Описание психолого-педагогических технологий в работе психолога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание психолого-педагогических технологий в работе

Участника конкурса «Педагог года 2016»

В номинации «Педагог-психолог года»

Лебедевой Ирины Юрьевны

педагога-психолога МБОУ школы-интернат «Горизонт» города Тюмени

Сегодня мире существует много психолого-педагогических технологий как в работе с детьми, с семьями так и в работе с педагогическим коллективом. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяю трем технологиям это:

  1. Арт-терапия;

  2. Игровая технология;

  3. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Что бы разобраться, почему же именно данные технологии я использую в своей работе окунемся в мир теории. Кто же такие детки с ограниченными возможностями здоровья? Это те детки которые имеют качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. При данном нарушении страдает не только интеллект, но эмоции, воля, поведение, физическое развитие (Л.И.Акатов «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы» - М: Владос 2008). Для детей данной категории характерно недоразвитие познавательных интересов, они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании окружающего мира (М.К.Акимова «Психокоррекция умственного развития школьников»/ М.К.Акимова, В.Т.Козлова - М: Академия 2002). Такие детки испытывают большие трудности в восприятии пространства и времени. У них большие проблемы со вниманием: малая устойчивость внимания, трудности в распределении и переключении внимания. Отличительной черной их мышления является не критичность, они не умеют самостоятельно планировать свою деятельность и тем более оценивать ее результаты. В связи с этим их больше привлекает та деятельность которая не требует волевых усилий, а основывается на подражании и импульсивных поступках. Всё это оказывает большое влияние на характер их учебной деятельности (В.В.Лебединский «Нарушение психического развития в детском возрасте» Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.).

Типологические и личностные особенности школьников с недостатком интеллекта, различная степень их самостоятельности в деятельности от меня как специалиста требует дифференцированного подхода, в частности, в качественном подборе и разработке как индивидуальных так и групповых занятий. Это связано с тем, что у детей неустойчивое внимание и им нужно подбирать более интересный материал. В связи с этим в ходе занятия использую игры и сказки, а так же элементы арт-терапии.

Исходя из вышесказанного основной целью моей работы является социализация и адаптация детей с ОВЗ в обществе. Реализация цели достигается при помощи следующих задач: преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности; развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы; развитие коммуникативных навыков; овладение навыками адаптации учащихся к социуму; формирование положительной мотивации к обучению; создание условий для развития сохранных функций; развитие творческого потенциала учащихся.

А также в своей деятельности я делаю упор на концепцию федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. И согласно ФГОС формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

И так переходим к технологиям:

Чем мне нравится арт - терапия, тем что она не имеет противопоказаний, она может быть использована не только в психотерапии, но и в педагогике и социальной работе, помогая узнать больше как о самих себе так и об окружающих. Согласно Фрейду внутреннее «Я» человека оказывается в визуальной форме каждый раз, когда он спонтанно что то рисует или лепит, а изобразительное искусство, имея много общего с фантазиями и сновидениями, исполняет роль, которая компенсирует и снимает психическое напряжение. Еще арт-терапию в научно-педагогическом понимании рассматривают как метод развития и изменения личности, группы или коллектива, с помощью разных видов и форм искусства и творчества. Хотя творческие цели и имеют большое значение, все таки для меня первое место занимаю терапевтические цели. Она дает возможность к безболезненному доступу к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывает массу удовольствия, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и сниженную сопротивляемость изменениям. У детей через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Еще арт - терапия является ресурсной, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. В своей работе арт - терапию использую не только как основной метод, но и в качестве одного из вспомогательных методов. Занятия по своей структуре бывают структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается мной, и по окончании занятия обсуждаются тема, манера исполнения и т.д. При неструктурированных занятиях ребенок самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Преимущества ми данной технологии считаю: позитивный эмоциональный настрой ребенка; выражение чувств на символическом уровне; Облегчение процесса коммуникации.

Данная технология способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

Вторая технология которой я пользуюсь в своей работе это игровая, так как она один из основных видов деятельности человека на ряду с трудом и ученьем. Игровая технология это единство развивающих возможностей для формирования личности обучающихся средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей.

По сути своей игра, представляет из себя, «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. А еще игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно и конструктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в свою точку зрения и опровергать другие). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях. В занятиях с детьми я использую следующие функции игровой деятельности: социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм и правил поведения в социуме); развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную (освоение конструктивных навыков общения, усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;); терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения); коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей).

Преимущества ми данной технологии считаю: активизация и интенсификация процесса обучения; воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности; гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных); моделирование практически любого вида деятельности.

Данная технология способствует: коррекции эмоционально-волевой сферы, развитию конструктивных навыков общения в социуме, снижению тревожности, оптимизации агрессивности.

Третья технология информационно-коммуникативные (ИКТ). Данная технология способствует развитию когнитивных процессов, и позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. В работе с детьми с ОВЗ применение компьютерных технологий позволяет использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными; задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал; оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков; интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей. Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.

Преимущества ми данной технологии считаю: огромный интерес у детей; широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, динамика в смене изображения, экономия временных ресурсов); доступ к разнообразным источникам информации (интернет); большой интерес детей к современным информационным технологиям (а, следовательно, это можно использовать для повышения учебной мотивации); наличие компьютерных развивающих тренажеров; высокое качество и наглядность стимулирующего материала.

Данная технология способствует: развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

Вывод: таким образом использование выше перечисленных технологий в своей деятельности является важными и необходимыми способами изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья. В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации. Хочется сказать, что «обучение (в нашем случае - сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».

(И.Г. Песталоцци).

Педагог-психолог МБОУ школы-интернат «Горизонт» города Тюмени

Лебедева Ирина Юрьевна Страница 5


© 2010-2022