- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья: Близнецы в школе
Статья: Близнецы в школе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ларина А.С. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
БЛИЗНЕЦЫ В ШКОЛЕ
Раздельное обучение способствует развитию личности близнецов, разделение пары может стать важной частью их психологической реабилитации.
Соперничество между близнецами - одна из распространенных причин раздельного обучения. Следовательно, когда соперничество имеет место, стоит рассмотреть вариант обучения близнецов в разных классах.
Хотя разделение близнецов не является обязательным условием обучения или психологической коррекции их поведения, существуют определенные ситуации, в которых оно является единственным решением уже возникших или потенциальных проблем. Типичная ситуация - если близнецы слишком зависят друг от друга и принимают близко к сердцу, когда одного из них как-то выделяют. Например, если учитель обратился к одному из близнецов, второй делает что-то, чтобы перевести его внимание на себя. Лучшим ответом на такое поведение может быть разделение близнецов по классам, но если подобная ситуация имеет место и дома, нужно принимать дополнительные меры.
Еще один случай, когда разделение необходимо - это если близнецы сильно мешают друг другу проявлять активность. Например, один из них ни за что не приступит к выполнению следующего задания, пока не убедится, что второй тоже закончил предыдущее. Многие взрослые замечали у близнецов такое поведение и вынуждены были решать, допустимо ли оно в данном случае, или сильно мешает как самим близнецам, так и всему классу. Хотя в последней ситуации разделение может оказаться полезным, нужно задаться вопросом: почему такое происходит? Возможно, у близнецов настолько низкая самооценка, что они боятся сделать что-то по-своему? Или, может быть, другие дети постоянно сравнивают близнецов и ожидают от них совершенно одинаковых поступков?
Возможность разделения близнецов по классам стоит рассмотреть, если: один ребенок заметно превосходит другого по способностям; один ребенок считает себя неудачником; отношения между близнецами носят деструктивный характер; близнецы настолько зависят друг от друга, что неспособны общаться с другими детьми; наблюдается соперничество, при котором целью одного из детей становится превзойти своего соблизнеца; близнецы поляризуются (становятся противоположностями друг друга); близнецы вмешиваются в дела друг друга, например, один ребенок постоянно докладывает родителям о достижениях и успехах соблизнеца.
Иногда один близнец подавляет другого, а тот, вместо того чтобы бороться за себя, старается уклониться от соперничества. Ему нужно было дать возможность быть самим собой без постоянного сравнения с близнецом.
Пара близнецов своим поведением может мешать работать на уроке не только друг другу, но и всему классу. В том числе и тем, что у близнецов есть свои собственные формы общения, непонятные окружающим. Движение глаз или кивок может передавать сообщение (или ответ на вопрос учителя) от одного к другому.
Иногда стоит разделять близнецов не только в школе, но и дома. Сначала им может не понравиться такое нововведение, но постепенно мальчики оценят преимущества ситуации, когда каждому из них достанется безраздельное внимание родителей. Одевать детей дома по-разному, если есть форма вышить инициалы. Близнецы сначала могут решительно отвергнуть идею учиться в разных классах, поэтому сначала их стоит разделять только частично. Когда занятия проводятся по группам, их нужно определять в разные группы, а уже позже можно разделить их и по классам. Возможно они впервые в жизни начнут заводить собственных друзей.
Некоторые близнецы стремятся не только выглядеть похоже, но и поступать одинаково. Это может привести к тому, что более способный ребенок начинает получать плохие отметки только потому, что хочет учиться, как его менее способный соблизнец. В таких случаях особенно важно помочь менее способному ребенку найти собственные интересы или таланты и показать, как высоко вы их цените.
Иногда близнецы становятся слишком зависимы друг от друга. К психологу пришли восьмилетние братья. Когда к кому-то из них обращались с вопросом, отвечал только один. Второй ждал, когда брат ответит, и ни разу не попытался вмешаться. Первый все больше принимал на себя роль лидера, а его брат становился ведомым. И снова постепенное разделение помогло избавиться от проблемы.
Независимо от того, вместе или раздельно обучаются близнецы, к ним нужно всегда относиться как к отдельным личностям, в то же время, не стараясь сравнивать их между собой.
Типы близнецов и учеба в школе
Исследователи предлагают классифицировать близнецов по трем основным категориям: крайние индивидуалисты, в меру зависимые и тесно связанные. Вот их отличительные черты.
-
Крайние индивидуалисты:
-
Общаются каждый со своими друзьями, общих друзей не имеют.
-
Играют в основном поодиночке.
-
Прерывают общение с соблизнецом, если тот добивается успеха.
-
Ведут себя противоположным образом, доходят до крайностей (хороший и плохой близнец).
-
Между близнецами существует излишнее соперничество.
-
Относятся друг к другу с неприязнью.
-
Отказываются одеваться одинаково.
-
Стараются подчинить себе соблизнеца.
-
В меру зависимые:
-
Имеют друзей как общих, так и собственных.
-
Им хорошо как вместе, так и по отдельности.
-
Поддерживают друг друга.
-
Развиваются как уникальные личности с собственной идентичностью.
-
Могут либо разделять интересы соблизнеца, либо иметь свои собственные.
-
Тесно связанные:
-
Не любят разлучаться, хотят быть вместе основную часть времени, либо постоянно.
-
Отзываются на имена друг друга или на общее имя (например, «Близняшки»).
-
Не умеют различать свои отражения в зеркале.
-
Говорят на близнецовом языке («криптофазия»).