Тренинг по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на тему: Свобода и ответственность личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг с учащимися по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, детской безнадзорности и беспризорности

Тема: «Свобода и ответственность личности»

Цель:

- дать понятия «свобода», «ответственность», «выбор» соотнести эти категории понятий между собой и показать их взаимосвязь

- сформировать умение принимать правильные решения в ситуации выбора

Оборудование: мультимедийный проектор, ватман, маркеры

Участники: подростки

Ход тренинга

Эпиграф (на доске)

Свобода - это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, то есть быть добродетельным или преступным. (Ж.Лабрюйер)

1.Организационный момент. Приветствие

- Давайте поприветствуем друг друга. Ритуал приветствия (положить руку на плечо соседу с правой стороны и с левой и произнести фразу: «Как я рад тебя видеть!»)

- Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Свобода и ответственность личности». Сегодня мы поговорим о том, насколько эти понятия взаимосвязаны между собой и какое место они занимают в нашей жизни.

- Как вы понимаете слова эпиграфа?

- Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «Свобода», «Ответственность»? (ответы детей)

- Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на протяжении всей истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

- Ответственность - это способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи.

Ваша задача подумать и вставить вместо точек подходящее по смыслу понятие «свобода» или «ответственность» (работа по слайдам)

2. Упражнение «Вставь слово»

Рассуждения о свободе и ответственности человека затрагивали и волновали души великих философов мира, писателей, поэтов и свои мысли они выразили в следующих высказываниях и изречениях.

«Человек - раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». (Н.А. Бердяев)

«Нужно, чтобы человек знал, что он творец и хозяин мира, что на нём ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни». (Ромен Роллан)

«Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязанности». (Альберт Камо)

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». (Фазиль Искандер)

«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё». (Карл Ясперс)

3. Просмотр фрагмента из фильма «Свобода изменить мир» (беседа по поставленным вопросам)

- Ребята, за что мы ценим свободу? (ответы детей)

-Да, на самом деле, лишение свободы является одним из самых тяжких наказаний для человека, как вы думаете, почему?

- За какие преступления человека могут лишить свободы?

- С какого возраста человек несет административную и уголовную ответственность?

- Вы правы ребята, каждый человек должен самостоятельно нести ответственность за свои действия и прежде чем что-то сделать необходимо подумать, правильно ли ты поступаешь, законны ли твои действия?

  1. Упражнение «Я свободен в принятии решений»

- Каждый из нас готов вкладывать в эти понятия свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, это объясняется тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку в жизни свобод. Давайте попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни («Ранее детство», «Настоящее время», «Взрослая жизнь») Обсуждение

- Ребята как вы считаете, у подростка есть ли какие-либо ограничения свободы? (ответы детей)

- Представьте, что вы пошли на День рождения к другу, и вам там очень понравилось, друг предложил остаться ночевать. Как вы считаете, имеете ли вы право в данном случае самостоятельно принимать решения?

- Да, на самом деле, подростки не могут принимать таких решений. Почему? (ответы детей)

При принятии важных решений до совершеннолетия требуется разрешение и согласие ваших родителей. Например, с 21.00 вы можете находиться вне жилища только с вашими законными представителями. А кто является для вас законным представителем?

- Если у вас дома сложилась, как вам кажется, трудная жизненная ситуация, или вы поссорились с родителями, то в данном случае не стоит принимать опрометчивых решений, как например, уход из дома, что может привести к нежелательным последствиям, таким как болезни, совершение правонарушений и преступлений, попадание под влияние различных людей и организаций, пристрастие к вредным привычкам.

- С возрастом увеличивается не только число предоставляемых свобод, степень их серьезности, но и возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

Самое привычное понимание ответственности - это способность отвечать.

Но в таком случае возникают вопросы: «За что и перед кем?» Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

  1. Работа в группах.

Класс разбивается на 4 микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

«Я ответственен за…» (за что я могу и готов принять на себя ответственность)

«Я ответственен перед…» (перед кем и перед чем я готов быть ответственным)

«Я не обязан нести ответственность за…» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать на себя ответственность)

«Ответственный человек - это…» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, обсуждаются и дополняются некоторыми характеристиками.

6. Упражнение «Твой выбор»

- Каждый день человек при совершении каких либо действий сталкивается с выбором, привести пример. Да, на самом деле, предпочтение одного другому - это и есть выбор.

- люди с древних времен задумывались над возможностью выбора и ответственностью за него. Свои мысли они отражали в сказках, художники это показывали в своих произведениях изобразительного искусства. Работа по картине «Витязь на распутье»

- Ребята, а в каких ситуациях вы становитесь перед выбором? (ответы)

Работа по слайдам.



  1. Завершение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Чтение стихотворения.

«Душа бывает как туман, бывает как рассвет.

В тумане прячется обман, в рассвете только свет.

А что таит твоя душа? Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла - ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра, научит добрым быть.

Когда же явится пора тебе долги платить.

Себя не сдерживай тогда, долги сполна плати

И за минувшие года и те, что впереди.

Тогда развеется туман в грядущем и в былом.

Ведь нам недаром выбор дан между добром и злом.

Обсуждение стихотворения и обращение к эпиграфу занятия.

Выводы.

- Человеку легче выбирать простые и привычные для него вещи: продукты, одежду, обувь, услуги. Самым сложным является выбор жизненного пути, своей судьбы, будущего. Сложно сделать выбор в отношении человека. Почему? В выборе человека мы руководствуемся, оглядываясь на моральные нормы, умение поставить себя на место другого человека, совесть. В любом случае, выбор человек должен совершать осознанно и быть подготовленным к этому выбору.



© 2010-2022