Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и учащегося. Структура и направленность личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и учащегося. Структура и направленность личности.

Ивакина Е.В.

Качественным показателем достижения психолого-педагогической компетентности является способность учителя к личностно-ориентированному взаимодействию. Для создания такого рода взаимодействия необходимо хорошо понимать - кто перед вами, какого рода особенности «спрятаны» под обликом простого школьника. Невозможно создать продуктивные рабочие взаимоотношения без глубокого осознания - дети, как и взрослые, имеют разные способности к обучению, разные характерологические и психофизиологические особенности, в конце концов, разные типы высшей нервной деятельности. Малопродуктивна та стратегия, которая не начинается диагностикой индивидуальных характеристик обучаемого ребенка или подростка.

Итак, тип высшей нервной деятельности является основной (потому как конституционально обусловленной) характеристикой любого индивидуума. Это характеристика отражает особенности протекания нервных процессов, а именно силу, уравновешенность и подвижность. Сила нервных процессов - это способность к возникновению адекватной реакции на сильный раздражитель. Уравновешенностью называют баланс процессов возбуждения и торможения, а подвижностью - возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения. Тип нервной системы и темперамент - практически синонимичные понятия. Определимся с их характерологическими особенностями.

Сангвинический тип характеризуется достаточной силой, подвижностью и процессов возбуждения, и процессов торможения. Такие дети очень жизнерадостны, подвижны, открыты общению. Обычно у них развита речевая функция, легко вступают в диалог, хорошо усваивают информацию. Из недостатков - несколько непостоянны в своих увлечениях и могут быть неорганизованны.

Флегматический тип характеризуется достаточной силой нервных процессов и, одновременно, низкими показателями их подвижности и лабильности. Если этого требует занятие, дети с флегматическим типом темперамента тяжеловато перестраиваются, с виду могут производить впечатление тугодумов. Из очевидных плюсов - информация, достигшая их сознания, как правило, хранится долго, флегматики постоянны в своих взглядах, привязанностях и увлечениях.

Холерический тип отличается высокой силой возбуждения и его преобладанием над торможением, лабильностью основных нервных процессов. Холерики эмоциональны, впечатлительны, неуравновешенны. Из минусов - могут быть конфликтными, из плюсов - могут занимать лидерские позиции.

Меланхолический тип темперамента характеризуется преобладанием тормозного процесса над возбудительным, их низкой подвижностью. Дети этого типа темперамента плаксивы, чувствительны, податливы чужому влиянию. Из минусов - слабость нервной системы не способствует тому, чтобы ребенок долго и монотонно работал на уроке, так же слабо даются групповые задания, где требуется личная инициатива и не редка конкуренция.

Если типологию высшей нервной деятельности знают многие, то со следующей классификацией знакомы не все. Существует система деления людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Это деление основывается на преобладании того или иного канала, по которому идет информация. Так устроены люди, что среди трех каналов - зрительного, слухового, телесного, все-таки преобладает один.

Визуальная система характеризуется преобладанием восприятия через зрительные образы. Таким людям кажутся более достоверными зрительные стимулы, в диалоге они стараются смотреть в лицо собеседнику. Дети-визуалы очень любят иллюстрации в учебниках, отлично излагают, давая образные описания - «красивый», «большой», «безобразный», «ясно» и прочее. Они предпочитают ярко одеваться, любят яркие детали - заколки, шарфики, наушники. Им очень важно, какое выражение лица у собеседника, как выглядит помещение или внешний облик учителя. Они хорошо «ведутся» на образные сравнения, воспринимают визуальный ряд в виде презентаций или видеовставок на учебных занятиях.

Аудиальная система - восприятие через слух, причем люди с преобладанием такого типа модальности описывают события с употреблением слуховых образов «звонкий», «шепчет», «послушайте», «услышали», «говорили». Дети-аудиалы часто не смотрят на учителя, но это не означает, что они не внимательны, они могут наклонять головы чуть набок и воспринимать информацию на слух. Придают значение словам и оттенкам интонации, тембра, ритма речи учителя. Таким образом, таким людям важно обстоятельно и эмоционально рассказывать о предмете, отвечать на все вопросы, употребляя слова из лексикона аудиала.

Кинестетики воспринимают многообразие мира через ощущения тела - тактильные (прикосновения), температурные, двигательные, обонятельные и вкусовые. Такие люди часто употребляют слова «ощущаю», свободно», «удобно», «невыносимо», придают значение интуиции, движениям, практическому опыту. Детям-кинестетикам сложно воспринимать информацию на слух или с помощью визуального ряда. Им проще что-то делать самим, поэтому они прекрасные помощники, когда учителю требуется помощь при проведении практических, лабораторных работ, опытных серий. Замечено, что именно кинестетика придвигаются все ближе и ближе к собеседнику, максимально сокращая дистанцию между собой и партнером по общению.

Рассмотрим типологию акцентуаций по А.Н. Личко. Для начала выясним - что же такое акцентуация? Акцентуация характера по Личко - это типология наиболее заостренных черт как крайнего варианта психической нормы. Надо понимать, что это не патология, а всего лишь некие слишком ярко выраженные комплексы качеств, видимых даже непрофессиональным взглядом. ПДО (патохарактерологический диагностический опросник) был создан А.Е Личко специально для выявления типов и создан специально для своевременного выявления и коррекции черт характера. А значит, его может использовать только специалист в области психологии и психиатрии. Педагог может на основе результатов ПДО и собственных наблюдений может определиться с наличием той или иной акцентуации у ребенка, а значит, выстроить определенную педагогическую стратегию в целях создания системы личностно-ориентированного взаимодействия.

Итак, Личко предложил собственную типологию акцентуаций у подростков и выделил 11 типов характеров.

1. Гипертимный тип. Такие подростки обычно гиперактивны (не путать

с диагнозом «гиперактивновности»!) Они очень общительны, любят быть в

центре внимания. Создают много шума, в силу того, что неспособны усидеть

на месте. Обладают хорошими способностями к учебе, однако недостаток

внимания и усидчивости плохо сказывается на успеваемости. Увлекаются

они всем и сразу, для них тяжело закончить начатое дело. Сложно

налаживаются отношения с учителями и родителями. Чересчур самоуверен-

ны, стремятся произвести впечатление на остальных, показать себя.

2. Циклоидный тип. Этот тип акцентуации проявляется цикличностью,

когда гипертимная фаза сменяется депрессивными проявлениями. В каждой

фазе есть свои «слабые места». Во время гипертимной фазы это все те же

неразборчивые связи, непереносимость однообразия и кропотливой работы.

Все это сменяется крушением жизненных стереотипов в депрессивной фазе,

когда обычный образ жизни перестает устраивать, появляется апатия к

жизни, раздражительность. Такой цикл можно измерить примерно периодом

в месяц, когда фаза «активности», как и фаза «депрессии» длится до

полумесяца.

3. Лабильный тип. Главная черта этого типа - крайняя изменчивость

настроения и общего эмоционального состояния. Если у других неустойчи-

вых типов изменчивость проявляется в поведении, то у лабильного типа

меняется именно эмоциональное состояние. Эту особенность можно объяс-

нить на простом примере: при отсутствии явных неудач и проблем, настрое-

ние такого человека может резко измениться от очень веселого до мрачного и

депрессивного, потому что случайный прохожий «бросил» неприветливый

взгляд, или не вовремя начался дождь. Обычно эти переживания очень

глубоки и проявляются как в отсутствии аппетита, утрате трудоспособности,

стремлению к одиночеству.

4. Астеноневротический тип. Этот тип акцентуации отличается склон-

ностью к ипохондрии - преувеличенным переживаниям по поводу возмож-

ных болезней. Такие люди склонны к повышенной утомляемости и раздра-

жительности. Особенно это проявляется при чрезмерных умственных

нагрузках. Раздражение бывает очень сильным, когда окружающие могут

попасть «под горячую руку». Но это состояние резко сменяется раскаянием и

даже слезами. Самооценка у этих людей связана с проявлениями

ипохондрии: если самочувствие и настроение хорошее, то проявляют себя

довольно уверенно и оптимистично.

5. Сензитивный тип. Это люди, которые с раннего возраста отличаются

тревожностью, пугливостью, а в более старшем возрасте, в связи с этим,

проявляют замкнутость и закрытость. Им сложно расслабиться в шумной

компании и найти общий язык с малознакомым человеком. Однако, в

близком окружении - это открытые и общительные люди. Вступая во взрос-

лую жизнь, они испытывают чувство изоляции и неполноценности, которое

порождает реакции гиперкомпенсации. Это значит, что человек не избегает

своих «слабых зон», а наоборот, стремиться в них самоутвердиться.

Например, застенчивый мальчик ведет себя развязно и заносчиво. Но в тот

момент, когда обстоятельства требуют от него решительных действий,

проявляются его слабые сторон.

6. Психастенический тип. Дети этого типа отличаются повышенными

интеллектуальными способностями, однако им мешает их самоуверенность, а

также необдуманность решений. Они склонны рассуждать о мире вокруг а

также анализу поведения других людей и самого себя. Одной из наиболее

важных особенностей этого типа акцентуации является склонность к навяз-

чивым состояниям, которые проявляются с детства в виде различных страхов

и фобий. Склонны к самоанализу, тревожной мнительности, которая возни-

кает на основе неопределенности в своем будущем. Это сильные пережива-

ния по поводу возможных, часто маловероятных событий будущего. Чтобы

гасить действие этой тревоги, они придумывают различные помогающие

ритуалы. Например, чтобы не заболеть, нельзя касаться дверных ручек.

Также проявляется формализм и педантичность.

7. Шизоидный тип. Замкнутые люди, предпочитающие побыть одни. С

общением со сверстниками у них большие проблемы, так как они проявляют

безразличие к окружающим, их чувствам и переживаниям. Живут в своих

фантазиях. Остальные дети, как правило, не стремятся к общению с ними.

Довольно противоречивы, причем противоречия проявляются не только в

особенностях характера. К примеру, это проявляется тем, что они скорее

откроются незнакомцу, чем будут откровенны с близкими людьми.

8. Эпилептоидный тип. Такие дети любят капризничать, измываться

над родителями и окружающими. Иногда издеваются над животными, с

другими детьми ведут себя как диктаторы, деспоты. В компании детей

устанавливают свои жесткие правила, требуют подчинения, держа остальных

детей в страхе. За счет этого повышают собственную самооценку, любят

власть, при этом стараются угодить авторитетным для них взрослым. Харак-

терна инертность во всех аспектах: жизненных ценностях, эмоциональной

сфере, в движениях. Не любят «пустых мечтаний», стараются жить в

реальности и не строить иллюзий.

9. Истероидный тип. Личко считает, что такие люди страдают

эгоизмом, они обожают быть в центре внимания, постоянно своими выход-

ками пытаются привлечь внимание окружающих. Они любят, когда им

«поют дифирамбы», хвалят их. Если другого ребенка похвалили, они могут

закатить истерику. Часто становятся главными заводилами в группе людей,

однако из-за недостатка лидерских качеств редко добиваются успеха, авто-

ритета. Ненависть и негативное мнение о своей личности такие люди восп-

ринимают намного лучше, чем нейтральное отношение и даже равнодушие.

Они очень боятся остаться незамеченными.

10. Неустойчивый тип. Пожалуй, один из самых беззаботных типов.

Собственно, неустойчивость этих людей проявляется в невозможности

следовать социально-приемлемым формам поведения. С ранних лет наблю-

дается нежелание обучаться, слушаться старших, в более старшем возрасте

испытывают трудности в романтических отношениях от сложностей в

установлении глубоких эмоциональных связей. Эти люди стараются жить

настоящим днем, не строят планы на будущее и не стремятся к достижениям.

11. Конформный тип. Такие подростки стремятся быть такими, как все.

Это проявляется в принятии чужих точек зрения, руководстве чужими жела-

ниями и общими целями. Они стараются не отличаться от других, очень

привязаны к близкому окружению, так они приспосабливаются к окружаю-

щей жизни. Из них очень редко получаются лидеры, так как они стремятся

подчиниться любому авторитету. Ради собственной выгоды, способны

предавать друзей, без зазрений совести «оправдываясь моралью».

Важно понимать, что «чистых» типов акцентуаций в реальности

практически не существует, поэтому более половины всех людей не могут

быть отнесены к определенному типу, потому что акцентуация характера

может иметь другие или смешанные черты. Если знание типа высшей нерв-

ной деятельности даст возможность учитывать слабые и сильные стороны,

обусловленные природой, то тип модальности способствует пониманию

различий в восприятии информации. К примеру, в классе больше половины

визуалов, чуть меньше аудиалов и еще меньше кинестетиков. Мы уже знаем

их особенности, примерно ориентируемся в их «плюсах» и «минусах».

Значит, структура должна содержать эффективные «составляющие» для

представителей всех типов модальности ( презентации, таблицы, схемы,

изложение с изменением темпа речи, выразительностью в ключевых местах,

и возможность делать что-то руками - собирать схемы, лепить, описывать

ход происходящего).

Если говорить о особенностях акцентуации, знания о них можно

использовать, к примеру, когда вы организовываете проектную деятельность,

не совсем понимая - на кого, и в каком смысле можно возложить ту или

иную нагрузку. Кто именно будет «силен», скажем, при доведении

информации на сцене, в рамках научного доклада, а кто кропотливо и

бережно будет собирать первоначальную базу для математического анализа и

обобщения.

К примеру, представители истероидного и гипертимного типов

акцентуаций обожают разного рода представления, презентации, публичные

доклады, ведь их особенность - стремление находиться в центре внимания. «Конформисты» и «эпилептоиды» склонны к монотонной работе, предпочитая не шумные сборища, а тихие условия для постановки эксперимента, сбора информации, обдумывания и сопоставления.

Таким образом, мы рассмотрели с вами три разные модели диагностики индивидуальных особенностей детей и подростков, расширяющих наши возможности в применении психологии в ежедневной педагогической деятельности. Личностно-ориентированное взаимодействие начинается с осознания индивидуальности, исключительности каждого ребенка. После получения сведений (а это может быть получено и в результате опроса по определенной методике, и в результате наблюдения), можно строить стратегию обучения и воспитания.

Немаловажным моментом является и мотивация к обучению. Понятно, что не всегда ребенок обладает должным уровнем мотивации. Не все родители целенаправленно готовят своих «наследников» к школе, поэтому не стоит отмахиваться от этой проблемы, недооценивая ее или же чересчур много уделять ей внимания. Мотивация трансформируется, возникает, исчезает, в общем, несмотря на свой «крутой нрав», способна к воссозданию и моделированию. «Ключик» к чужой мотивации - индивидуальные особенности.

Мотив к обучению многолик и многогранен. Мало сказать, что недостаточно мотивации, нужно говорить - из чего она состоит, на каких «слонах» держится. Изучение мотивационной структуры разновозрастных учащихся показывает, что интерес многих (даже можно сказать, что большинства) держится на занимательности, у кого-то - на желании заглянуть вглубь вещей, а кто-то стремится к практике.

Список использованной литературы:

  1. Личко А. Е., Иванов М. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. - Л. - 1976. - 57 с.; М.: «Фолиум», 1995, 64 с., 2-е изд.

  2. Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 153-159.

© 2010-2022