Психологическое сопровождение учащихся перед Единым Национальным Тестированием

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Авторская программа «Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса перед экзаменами и ЕНТ»

Автор: Корнева С.А.

Психолог Архангельской СШ






2014 г.

Пояснительная записка

В жизни каждого школьника рано или поздно наступает период выпускных экзаменов, который сопряжен с огромной умственной, эмоциональной и физической нагрузкой. Безусловно, главной целью в течение всего учебного года является успешная сдача экзамена. А результат ЕНТ зависит не только от интеллектуальной, но и от психоэмоциональной готовности учащихся.

Психологическая поддержка выпускников во время сдачи ЕНТ- это важный фактор психоэмоциональной подготовки.

Цель работы психологической службы в данном случае - формирование умений и навыков тактики адекватного уравновешенного поведения участников педагогического процесса в период подготовки к Единому национальному тестированию, т.е. научить выпускников методам поведения в стрессовых ситуациях, показать возможные сценарии выхода из них.

Психологическое сопровождение при подготовки к ЕНТ будет эффективным, если в нем будут задействованы все субъекты учебного процесса не только учащиеся, но и родители, и педагоги. Таким образом в процессе сопровождения психологом оказывается консультативная помощь родителям и учителям в период сдачи ЕНТ.

Данная программа предполагает работу по трем направлениям:

- коррекционные занятия, консультирование, индивидуальные беседы, групповая работа с учащимися;

- консультативная, профилактическая работа с родителями;

- просветительская и консультативная помощь педагогам-предметникам по организации стратегии подготовки к ЕНТ;

Основные формы работы:

- групповые занятия - практикумы;

- индивидуальные беседы;

- треннинговые занятия;

- лекции;

- разработка рекомендаций для учащихся, педагогов, родителям.

Первая часть программы охватывает 2 полугодие в 10 классе. Данная часть предполагает проведения диагностических исследований, необходимых для заполнения индивидуальных карт сопровождения учащихся перед ЕНТ (приложение 1). В начале следующего учебного года заполняется индивидуальная карта сопровождения на каждого выпускника

Вторая часть посвящена уже практической деятельности со всеми субъектами процесса подготовки.



План

психологического сопровождения субъектов

учебного процесса перед ЕНТ


Первая часть (конец 10 класса)

форма работы

участники

цели и задачи

сроки

примечание

1

диагностическое исследование

10 класс


изучение индивидуального стиля деятельности

январь

Дифференцированно-диагностический опросник Е.А. Климова

2

определение профессиональных интересов

февраль

«Анкета Интересов» А.Е. Голомштока

3

определение типа личности

март

Опросник Дж. Холланда

4

изучение направленности личности

апрель-май

ориетационная анкета Б. Басса

5

определение типа мышления

методика «Тип мышления»


Вторая часть

форма работы

участники

тема

цели и задачи

сроки

примечание

1

мини-лекции

учащиеся

«Правильная подготовка»

информировать об эффективных способах подготовки к экзаменам.

сентябрь

приложение 2

2

обсуждения

родители, учащиеся

«Процедура ЕНТ»

сформировать знания о процедуре проведения процесса тестирования; ознакомить с правилами и заполнения бланков.

сентябрь


3

диагностика

учащиеся

Определение группы риска перед ЕНТ

выявить детей групп риска при подготовке к ент

сентябрь-октябрь

приложение 3

4

групповая работа

11 класс

«мои планы на будущее»

оптимизировать настрой тревожных учащихся

октябрь

техника «Коллаж»

5

круглый стол

педагоги-предметники

«Подготовка к ЕНТ»

ознакомить педагогов с индивидуальными особенностями учащихся 11 класса; выработать формы и методы эффективной подготовки к ЕНТ.

октябрь


6

семинар-практикум

родители

«Управляем эмоциями»

ознакомить родителей со способами эмоциональной поддержки учащихся, снятию напряжения.

октябрь


7

Треннинговые занятия

учащиеся

«Управляем эмоциями»

психологическая подготовка учаеников к процедуре сдачи экзамена

октябрь-декабрь


8

Индивидуальная работа

«группа риска» перед ЕНТ


поддержка и укрепление «веры в свои силы»; выработка индивидуальных рекомендаций поддержки.

в течение года


9

родительское собрание

родители

«Вместе весело шагать»

общие рекомендации по подготовке; определение методов и приемов заучивания материала; саморегуляция при стрессе.

январь


10

Мини-лекция

учащиеся, родители

«Что мы едим?»

информирование о продуктах, повышающих умственную деятельность и подготовку к ЕНТ

февраль


11

Консультирование

учащиеся, родители, педагоги


решение возникающих трудностей

в течение года


12

Групповая работа

учащиеся

«Повышаем устойчивость к стрессу»

укрепление уверенности, снятие напряжения, релаксация

апрель-май


13

Мониторинг

учащиеся


отслеживание результатов пробного тестирования с целью индивидуального консультирования

в течение года





Приложение 1

Индивидуальная карта психологического сопровождения

подготовки к ЕНТ

ФИ учащегося

Учащийся 11 класса

Классный руководитель: ФИО

Направленность личности: ___________________________________________

Уровень работоспособности: _________________________________________

Уровень самооценки: _______________________________________________

Уровень личностной тревожности: ____________________________________

Суицидальная направленность личности: ______________________________

Уровень развития внимания: _________________________________________

Уровень развития памяти: ___________________________________________

Тип мышления: ____________________________________________________

Выбор 5 предмета: _________________________________________________

Выбор профессии: _________________________________________________

Профессиональные склонности

Интересы_________________________________________________________

Результаты пробного тестирования:

дата/

предмет






казахский язык






русский язык






математика






история Казахстана






по выбору






общий результат






Примечание:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2


Мини-лекция

«Правильная подготовка»

Цель: информировать учащихся о методах и приемах подготовки к экзаменам, повышению работоспособности; ознакомления с приемами концентрации внимания и улучшения памяти.

Контингент: учащиеся 11 класса

Лекция:

Подготовка к экзаменам включает в себя ряд разделов:

1 раздел: Как подготовиться психологически
- Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
- Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
- Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

2 раздел: Режим дня.

Раздели день на три части:
- готовься к экзаменам 8 часов в день;
- занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй - 8 часов;
- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

3 раздел: Питание.

Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

4 раздел: Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность

По мимо выше изложенного не маловажную роль играют наши познавательные процессы.

1) Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Выполни два любых упражнения:
- посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево - вправо (15 секунд);
- напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- нарисуй квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

2) Как запомнить большое количество материала Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли - это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

3) Как развивать мышление. 1. Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
3. Развивать мышление - это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления - необходимое свойство мышления.
7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления - свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

4) Некоторые закономерности запоминания. 1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу
4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
5. Если работаешь с двумя материалами - большим и поменьше, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

5) Условия поддержки работоспособности. 1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4. Минимум телевизионных передач!

Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливать и не перечитывать написанное, не останавливать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас.

Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или негромких фоновых звуков - приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п.

Успешность выполнения заданий работы на экзамене вы обеспечите правильным подходом к использованию своих знаний и умений, своих психологических ресурсов.

Надеемся, что предложенные выше рекомендации помогут вам в успешной подготовке и сдаче единого национального тестирования .

Успехов вам!






Приложение 3



Анкета "Определение детей группы риска перед ЕНТ"

Анкета «Определение детей группы риска» Анкета разработана в рамках курсов по психологической подготовке к ЕНТ.
Анкета предназначена для экспресс- диагностики, позволяющей выявить детей групп риска при подготовке к ЕНТ.

Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям и родителям.
Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

№/п

Утверждение

Да

Нет

1.

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого

2.

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

3.

Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других

4.

Всегда и во всем исполнителен

5.

Часто бывает несдержанным

6.

Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко

7.

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно

8.

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

9.

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому

10.

Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном

11.

Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки»

12.

При выполнении какой-либо работы может делать ее то очень быстро, то медленно, постоянно отвлекаясь

13.

Выполненную работу обычно не проверяет

14.

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.

15.

При выполнении какой-либо работы очень быстро устает

16.

Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты

17.

Часто бывает неаккуратным

18.

При необходимости поменять вид работы или рол деятельности делает это с трудом

19.

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо

20.

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

21.

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы

22.

В работе часто бывает небрежен

23.

Всегда стремится получать только отличные оценки

24.

Всегда и во всем медлителен и малоподвижен

25.

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее

26.

Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

27.

Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех

28.

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

29.

Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо

30.

Равнодушен к оценке своей работы

31.

Заранее свои действия планирует с трудом

32.

Часто жалуется на усталость

33

Все делает медленно, но основательно

КЛЮЧ:

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Инфантильные
дети

1,8,13,30

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

12, 19,21,31

Тревожные дети

2, 10,14,29

Астеничные дети

15, 25, 28, 32

Неуверенные дети

3, 6, 9, 20

Гипертимные дети

5,7, 17,22,26

Отличники и перфекционисты

4, 16,23,27

Застревающие дети

11, 18,24,33













Приложение 4



© 2010-2022