Практико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьми

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Щекотихина И.В. МБОУ лицей № 40 г.Орла

МБОУ ЛИЦЕЙ №40








Практико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьми


(для педагогов дополнительного образования)






Подготовила и провела:

педагог-психолог

Щекотихина И.В.







ОРЕЛ 2015

Практико - ориентированный семинар

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ


Цель: знакомство педагогов с методиками изучения интересов и способностей школьников.

Задачи:

  • формирование представления о педагогической диагностике, требованиях к ее проведению;

  • знакомство с методиками выявления интересов и развития способностей школьников.

Материалы: фломастеры, карандаши, листы бумаги; плакат с изображением ладони; бланки методики диагностики одаренности для педагогов и родителей «Карта интересов для младших школьников», методики изучения и развития творческого поведения детей, памятка педагогам.


Ход семинара


Мотивационный блок (2 -3 минуты)

Используете ли Вы в своей работе различные диагностические методики? С какой целью? Какие диагностические методики вы применяете?

Информационный блок (5-7 минут)

Педагогическая диагностика - совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия

Педагогическая диагностика - неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития. Оно также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся, степенью освоения ранее преподанных знаний, умений, навыков. Отсутствие учета этих факторов вызывает затруднения в процессе освоения новой информации, новых приемов познавательной деятельности, их согласования с теми, которые должны были быть освоены ранее.

Педагогическая диагностика подразумевает постоянное изучение и оценку динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.

Педагог всегда в какой-то мере исследователь и по профессиональной обязанности, и по совести, и по познавательной потребности и интересам. Например, чтобы добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, современный учитель-воспитатель изучает новинки психолого-педагогической литературы, постоянно наблюдает за динамикой физического и духовного развития своих учащихся - каждого в отдельности и всего класса как социальной единицы (группы, коллектива). Всестороннее изучение индивида и группы особенно необходимо тогда, когда педагог работает с ними впервые. Педагог постоянно следит за беспрерывно меняющимися условиями педагогического процесса. Более того, "сканирование" (от англ. scan - поле зрения) за педагогической ситуацией в учебно-воспитательной работе является неотъемлемым компонентом успешной деятельности учителя и воспитателя. Кроме того, учитель воспринимает из разных источников и аккумулирует в себе широкий круг новой информации по смежным наукам, искусству и культуре вообще, технике, политике и даже хозяйственно-бытовым вопросам, перерабатывает ее. Т.е. анализирует, систематизирует, обобщает, рекомбинирует и оценивает как средство профессиональной деятельности с тем, чтобы потом этот переработанный и осмысленный материал наиболее выгодным образом использовать в практической работе как компонент педагогической технологии.

Педагогическая диагностика - это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:

  • изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;

  • диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;

  • изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;

  • личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;

  • нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.

(Педагогам раздаются памятки с требованиями к проведению диагностических процедур.)

Педагогические методики выявления интересов и склонностей школьника покажут степень проявления ребенком потенциальных возможностей и качеств, что может стать основой для психологической и педагогической коррекции.

Практическая часть (30 минут)

Существует ряд методик, позволяющих диагностировать интересы и склонности учащихся. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.


  • Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей «Карта интересов для младших школьников»

(Педагогам раздаются бланки с описанием методики и вопросами теста.)

Данная методика предназначена для изучения направленности интересов младших школьников. Она представляет собой опросник, включающий 35 вопросов, предполагающих положительный или отрицательный ответ.

Давайте попробуем выделить сферы интересов, которые может определить данный опросник.

(Учителя предлагают свои варианты ответов.)

С помощью этого опросника можно определить семь сфер склонностей ребенка:

  1. математика и техника;

  2. гуманитарная сфера;

  3. художественная деятельность;

  4. физкультура и спорт;

  5. коммуникативные интересы;

  6. природа и естествознание;

  7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.


  • Анкета «Мой досуг»

Также для выявления интересов и склонностей школьников можно использовать анкеты, методики неоконченных предложений. Вот примерный перечень вопросов:


Продолжите предложение:

  • Мое свободное время - это …

  • В свободное время я обычно …

  • Мне нравится, что в свободное время …

  • Я посещаю кружок (секцию и т.п.) ____й год ____ раз в неделю.

  • Основные увлечения в моей семье …

  • Всей семьей мы …

  • Я мечтаю о том, что в свободное время …


  • Методики изучения и развития творческого поведения детей

В психологической диагностике существует большое количество методик, позволяющих исследовать и развивать творческие способности детей. Мы с вами познакомимся с набором простых творческих заданий, позволяющими изучить и развить творческие способности детей. Применение этих заданий не требует от Вас большой специальной подготовки. Достаточно попробовать ответить самому! Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь - это увлечь ребят процессом творческой игры. Получаемые данные о детях имеют не диагностический, а ориентировочный характер. Они не могут служить окончательным критерием уровня их творческого развития, и не могут применяться для какого-либо отбора в специальные творческие группы.

(Педагогам раздаются бланки с заданиями.)


Употребление предметов


Инструкция: Напишите все возможные виды использования "ботинка", причем могут быть и необычные виды применения.

Незавершенные фигуры


Инструкция: Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия.

Рис.1. НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ФИГУРЫ

Практико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьми

Практико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьми

Решение необычных проблем


Инструкция: Подумайте и напишите, что Вы будете делать в случае, если:

  • все люди на Земле станут легкими, как пушинки?

  • все люди смогут в любой момент и на любом расстоянии читать мысли друг друга?

Обсуждение:

  • Трудно ли было выполнять творческие задания?

  • Будете ли Вы их применять в своей работе?

Заключительная часть (8-10 минут)

Письменная рефлексия «Все у меня в руках»

Цель: установление обратной связи, анализ информации.

Материалы: плакат с изображением ладони.

Демонстрируется плакат с изображением ладони. Большой палец - «Больше всего понравилось», указательный - «Я узнал для себя», средний - «Мне не понравилось?», безымянный - «Идеи на следующий семинар», мизинец - «Мне здесь не хватало…».

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на вопросы.

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

Карта интересов для младших школьников


Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью-с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка - с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.


Лист вопросов


Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;

  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

  3. петь, музицировать;

  4. заниматься физкультурой;

  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

  7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

  8. играть с техническим конструктором;

  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

  10. самостоятельно рисовать;

  11. играть в спортивные, подвижные игры;

  12. руководить играми детей;

  13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

  14. ходить в магазин за продуктами;

  15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);

  21. убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

  22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

  23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

  24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

  25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

  27. ухаживать за домашними растениями;

  28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

  31. участвовать в постановке спектаклей;

  32. заниматься спортом в секциях и кружках;

  33. помогать другим людям;

  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;

  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов.

В клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.


Дата__________

Фамилия, имя___________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов


Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  1. математика и техника;

  2. гуманитарная сфера;

  3. художественная деятельность;

  4. физкультура и спорт;

  5. коммуникативные интересы;

  6. природа и естествознание;

  7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Памятка педагогу


«Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур»


1. Педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, чуткости к ребенку, обязательно его согласия и предрасположенности.

2. Педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно.

3. Перед проведением педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и психологически подготовлены к тому, чтобы воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений и переживаний.

4. Во время проведения диагностических процедур необходимо исключить всякое постороннее влияние или взаимовлияние учащихся, для чего при тестировании рассаживать их за отдельные парты.

5. Работа с тестами должна проводиться в абсолютной тишине.

6. Учитель, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического исследования, могут быть использованы только для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Конструктивные, поддерживающие и гармонизирующие творчество детей,

личностные ориентации педагога:


  • поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

  • не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

  • уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была "глупой" или "неправильной" - не подавлять ее своим "правильным" отношением и мнением;

  • предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

  • безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

  • не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то "не так", и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

  • творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

  • не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

  • больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

  • развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

  • поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

  • для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические "творческие" методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира.

Источник: Мотков О.И. Развитие творчества у детей // Дополнительное образование, 2000, №4.


Методики изучения и развития творческого поведения детей

Творческие задания

Показатели креативности, используемые в методиках:

а/ продуктивность - общее число ответов в виде словесных ответов, картинок, идей и т.п.;

б/ гибкость - число ответов разных категорий (однотипные ответы принимаются за один ответ);

в/ оригинальность - число редко встречающихся в группе испытуемых ответов, например, ответ встречается не более чем у 1 человека в группе из 10 человек.

Задания можно предъявлять детям, начиная со 2 класса, а рисуночные задания и задачу "Скрепки" - с 6 лет. Время их выполнения не ограничивается, что позволяет ребенку глубже войти в творческий процесс, больше отдаться ему, так как никто не подгоняет и не давит на психику требованием скорости работы (что имеет место во всех тестах интеллекта) или ограничением времени выполнения.

Употребление предметов


Инструкция: Напишите все возможные виды использования "ботинка", причем могут быть и необычные виды применения.

Далее предлагается для ответов другой предмет, например, "кастрюля".

Определяются показатели: продуктивность, гибкость и оригинальность (подсчитывается число ответов по каждому показателю).

Примерные уровни выполнения задания


Начиная с 9 лет

Уровень

Продуктивность

Гибкость

Оригинальность

Суммарный результат

Высокий

7

6

3

15 и более

Средний

5

4 - 5

2

10 - 14

Низкий

менее 5

менее 4

менее 2

менее 10

Для детей 7 - 8 лет

Высокий

5

4

2

11 и более

Средний

3

2

1

5 - 6

Низкий

менее 3

менее 2

менее 1

менее 5


Данные по "ботинку" и "кастрюле" усредняются.

Незавершенные фигуры


Инструкция: Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.

Рис.1. НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ФИГУРЫ

Практико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьми

Практико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьми

Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.

Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.

Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.


Рассказ по картинке

Практико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьмиПрактико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьмиПрактико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьмиПрактико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьмиПрактико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования Диагностическая работа с детьми


Инструкция: Посмотрите на картинку! Расскажите, пожалуйста, прошлое, настоящее и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.

Экспериментатор показывает сначала несколько картинок. Испытуемый может выбрать из них для рассказа любую. После рассказа по первой выбранной картинке он выбирает следующую. Записываются ответы испытуемого. Оцениваются продуктивность (объем) рассказа и его оригинальность.

С 9 лет дети уже могут записывать свой рассказ на листе бумаги, а затем прочитывать его вслух. Это облегчает работу экспериментатора.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий - С 9 лет - есть прошлое, настоящее и будущее в рассказе, более 3 предложений. Есть необычный сюжет, общая идея. 7-8 лет - более 2 предложений, есть прошлое, настоящее и будущее, есть необычный сюжет и идея.

Средний - С 9 лет - 2-3 предложения, нет оригинальности сюжета. 7-8 лет - 1-2 предложения, нет интересного сюжета.

Низкий - С 9 лет - 1 предложение, нет оригинальности сюжета. 7-8 лет - нет предложений.

Данные по обеим картинкам усредняются.

Решение необычных проблем


Инструкция: Подумайте и напишите, что Вы будете делать в случае, если:

  • все люди на Земле станут легкими, как пушинки?

  • все люди смогут в любой момент и на любом расстоянии читать мысли друг друга?

Оцениваются продуктивность и оригинальность ответов.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий - С 9 лет - развернутый рассказ, не менее 3 предложений. Необычные, но в то же время логичные действия. Может быть дано несколько их вариантов. 7-8 лет - 2 и более предложений, есть оригинальность мыслей.

Средний - С 9 лет - не более 2 предложений. Неоригинальные и не очень логичные действия, среднее чувство ситуации. 7-8 лет - не более 1 предложения. нет оригинальности представлений.

Низкий - С 9 лет - не более 1 предложения . Не вошел в ситуацию. 7-8 лет - нет предложений.

Данные по обеим ситуациям усредняются.

Задание "Четыре скрепки"


Инструкция: Вам выданы 4 скрепки. Составляйте из них различные фигуры, картинки. Зарисовывайте условно длинными, "огуречными" овалами каждую картинку и подписывайте ее придуманным Вами названием.

Определяются продуктивность, гибкость и оригинальность ответов. Обычно общее время работы не превышает 10 минут.

Экспериментатор приносит с собой коробку со скрепками и раздает их участникам работы, каждому по 4 скрепки. В любом рисунке должно быть использовано 4 скрепки - не больше и не меньше. Не допускается разгибание скрепок.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий - С 9 лет - более 15 сюжетов, более 12 сюжетов разных категорий, более 7 из них - оригинальных.

7-8 лет - более 10 сюжетов, более 7 - разных категорий, более 4 оригинальных.

Средний - С 9 лет - 10-15 рисунков, из них 7-12 - разнокатегорийных и 4-6 - оригинальных.

7-8 лет - 5-10 картинок, 3-7 разнокатегорийных, 2-4 оригинальных.

Низкий - С 9 лет - менее 10 сюжетов, менее 7 разнокатегорийных, менее 4 оригинальных.

7-8 лет - менее 5 картинок, менее 3 разных категорий, менее 2 оригинальных.

Для детей 6 лет значения уровней 7-8-леток уменьшаем всякий раз по каждому показателю на 2.

Составление предложений из слов


Инструкция (с 9 лет): Составьте осмысленное предложение из слов "трактор", "Луна", "весло". Запишите его. Затем составьте предложение из новых слов "масло", "фонарь" и "верблюд". Также запишите его.

Далее экспериментатор просит составить маленький рассказ, в котором используются все 6 заданных слов, но с новым содержанием рассказа и предложений, и записать его.

Для 7-8-леток - даются первый раз 2 слова ("машина", "Луна") и второй раз 2 слова ("масло" и "фонарь"). Затем предлагается составить рассказик с этими четырьмя словами.

Он, конечно же, может включать и другие слова. Заданные слова можно использовать в любой форме: уменьшительной, множественном числе и т.п.

Определяются: осмысленность, логичность и оригинальность предложений и рассказа.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий - логичность и осмысленность обоих предложений и рассказа, оригинальность не менее 2 ответов (всего 3 ответа - два предложения и один рассказ).

Средний - логичность всех трех ответов, но нет их оригинальности.

Низкий - нелогичные случайные предложения или их отсутствие, нет оригинальных ответов.

Анализ всех данных по 6 заданиям


Уровни, полученные по всем 6 заданиям, обобщаются следующим образом:

Высокий в целом - в случае, если 3 или более заданий сделано на высоком уровне; остальные - на среднем.

Средний в целом - если сделано на высоком уровне - 0-2 задания, на среднем - 2-6 заданий и на низком - не более 3 заданий.

Низкий в целом - если на высоком уровне не сделано ни одного задания, на среднем - не более 2 заданий, на низком - 4 и более заданий.

Приведенные в заданиях уровни имеют ориентировочный характер и не могут быть основой какого-либо "диагноза" об уровне развития творческих способностей. Многое зависит от текущего психического и физического состояния испытуемого, его сиюминутной направленности, особенностей характера (неуверенность, высокая тревожность, настороженность и скованность, забитость и задерганность авторитарными родителями и т.п.), силы желания участвовать в эксперименте. Только многократное участие клиента в выполнении сходных с предложенными заданий, а также заданий других типов, может дать надежные данные о развитии его творческих способностей при имеющемся характерологическом и эмоциональном индивидуальном статусе.

© 2010-2022