечтаю ______________________________________________________________________________

(Ваша настоящая мечта)

Я пытаюсь ____________________________________________________________________________

( что-то сделать)

Я надеюсь _____________________________________________________________________________

(Ваша реальная надежда) Я _______________________________________________________________

(повторение первой строки стихотворения)

Рефлексия.

1. Обсуждение по кругу.

2. Градусник:

- Эмоциональный (насколько вам было комфортно)

- Продуктивный (насколько полезной была информация для вашей практической деятельности).Выступление на методическом объеднении классных руководителей Суицидоопасное поведение в подростковом и юношеском возрасте. Возможности его выявления и предупреждения

© 2010-2022