- Преподавателю
- Школьному психологу
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Брынских К.Г. |
Дата | 24.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
-
Каким должно быть поведение ученика, чтобы он сдал единый государственный экзамен максимально успешно?
-
Какие психологические качества ему для этого требуются?
-
необходимо определить для себя, какой результат является желаемым и реально достижимым;
-
высокая мобильность, переключаемость;
-
высокий уровень организации деятельности;
-
высокая и устойчивая работоспособность;
-
высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
-
четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
-
сформированность внутреннего плана действий.
Направления деятельности психолога при подготовке к ЕГЭ
-
Психолог занимается выявлением детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ, возможно на протяжении всего обучения в школе.
Диагностическая работа
-
Проведение методик, опросников, анкет.
Коррекционно-развивающая работа
Исходя из результатов диагностики учащихся школы, развивающая работа ведется по трём основным направлениям:
-
развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
-
снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;
-
развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля;
-
обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
-
повышение сопротивляемости стрессу.
Форма: Проводятся тренинги.
Индивидуальная и групповая консультативная работа.
Её задачи:
-
Оказание помощи при трудностях в обучении, общении или психическом самочувствии.
-
Обучение навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития.
-
Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
Психопрофилактическая работа
Задачу психопрофилактической работы: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием. Это могут быть следующие направления работы:
-
обучение психической саморегуляции;
-
формирование уверенности в своих силах;
-
выработка навыков мобилизации в стрессе;
-
развитие творческого потенциала.
Психологическое просвещение
Задачи:
-
создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в работе с учащимися, имеющими трудности обучения;
-
вооружение учащихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;
-
информирование учащихся и их родителей о процедуре проведения ЕГЭ
Упражнение «Эксперимент»
Инструкция: Сейчас мы с вами попробуем побыть на месте выпускников. Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его ниже. Время выполнения задания 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения задания. Это задание - модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено.
О стрессе
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации.
Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.
Советы родителям
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего!!!
-
Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
-
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и не мешать ему.
-
Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
-
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
-
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
-
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он - самый любимый, и что все у него в жизни получится!
-
Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Питание
-
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
НОЧЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ
-
Крахмальные продукты - макароны, рис, картофель и хлеб подойдут отлично и помогут спокойно спать.
-
Стакан молока - теплого или холодного - тоже поможет вам уснуть.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗАВТРАК
-
Утром перед экзаменом ешьте что-нибудь с высоким содержанием белка и клетчатки: яйца, фасоль или грибы на тосте, тост с медом или овсянку, мюсли, пару бананов, изюм или фруктовый молочный коктейль.
Режим дня
-
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40 - 50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10 - 15 минут.
-
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим!