- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на тему: Свобода и ответственность личности
Тренинг по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на тему: Свобода и ответственность личности
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баринова И.Г. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тренинг с учащимися по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, детской безнадзорности и беспризорности
Тема: «Свобода и ответственность личности»
Цель:
- дать понятия «свобода», «ответственность», «выбор» соотнести эти категории понятий между собой и показать их взаимосвязь
- сформировать умение принимать правильные решения в ситуации выбора
Оборудование: мультимедийный проектор, ватман, маркеры
Участники: подростки
Ход тренинга
Эпиграф (на доске)
Свобода - это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, то есть быть добродетельным или преступным. (Ж.Лабрюйер)
1.Организационный момент. Приветствие
- Давайте поприветствуем друг друга. Ритуал приветствия (положить руку на плечо соседу с правой стороны и с левой и произнести фразу: «Как я рад тебя видеть!»)
- Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Свобода и ответственность личности». Сегодня мы поговорим о том, насколько эти понятия взаимосвязаны между собой и какое место они занимают в нашей жизни.
- Как вы понимаете слова эпиграфа?
- Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «Свобода», «Ответственность»? (ответы детей)
- Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на протяжении всей истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.
- Ответственность - это способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи.
Ваша задача подумать и вставить вместо точек подходящее по смыслу понятие «свобода» или «ответственность» (работа по слайдам)
2. Упражнение «Вставь слово»
Рассуждения о свободе и ответственности человека затрагивали и волновали души великих философов мира, писателей, поэтов и свои мысли они выразили в следующих высказываниях и изречениях.
«Человек - раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». (Н.А. Бердяев)
«Нужно, чтобы человек знал, что он творец и хозяин мира, что на нём ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни». (Ромен Роллан)
«Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязанности». (Альберт Камо)
«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». (Фазиль Искандер)
«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё». (Карл Ясперс)
3. Просмотр фрагмента из фильма «Свобода изменить мир» (беседа по поставленным вопросам)
- Ребята, за что мы ценим свободу? (ответы детей)
-Да, на самом деле, лишение свободы является одним из самых тяжких наказаний для человека, как вы думаете, почему?
- За какие преступления человека могут лишить свободы?
- С какого возраста человек несет административную и уголовную ответственность?
- Вы правы ребята, каждый человек должен самостоятельно нести ответственность за свои действия и прежде чем что-то сделать необходимо подумать, правильно ли ты поступаешь, законны ли твои действия?
-
Упражнение «Я свободен в принятии решений»
- Каждый из нас готов вкладывать в эти понятия свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, это объясняется тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку в жизни свобод. Давайте попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни («Ранее детство», «Настоящее время», «Взрослая жизнь») Обсуждение
- Ребята как вы считаете, у подростка есть ли какие-либо ограничения свободы? (ответы детей)
- Представьте, что вы пошли на День рождения к другу, и вам там очень понравилось, друг предложил остаться ночевать. Как вы считаете, имеете ли вы право в данном случае самостоятельно принимать решения?
- Да, на самом деле, подростки не могут принимать таких решений. Почему? (ответы детей)
При принятии важных решений до совершеннолетия требуется разрешение и согласие ваших родителей. Например, с 21.00 вы можете находиться вне жилища только с вашими законными представителями. А кто является для вас законным представителем?
- Если у вас дома сложилась, как вам кажется, трудная жизненная ситуация, или вы поссорились с родителями, то в данном случае не стоит принимать опрометчивых решений, как например, уход из дома, что может привести к нежелательным последствиям, таким как болезни, совершение правонарушений и преступлений, попадание под влияние различных людей и организаций, пристрастие к вредным привычкам.
- С возрастом увеличивается не только число предоставляемых свобод, степень их серьезности, но и возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.
Самое привычное понимание ответственности - это способность отвечать.
Но в таком случае возникают вопросы: «За что и перед кем?» Что включает в себя понятие «ответственный человек»?
-
Работа в группах.
Класс разбивается на 4 микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:
«Я ответственен за…» (за что я могу и готов принять на себя ответственность)
«Я ответственен перед…» (перед кем и перед чем я готов быть ответственным)
«Я не обязан нести ответственность за…» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать на себя ответственность)
«Ответственный человек - это…» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).
После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, обсуждаются и дополняются некоторыми характеристиками.
6. Упражнение «Твой выбор»
- Каждый день человек при совершении каких либо действий сталкивается с выбором, привести пример. Да, на самом деле, предпочтение одного другому - это и есть выбор.
- люди с древних времен задумывались над возможностью выбора и ответственностью за него. Свои мысли они отражали в сказках, художники это показывали в своих произведениях изобразительного искусства. Работа по картине «Витязь на распутье»
- Ребята, а в каких ситуациях вы становитесь перед выбором? (ответы)
Работа по слайдам.
-
Завершение. Рефлексия. Ритуал прощания.
Чтение стихотворения.
«Душа бывает как туман, бывает как рассвет.
В тумане прячется обман, в рассвете только свет.
А что таит твоя душа? Туман или рассвет?
И с чем душа твоя пришла - ты знаешь или нет?
Пусть будет жизнь к тебе добра, научит добрым быть.
Когда же явится пора тебе долги платить.
Себя не сдерживай тогда, долги сполна плати
И за минувшие года и те, что впереди.
Тогда развеется туман в грядущем и в былом.
Ведь нам недаром выбор дан между добром и злом.
Обсуждение стихотворения и обращение к эпиграфу занятия.
Выводы.
- Человеку легче выбирать простые и привычные для него вещи: продукты, одежду, обувь, услуги. Самым сложным является выбор жизненного пути, своей судьбы, будущего. Сложно сделать выбор в отношении человека. Почему? В выборе человека мы руководствуемся, оглядываясь на моральные нормы, умение поставить себя на место другого человека, совесть. В любом случае, выбор человек должен совершать осознанно и быть подготовленным к этому выбору.