Статья на тему Психологическое сопровождение патриотического воспитания детей, лишённых родительского попечения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение патриотического воспитания детей, лишённых родительского попечения.

Любить свою Родину -

значит пламенно желать видеть в ней

осуществление идеала человечества

и, по мере сил своих, способствовать этому.

/Белинский В.Г./


Патриотическое воспитание - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки детей к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детстве. Оно складывается из чувства любви к близким людям, дому, родному краю и народным традициям.

Каждый человек приходит во взрослую жизнь из детства, и от того, каким было это детство, зависит дальнейшее будущее каждого человека.

В зависимости от того, какие изменения претерпевает семья, в условиях которой проживает ребёнок, формируется его личность. И каждая такая личность - это представитель будущего поколения.

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».

Как уже отмечено выше, залогом успешного формирования гармонично развитой личности, являются определенные благоприятные условия семейного воспитания. То есть, это любовь, забота, уважение, следование определённым семейным традициям, преемственность поколений и т.д.

Через любовь к близким, своему дому, своему городу, ребёнок учиться любить свой народ, свою страну. У ребёнка постепенно формируется ощущение принадлежности к своей стране, своему народу.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, зачастую лишены возможности быть любимыми своими близкими и любить своих близких.

Находясь определённый период своего детства в социально-неблагополучных условиях, ребёнок не то что не задумывается о каких-то идеалах, он просто пытается выживать в сложившейся ситуации. Вместо формирования чувства любви, ощущения защиты, опоры, у маленького человечка формируется ощущение своей ненужности, никчёмности, безысходности, а впоследствии, чувство агрессии. То есть, в социально-неблагополучных условиях у ребёнка формируются совсем другие «ценности».

Если говорить о гражданственности, как о черте личности, которая заключает в себе внутреннюю свободу, уважение к себе, к своему народу, любовь к Родине и т.д., то у детей, оказавшихся в неблагополучных социальных условиях, такая черта личности сформироваться, в принципе, не может.

У них нет положительного внутреннего образа, ощущения себя, как частички единого целого, например, семьи, в впоследствии, и государства, нет ощущения причастности к сегодняшнему дню и гордости за те события, которые были в стране прежний период.

Отсутствие внутреннего положительного образа, препятствует формированию положительного внутреннего регулятора таких сложных процессов, которые способствуют появлению чувства патриотизма, желанию что-то созидать не только для себя лично, но и для своей страны в целом.

Такие дети теряют доверие к взрослым, потому, что изначально сталкиваются с предательством, возможно даже насилием с их стороны.

Всё это, в совокупности, влечёт за собой формирование социально незрелой личности. Такие люди, в последствии, живут примитивными потребностями и инстинктами.

Наша задача, как педагогов, создать в нашем учреждении детям, пережившим социально-опасное положение, благоприятные условия для их развития и формирования у них определённых нравственных ценностей. Кроме того, не допустить формирование равнодушного или предвзятого отношения подрастающего поколения к патриотическим идеалам.

Наши воспитанники, зачастую, не знают элементарных вещей о традициях своего народа, не имеют представления о судьбоносных событиях в истории своего родного города, своей страны, своих соотечественников.

Вместо этого, у многих из них, не смотря на юный возраст, уже достаточно сформировано представление о том, что государство им должно и обязано(!) за то, что им с детства пришлось столкнуться с определёнными жизненными трудностями. Трудно сказать, что является первопричиной такого потребительского отношения. Возможно сама, сложившаяся десятилетиями, система интернатных учреждений, которая предполагала «слепое» обеспечение таких детей самым необходимым - пищей, одеждой, лечением, начальным общим образованием. Но, при этом, нравственные ценности, как бы отходили на второй план.

Человек, личностные характеристики которого сориентированы только на потребление, не способен успешно адаптироваться в социуме. Его потребительская модель поведения рано или поздно приводит к тому, что у него не складываются отношения с окружающими, в семье, в работе. Такие люди, группируясь, ведут асоциальный образ жизни, а их дети, впоследствии, так же, с большой долей вероятности, могут остаться без родительского попечения.

Чтобы этого не допустить, в нашем учреждении создаются определённые условия, которые способствуют гармоничному развитию личности каждого воспитанника. Неотъемлемой частью является нравственное и патриотическое воспитание.

В рамках этого направления, мы работаем над тем, чтобы препятствовать формированию потребительского отношения к своему государству. Ведь государство - это мы сами. Чтобы что-то периодически требовать от государства, нужно туда периодически вкладывать - свой труд, свой опыт, своё, участие, свои знания, умения и т.д.

Кроме того, посредством совместной работы всех педагогов учреждения, мы формируем у детей потребность знать и уважать традиции своего народа, беречь и приумножать культурные ценности, уважительно, толерантно относиться к ценностям, традициям и культуре других народов и государств. Так как любая наша деятельность, должна на выходе стремиться к созиданию.

Формирование активной жизненной позиции у воспитанников нашего учреждения осуществляется через комплекс различных мероприятий. Перечислять их, наверное, не стоит, так как все без исключения, образовательные и воспитательные учреждения проводят у себя подобные мероприятия.

Психологическое сопровождение патриотического воспитания осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника, и направлено на то, что бы каждый ребёнок, не зависимо ни от чего, проживал в учреждении в условиях психологического комфорта, имел возможность принять посильное участие в каждом из таких мероприятий, не зависимо от возраста и других особенностей.

Большая работа проводится в рамках формирования толерантного отношения к особенностям окружающих. Толерантность, то есть принятие, терпимость к особенностям другого человека или группы лиц, напрямую связаны с тем, что бы не допустить формирования иждивенческой позиции - «Вы все нам должны и обязаны потому, что…».

У многих воспитанников, помимо неприятия и агрессии на своих близких за сложившиеся обстоятельства (пьянство родителей со всеми вытекающими последствиями и пр.), присутствует агрессия на всех взрослых в целом, якобы, все виноваты, что именно с ним это случилось. А именно, поэтому, теперь все такому ребёнку должны…

Так же, в нашем социуме десятилетиями позиционируется покровительство «сироте», то есть, «сироту» всегда все жалели, что-то давали, всячески помогали и т.д. Это, в целом, правильно, но во всём нужна мера.

Это как притча про голодного - можно угостить его рыбой, а можно подарить удочку и научить рыбачить. В нашем социуме долгое время «сироте» только давали, не принимая во внимание то, что может наступить такой момент, когда возле «сироты» не окажется никого, кто имел бы возможность ей/ему подать.


Умение планировать свою жизнь, нести ответственность за свои поступки, иметь стремление к самовоспитанию, саморазвитию, самодисциплине, придерживаться активной жизненной позиции, способствующей духовному росту и дальнейшему всестороннему развитию - вот то, чему мы учим воспитанников, над формированием чего наш педагогический коллектив непрерывно работает.

…Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …

4


© 2010-2022