Комплект психодиагностических методик используемых психологом с детьми в возрасте 3-18 лет

Работа педагога-психолога в школе подразумевает реализацию нескольких, всем известных нам, направлений. В свою очередь диагностическое направление предполагает самые различные виды взаимодействия психолога и субъектов образовательного пространства (тренинги, разного рода встречи, мероприятия). Диагностическая работа является традиционным звеном работы школьного психолога. Предлагаемый диагностический комплекс включаетв себя наиболее часто используемые методики, позволяет сократить время на подб...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.1. Методика «Домик».

Н.И.Гуткина. 1988, 1990, 1991.


Методика позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Область применения: выявление готовности и способности к обучению, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития и формированию произвольности.

Описание методики. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:

  1. какой рукой ребёнок рисует (правой или левой);

  2. как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком - образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

  3. быстро или медленно проводит линии;

  4. отвлекается ли во время работы;

  5. высказывания и вопросы во время рисования;

  6. сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано психологом.

Коррелирует при использовании батареи тестов (взаимодополняют друг друга): № 1.2, 1.3.,1.5, 1.8., 1.10, 1.12, 1.13, 1.16, 1.17, 1.20.

Инструкция.

«Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед ребёнком кладётся листок с «Домиком»), Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Количественная и качественная оценка результатов.

Обработка экспериментального материала проводится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считается:

  1. отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла).

На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;

  1. увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

  2. отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла).

На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;

  1. увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

  2. неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображённую палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.


  1. отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла).

На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;

  1. увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

  2. неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображённую палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая часть забора оценивается отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведённое количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно. Сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши;

  1. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относится: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше её, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком);

  2. отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30 градусов) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30 градусов) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30 градусов от горизонтальной линии;

  3. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки;

  4. «залезание» линий одна на другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. За каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребёнком суммарная оценка. Но при интерпретации результатов психологу необходимо учитывать возраст ребёнка. Так, дети 5,5 - 6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же ребёнок 10-ти лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные и «лохматые» линии могут свидетельствовать о тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Комплект психодиагностических методик используемых психологом с детьми в возрасте 3-18 лет


© 2010-2022