Занятие по профориентации Быть или не быть психологом?

Занятие по профориентации для старшеклассников (10-11 класс). За последние годы интерес к психологии возрос. Для многих людей визит к психологу уже не кажется чем-то необычным. Тем не менее вокруг профессии психолога витает немало мифов. Чтобы их развеять и заинтересовать ребят психологией и было разработано данное занятие. Учащиеся получают представление о профессии психолога, о психологии как науке, узнают, какими профессионально важными качествами нужно обладать, знакомятся с основными направ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Быть или не быть психологом?

(занятие по профориентации для старшеклассников)


Цели: познакомить со спецификой работы практического психолога, с особенностями психологии как науки; определить расположенность учащихся к профессии психолога.

Ход занятия:


1. Вступительное слово психолога

Наша встреча посвящена проблеме, которая так или иначе встает перед всеми вашими ровесниками и ровесницами и требует для своего решения всех возможностей разума. Это проблема выбора будущей профессии. От того, насколько успешно решит ее молодой человек, зависит, сможет ли он найти себе работу и будет ли удовлетворен ей, будут ли ему сопутствовать профессиональные успехи, сможет ли он достойно зарабатывать. Согласитесь, цена возможной ошибки высока!

В мире так много интересных и важных профессий. Какую из них выбрать? Сегодня я расскажу о своей любимой профессии. Как вы думаете, о какой? (психолог)

2. Тест «Кто такой психолог?»

За последние десятилетия интерес к психологии возрос. Обращение к психологу за консультацией при решении жизненных проблем стало нормой. Но при этом все чаще можно слышать высказывания: «Да я по жизни психолог! Зачем мне к кому-то ходить?!» Попытаемся разобраться с вопросом «Так кто же такой психолог

Сначала выясним, что вы знаете об этой профессии. Предлагаю ответить на несколько вопросов. Варианты ответов «да» или «нет».

  1. Психолог и психиатр - по сути, одно и то же.

  2. Психолог решает за людей их проблемы.

  3. Психолог видит людей насквозь.

  4. Психологи - безотказные люди, готовые помогать всем, в любое время, при любых обстоятельствах.

  5. Психолог может решить все проблемы.

  6. Психолог обладает сверхспособностями.

  7. У психолога не может быть своих проблем.

  8. Услуги психолога - для психически нездоровых людей.

  9. Психолог способен дать такой совет, который в одночасье решит мою проблему.

Обратите внимание на те утверждения, с которыми вы согласились. Правы вы были или нет, нам предстоит выяснить в процессе сегодняшней встречи.

3. Беседа о психологии и профессии «психолог»

Психология (от греч. «псюхе» - душа, «логос» - наука) - это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внешним миром.

Психология - прекрасная и занимательная наука. Зародилась она еще в глубокой древности. В греческой и римской мифологии существовало олицетворение человеческой души в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Бабочка издревле символизирует бессмертие души, весны, любви. Считается, что если увидишь бабочку у себя дома, то это к счастью.

Древние греки подарили нам прекрасный миф о любви. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Однако Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, сын богов, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и, прилагая все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была столь сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом настолько велико, что это произвело глубокое впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту же удалось убедить Зевса - верховное божество - превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Психология помогает нам разобраться в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках, понять, как совершаются научные открытия, создаются великие произведения искусства.

Как бы ни складывалась наша дальнейшая жизнь, от нас зависит, будем ли мы с оптимизмом смотреть в будущее, попытаемся ли найти себя в любимом деле, захотим ли оставить что-то хорошее о себе на Земле. Попробуем ли не пассивно плыть во волнам жизни, а создавать собственную судьбу!

Важно понимать разницу между профессией психолога и другими людьми, которые тоже оказывают помощь человеку.

Кто они? Врач, педагог, священник, юрист.

Психолог: - не врач, он не ставит диагноза, не лечит и не прописывает лекарств;

- не педагог, потому что не оценивает и не воспитывает;

-не юрист, так как не защищает права другого человека по его поручению;

-не священник, который прощает и отпускает грехи; психолог этим не занимается.

Психолог помогает человеку самому найти выход из затруднительных ситуаций, преодолеть внутренние преграды.

Психология учит пониманию самого себя, своих чувств и желаний, своих поступков и поведения других людей - друзей, родителей, учителей. Знание своих слабых сторон помогает воспитанию характера, развитию своих способностей.

В чем конкретно заключается работа практического психолога, помогающего людям самосовершенствоваться и более эффективно решать свои проблемы? Основных направлений работы у него три: психологическая диагностика, консультирование и проведение социально-психологических тренингов.

Психологическая диагностика - это изучение с помощью специальных тестов психологических особенностей человека. Ее цель - на основе полученных результатов дать рекомендации, например, о том, на какие сильные стороны своей личности человек может опереться, а что пока развито относительно слабо и нуждается в совершенствовании. Чаще всего используются следующие группы тестов.

Личностные опросники (определяют какие-либо черты личности человека).

- Определите, на выявление какой черты личности могут быть направлены эти вопросы?

Вам легко заводить знакомства с новыми людьми?

Верно ли, что Вы предпочитаете получать знания из общения с другими людьми, а не путем чтения книг?

Если Вы оказываетесь в новой компании, то в ней Вы быстро находите себе знакомых?

Тесты интеллекта (выявить своеобразие интеллектуальной деятельности).

Проективные тесты. Их содержание порой вообще не имеет внешней заметной связи с тем, что с их помощью измеряется. Например, вас могут попросить нарисовать «несуществующее животное» или показать пятно неопределенной формы и спросить, на что оно, с вашей точки зрения, похоже. На основе анализа того, что именно вы нарисовали или рассказали, будут сделаны выводы о чертах вашей личности.

Предлагаю вам сыграть в игру воображения. Ваша задача долго не думать, а обратить внимание на то, что первое пришло в голову. Представьте себе высокую гору, на ней - три пещеры - на вершине, в середине и внизу, у подножия. А сейчас спрячьтесь в одну из этих пещер.

Если вы считаете, что у вас, заниженная самооценка, то вы спрячетесь в пещере у подножия горы. Если у вас нормальная самооценка - в середине, и если завышенная - на вершине.

Можно соглашаться или не соглашаться с результатами этого теста, если есть желание можно прийти на индивидуальную консультацию.

Поскольку наша встреча посвящена выбору профессии, то предлагаю вам еще один проективный тест «Ты и твоя профессия».

Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигу, качество рисунка значения не имеет. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 секунд. (Дети рисуют).

Теперь подсчитайте количество треугольников.

ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.

ВТОРОЙ ТИП: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, обладает хорошими организаторскими способностями. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

ТРЕТИЙ ТИП: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

ПЯТЫЙ ТИП: 2 треугольника. Интерес к искусству человеку Тонко чувствует все новое и необычное.

ШЕСТОЙ ТИП: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать их развивать. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Следующее направление работы - консультирование - это доверительное общение между психологом и клиентом, направленное на более полную реализацию способностей клиента и поиск способов решения беспокоящих его проблем. Психологи-консультанты - это не экстрасенсы и не колдуны, Выведать твои тайные помыслы или решить за тебя какую-либо проблему (например, «приворожить» любимого) они не могут и браться за это не станут. Если кто-то обещает тебе подобное - значит, ты имеешь дело с обманщиком или шарлатаном, поэтому держись от него подальше.

Один важный момент - психолог сохраняет тайну того, что обсуждается на консультациях, так что можете быть уверены, что ваши откровения не станут достоянием общественности! Для психолога нет запретных тем, с ним можно смело обсуждать абсолютно все, что тебя беспокоит.

- Как вы думаете, по каким причинам люди обращаются за психологической помощью?

Чаще всего это конкретные личные затруднения или проблемы, связанные с определенными жизненными ситуациями (тревога и страх, конфликты, неуверенность в себе и т. д.), а также желание человека расти, совершенствоваться, больше узнать о себе, развить свои способности, стать более успешным.

- По каким вопросам можно и нужно обращаться к школьному психологу?

  • Трудности в учебе.

  • Взаимоотношения в классе.

  • Взаимоотношения с родителями.

  • Выбор жизненного пути.

  • Самоуправление и саморазвитие.

Психолог работает с нормальными людьми. Людей с нарушениями психики лечат врачи: психиатры, психотерапевты, клинические психологи. Школьные психологи помогают ученикам лучше адаптироваться к школе, развивать и проявить свои способности, грамотно общаться друг с другом и со взрослыми, находить выход в трудных ситуациях.

Социально-психологический тренинг - это разновидность игрового обучения, направленная на развитие навыков общения. Их участники обычно сидят не за столами, а по кругу. Основное содержание этих занятий - различные психологические игры, чередующиеся с обсуждением того, что происходит в процессе этих игр, какой опыт они дают участникам.

Промежуточное положение между консультированием и тренингом занимают психокоррекционные группы. Их цель - помощь участникам в решении проблем, а оказывается эта помощь с использованием методов психологического тренинга.

- Как вы думаете, какие способности нужны для того, чтобы стать хорошим психологом?

Самых важных условий два.

  • Высокий уровень интеллекта. Мало толку от психолога, который не может понять своего собеседника в силу ограниченности собственного ума.

  • Интерес к другим людям. Без этого интереса даже самые качественные знания психологии пользы не принесут, а превратятся в лучшем случае в отвлеченные интеллектуальные игры.

Что касается всех остальных качеств личности - то они, безусловно тоже имеют значение, однако их наличие или отсутствие не является столь уж обязательным. Возьмем, например, общительность. Конечно, хорошо, когда психолог обладает этим качеством. Однако и у не очень общительных психологов есть свои преимущества - они в беседе дают больше инициативы клиентам, а сами говорят пусть немного, зато очень обдуманно и взвешенно.

4. Где водятся психологи?

Сегодня психология широко развивается и практически в каждом учреждении, компании, организации есть психологи.

  • Психологи работают в детских учреждениях: детские сады, школы, детские центры, а также коррекционные детские учреждения и вузы. Зарплата такого психолога оставляет желать лучшего, но тем не менее получаешь опыт. А кому-то просто нравится работать с детьми.

  • Медицинские учреждения: больницы, роддома, медицинские центры, где предусмотрена ставка психолога. Работать здесь трудно, все-таки приходится иметь дело с больными людьми.

  • Правовые структуры: милиция, тюрьма и т. п. учреждения, где также есть ставки психолога. Часто принимают преимущественно мужчин, так как существуют специфические нагрузки на психику.

  • В политике психологов много и под другими названиями; в должностях имиджмейкеров, коучей и т. п. - подобные специалисты постоянно сопровождают наших политиков: ставят голос, корректируют содержание речи, работают над стилем и т. д. - тоже очень интересная и высокооплачиваемая работа.

  • Очень много психологов в организациях, правда называются они чаще всего менеджерами по персоналу, коучами, тренерами - это в принципе все разновидности психологов.

Не путайте с кадровиками! Инспекторы по кадрам - это делопроизводители, не имеющие ничего общего с психологией. А вот менеджеры по персоналу, которые занимаются мотивацией, адаптацией, обучением, оценкой персонала и т. п. - это и есть по сути психологи.

  • Ну и психологические центры: основные места обитания психологов. В основном они занимаются психологическим консультированием и психологическими тренингами, а также психодиагностикой. Это уже интереснее в плане денег.

  • Частная практика. Это выгодно и дает свободу, возможность жить и консультировать так, как хочется самому психологу.

  • Телефоны доверия.

4. Тест «Быть или не быть психологом» (Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. - М., 2005). (данный тест использую, если в классе есть учащиеся, планирующие поступать на психологический факультет, в другом случае использую тест «Какой вы психолог?»)

Тест «Какой вы психолог?»

Данный тест позволит узнать, насколько хорошо ты разбираешься в близких и окружающих тебя людях, насколько ты способен понять человека, объяснить его поступки и составить о нем верное мнение.

Инструкция: не слишком задумываясь, выбери один из вариантов, запиши номер вопроса, а рядом - очки, затем суммируй их.

1. По-вашему, те, кто всегда придерживается правил хорошего тона:

вежливы, приятны в общении - 2 очка;

строго воспитаны - 4 очка;

просто скрывают свой истинный характер - 1 очко.

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. По-вашему:

они счастливы - 2 очка;

равнодушны друг к другу - 1 очко;

у них нет доверия друг к другу - 4 очка.

3. Вы впервые видите человека, и он сразу начинает рассказывать вам анекдоты, острить. Вы решите, что он:

остряк - 1 очко;

он чувствует себя неуверенно и таким образом пытается выйти из этого неприятного состояния - 2 очка;

хочет произвести на вас приятное впечатление - 4 очка.

4. Вы говорите с кем-то на интересную тему, ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией. Вы считаете, что он:

волнуется - 4 очка;

неискренен - 1 очко;

5. Вы решили получше узнать кого-либо из своих знакомых. Считаете, что надо:

пригласить его в какую-либо компанию - 1 очко;

понаблюдать его в деле - 2 очка.

6. Кто-то в ресторане дает большие чаевые. Вы убеждены:

он хочет произвести впечатление - 4 очка;

ему нужно расположение официантки - 2 очка;

это от щедрости души - 1 очко.

7. Если человек никогда не начинает разговор первым, то вы считаете:

он скрытничает или не хочет разговаривать - 2 очка;

он слишком робок - 4 очка;

он боится быть непонятым - 1 очко.

8. По-вашему мнению, низкий лоб человека означает:

глуповатость - 1 очко;

упрямство - 2 очка;

не может сказать о человеке что-либо конкретное - 4 очка.

9. Что вы думаете о человеке, который не смотрит в глаза другим:

у него комплекс неполноценности - 1 очко;

он неискренен - 4 очка;

он слишком рассеян - 2 очка.

10. Человек с высоким достатком всегда покупает дешевые вещи. Вы думаете:

он бережлив - 4 очка;

он скромен - 2 очка;

он скряга - 1 очко.

Сумма набранных очков сравнивается с интерпретацией:

35 и более очков. Вам очень легко составить мнение о человеке. Вам достаточно посмотреть на кого-либо, и вы уже знаете, что он за птица. Кроме того, вы можете сразу же сообщить ему свое мнение, так как убеждены, что не ошиблись. Но даже если это и так, поразмышляйте: разумно ли говорить каждому, что вы о нем думаете? Этим вы вряд ли что-то измените, скорее - вызовете раздражение. Или вы хотите показать, что вас никто не сможет «водить за нос»?

От 26 до 34 очков. Вы умеете объективно оценивать ситуации и окружающих. У вас действительно есть «нюх» на людей, и для вас не составит сложности угадать характер человека. Из вас вышел бы отличный психолог. Вы не позволяете себе принимать на веру чужое мнение, предпочитаете сами убедиться, каков человек, которого вы оцениваете. Это очень хорошее качество для педагогов и руководителей. Если вы поймете, что ошиблись, то не побоитесь признать это.

От 16 до 25 очков. Вы, как правило, не бываете уверены в своем мнении, легко принимаете постороннюю точку зрения. Таким образом, ваша наблюдательность притупляется, и все это в конце концов может привести к тому, что вы вообще не сможете сформулировать свое самостоятельное мнение. Попытайтесь хоть раз по-своему оценить другого человека.

15 и менее очков. Вы нередко готовы поверить кому бы тони было. Вы чрезвычайно доверчивы и судите о людях лишь по внешним признакам. Когда же впоследствии оказывается, что ваша оценка была совершенно ошибочной, вы изумляетесь и расстраиваетесь. Вас ждут ошибки, которые вы совершите по одной и той же причине - из-за неверной оценки людей…Занятие по профориентации Быть или не быть психологом?

5. Подведение итогов занятия.

А теперь вернемся к вопросам, на которые отвечали в начале занятия. Все утверждения были ложными. Чем больше отрицательных ответов вы дали, тем больше вы знаете о профессии психолога. Надеюсь, наша сегодняшняя встреча приоткрыла некоторые тайны этой увлекательной профессии. Буду рада, если кто-то из вас решит связать свою жизнь с психологией.

Литература:

1. Грецов А. Г. Практическая психология для девочек. - СПб.: Питер, 2008

2. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. - СПб.: «Речь», 2005

3.Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2001.

Интернет-ресурсы:

Lenawk.blog.ru/79244179.html


© 2010-2022