Коммуникативный тренинг общения Учимся общаться

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммуникативный тренинг общения

Тема: Учимся общаться!

Занятие 1: Общение. Особенности взаимодействия с окружающими.

(1 час 30 минут)

Цель: развитие навыков коммуникативной компетентности.

Средства: стулья (по количеству участников), магнитофон, аудио записи(ритмичная музыка), элементы костюмов (местные жители, археологи) и декорации для игры «Джунгли»


План занятия

Этап занятия

Задачи

Методы

Продолжи-

тельность




1.

Начало занятия

  • Формирование мотивации к участию в занятии

  • Актуализация знаний по теме занятия

  • Обсуждение домашнего задания

  • Создание проблемной ситуации по теме занятия



20 минут




2.

Разминка

  • Снятие напряжения

  • Тренировка умений распознавать невербальные компоненты общения



Упражнение «Найди пару»




10 минут


3.

Работа по теме занятия

Развитие умений распознавать невербальные сигналы в общении и эффективно их транслировать


Игра «Джунгли»


40 минут



4.



Разминка

  • Снятие напряжения

  • Сплочение группы


Игра «Мишки - обнимашки»



10 минут




5.

Завершение занятия

Совершенствование навыков вербального выражения чувств


  • Обсуждение


10 минут



1.Начало работы

Информационное вступление на тему «Что такое общение».

Инструкция:

«Ребята! Мы все являемся социальными (общественными) существами, поэтому взаимодействие с окружающими - необходимая часть нашего существования.» Мы постоянно находимся в окружении разных людей. Среди них есть самые близкие люди: родители, друзья, любимые, а есть люди, с которыми нам приходится сталкиваться в коллективе при выполнении совместных задач, например, в учёбе. Стиль взаимодействия с этими людьми может быть разным, он зависит от характера человека, его уменя общаться, от того, насколько мы знаем данного человека. На этом занятии мы поговорим о разных сторонах общения, поучимся эффективно взаимодействовать с окружающими.

Что такое общение?

Общение - это процесс взаимодействия конкретных личностей.

Любое общение начинается с установления контакта. Прежде чем вступить в контакт с партнёром, человек «считывает» информацию: зрительную, слуховую и т.п., после чего мы внутренне перерабатываем полученную информацию и получаем ответ, как вести с данным человеком. Для того, чтобы расположит собеседника к себе, вызвать его доверие и интерес, в распоряжении человека имеются вербальные и невербальные средства коммуникации. К невербальным средствам принято относить улыбку, контакт глазами, организацию пространства общения(дистанцию). К вербальным - комплименты, «ритуальные» фразы, вопросы. Это можно предствать в виде схемы:

Вербальное общение = слова

Невербальное общение = выражение лица, поза тела, жесты, походка, дистанция, контакт глаз, тон, интонации.

К элементам, составляющим общение, можно отнести: тело (движения, внешний вид, форма); ценность - представление о том, что должен делать человек, а что окружающие его люди; органы восприятия: глаза, уши, нос, рот и кожа; способность говорить: голос, слова; интеллект - переживания, знания человека.

Таким образом, чтобы эффективно общаться, человек должен уметь внимательно слушать собеседника(активное слушание), представлять себе внутренний мир другого человека, уметь вставать на его позицию, сопереживать и понимать его. Уметь разрешать возникающие конфликтные ситуации или предупреждать их, аргументировать свою точку зрения, уметь принимать решения и нести ответственность за их последствия.

2.Разминка

Упражнение «Найди пару»

Участники располагаются на стульях, расставленных по кругу. По сигналу ведущего нужно поменяться местами. Для этого предварительно, без слов, необходимо установить контакт глазами и договориться с партнёром. Необходимо чётное число участников.

3.Работа по теме занятия

Игра «Джунгли»

Группа делиться на две части. Одна подгруппа играет роль археологов, другая - роль местных жителей.

Первая подгруппа играет роль заблудившихся археологов. Они выполняют следующую инструкцию.

Группа археологов отправилась на поиски древнего города и заблудилась в джунглях. Они не смогли добраться до назначенного места встречи, где должен был ждать вертолёт. Окружающая густая растительность не дала им возможности связаться с оставшейся частью группы. Когда в начале экспедиции археологи летели к месту назначения, то видели сверху населённый пункт и реку. Когда их спасут, неизвестно, поэтому они решают пробраться в сторону реки и населённого пункта. Через некоторое время они приходят в населённый пункт, но обнаруживают там только пустые хижины. Очевидно, местные жители ушли на охоту.

Задание 1. Выбрать вождя. Вождь должен провести обсуждение проблем, которые могут возникнуть в данной ситуации. Выбрать помощников вождя, ответственных за питание, охоту, наблюдение, защиту, от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а так же парламентёров для общения с местными жителями.

Вторая подгруппа играет роль местных жителей. Местные жители проживают в бамбуковых хижинах. Они промышляют охотой и рыболовством, корнями растений. У них есть вождь, помощники вождя, ответственные за питание, охоту, наблюдение, защиту от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а так же парламентёры для общения с археологами. Они должны наладить быт, после чего собраться и уйти на охоту.

Задание 2(для обеих подгрупп). Местные жители возвращаются с охоты и видят непрошенных гостей в своих хижинах. Возникает конфликтная ситуация. Местные жители могут не могут понять объяснений заблудившихся археологов, так как говорят на своём наречии.

Задача археологов - вступить в контакт с помощью мимики и жестов, показать свои добрые намерения, извиниться за незаконное вторжение и попросить приютить их на время.

Задача местных жителей - решить, что им предпринять в этой ситуации: выгнать непрошенных гостей или разрешить остаться. Обсудить условия присутствия гостей в их поселении, если будет принято решение дать заблудившимся приют.

По завершению игры каждая группа участников составляет резолюцию, где формирует свои условия эффективного общения, и представляет её к обсуждению.

4. Разминка

Игра «Мишки - обнимашки»

Ведущий задаёт вопросы, например: «Кто любит кажу», «Кто не любит физику?» и.т.д.

Участнки, в ответ на вопрос, группируются и обнимаются, подтверждая свою общность.

5. Завершение работы

Ведущий организует обсуждение новых впечатлений, полученных на занятии. Обязательно обращает внимание на моменты, вызвавшие наибольшие затруднения в ходе занятия и предлагает подумать, каким образом, в дальше1шем, их возможность преодолеть.

Занятие 2: Этапы общения

(1 час 30 минут)

Цель: ознакомление с этапами процесса общения и условиями его эффективности в контексте собственного стиля.

Средства: стулья (по количеству участников), магнитофон, аудио записи(ритмичная музыка), карточки с заданиями(для 6 этапа)


План занятия

Этапы занятия

Задачи

Методы

Продол

жи -

тельность

1.

Начало занятия

Формирование мотивации к участию в занятии

Разъяснение

5 минут

2.

Работа по теме занятия

Развитие навыков установления коммуникативного контакта

Упражнение «Взаимодействие»

15 минут

3.

Разминка

Разрядка

Игра «Запрещенное движение»

5 минут

4.

Работа по теме занятия

- Выявление условий оптимизирующих коммуникативное взаимодействие

- Развитие навыков поддерживающего общения

  • Упражнение «Безоценочное общение»

  • Упражнение

  • «Мнения и замечания»

  • Упражнение«Помогающее общение»

35 минут

5.

Разминка

  • Разрядка

  • Развитие моторики

Игра «Палочки»

5 минут

6.

Работа по теме занятия

Тренировка конструктивных способов выхода из взаимодействия

  • Упражнение «Конструктивный отказ»

  • Упражнение «Приём гостей»

20 минут

7.

Завершение занятия

Совершенствование навыков вербального выражения чувств

Обсуждение

5 минут

1.Начало занятия

Любое общение-это процесс, а каждый процесс имеет свое начало, основное содержание и завершение. Так и общение обязательно предполагает:

1.Установление контакта;

2.Продолжение и поддержание контакта;

3.Завершение контакта.

Весь процесс общения и каждый его этап имеют свои особенности, знание которых позволит сделать общение успешным. К сожалению, некоторые люди либо не знают об этом, либо пренебрегают этими знаниями.

На нашем занятии сегодня мы раскроем часть этих особенностей на собственных примерах общения в группе.

2.Работа по теме занятия

Упражнение ''Взаимодействие''

Один участник выходит за дверь. Ему необходимо (задание на выбор)

- что-то рассказать;

- убедить кого-либо из участников группы переместиться в пространство комнаты;

- вызвать на разговор как можно больше людей (решить свою проблему, прояснить что-то непонятное и т.д.).

Остальные участники должны выбрать себе стиль поведения и вести себя в процессе всего упражнения соответственно выбору:

- стараться снизить значимость темы, действий или личности вошедшего ;

- ''перевести'' тему разговора в «свое русло»

- постараться ''вывести собеседника из себя'';

- быть нейтральными;

- всячески помогать собеседнику;

- и др.

Процесс повторяется с другими участниками.

Комментарий. С ребятами необходимо обсудить: как окружающие оказывают влияние на говорящего(обращающегося к ним)? Что препятствует началу общения?

После игры проводится обсуждение.

3.Разминка

Игра ''Запрещенное движение''

Участники занимают свое место в комнате, но так, чтобы видеть ведущего и иметь свободное пространство вокруг для движений.

Участники должны повторять все движения за ведущим, кроме одного. Нарушивший правила дважды выбывает из игры.

Игру желательно проводить под музыку.

4.Работа по теме занятия

Упражнение «Взаимодействие», которое мы выполняли, служит своеобразной иллюстрацией помех при установлении контакта в общении. Мы выяснили, что для установлении контакта важен взаимный настрой, желание, и недостаточно желания одной из сторон.

Далее мы с вами попробуем выявить условия, помогающие поддерживать контакт в ходе общения.

Упражнение «Безоценочное общение»

Группа делиться на пары. Партнёрам надо попытаться рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Комментарии. Необходимо обсудить вопросы. Какие были трудности? Что помогало избегать оценочных высказываний? Какие новые качества в себе открыли?

Упражнения «Мнения и замечания»

Участники делятся на группы по три человека. Из них два участника будут играть роль собеседников, а третий - наблюдателя процесса общения.

Собственникам надо обменяться мнениями: по поводу погоды, о знакомом, о возвращении вечером домой, о любом уроке и т. п. По очереди они высказывают насколько замечаний друг к другу об одежде, чертах характера и . т.п.

Комментарий. Необходимо обсудить вопросы: Был ли это процесс обмена мнениями или выводов и заключений по поводу..? Что помогало преодолеть желание сделать выводы? Какой новый опыт получен при помощи тренировки безоценочного обмена мнениями?

Какие чувства вызывают замечания? Что удерживает от желания прервать контакт? В каких члучаях общение прерывается?

Упражнения «Помогающее общение»

Участники делятся на группы по три человека. Два из них - собеседники, третий - наблюдающий за процессом общения. Первый собеседник рассказывает о своей проблеме, второй внимательно слушает, проявляет своё участие, желание помочь. Проблемы могут быть как учебные. Так и возникающие при общении с родителями, ровесниками или юмористические.

Комментарий. Необходимо обсудить вопросы: Что помогало или мешало понять проблему? В каких формах чаще проявлялись участие и помощь? Что помогало продлить контакт? Что больше всего раздражало рассказчика? Какие личные возможности в общении отметили все участники?

5.Разминка

Упражнения «Помогающее общение»

Участники располагаются на стульях по кругу и начинают передавать предмет по кругу, зажав его различными частями тела, меняя их. При падении предмета «виновники» выбывают

6.Работа по теме занятия

Умение завершить общение также чрезвычайно важно. Многие не раз испытывали скуку, когда разговор затягивался, и ваше впечатление о человеке и настроение сильно портились.

Комментарии. Ведущий предлагает обменяться подобным опытом и рассказать о своих ощущениях: Какие чувства возникали в этих ситуациях? Что мешало завершить процесс общения? Что помогало собеседнику навязывать разговор? Какие способы могут оказаться полезными в этих случаях?

Поэтому, очень важно не только устанавливать контакт, но и завершать его.

Упражнения «Конструктивный отказ»

Участники должны деликатно отказать друг другу в чём либо. Это может быть отказ выполнить какую либо просьбу или принять чьё-либо предложение. Необходимо «прорепетировать» конструктивный выход из ситуации общения. Каждый выбирает себе роль персонажа из сказки или литературного героя и играет от его имени. Группа разбивается на пары первый симпатизирует другому, оказывает знаки внимания активен в общении, но второму это не нужно. Как выйти из этой ситуации, каждый решает сам, без посторонней помощи.

Возможно проиграть 2-3 ситуации разного характера(ситуация оговаривается в парах, затем проигрывается перед зрителями).

Комментарии. Ведущий организует обсуждение вопросов: Каковы были чувства героев в процессе коммуникации? Какие чувства «выгоднее» вызвать, а какие чреваты неприятными последствиями?

Систематизация приёмов конструктивного выхода из коммуникации.

Упражнения «Приём гостей»

Ведущий предлагает участникам вспомнить ситуации, в которых иногда хочется отказаться от приёма гостей(собирается придти человек с которым хочется поддерживать только деловые отношения; дома «неблагоприятная атмосфера», никого не хочется видеть и т.п.).

Участники в игровой ситуации должны договориться и разыграть несколько сюжетов, в которых используются конструктивные формы отказа. Затем ведущий раздаёт парам карточки с заданиями, которые так же нужно разыграть. Например: подруга(друг) просит вас сопровождать её(его) на свидание, вы отказываетесь.

Комментарий. Ведущий организует обсуждение вопросов: Какого роль позиции партнёров, их личностных особенностей, стереотипов поведения.

7.Завершение занятия

Ведущий организовывает обсуждение новых впечатлений.

Занятие 3: Слушание в общении

(1 час 30 минут)

Цель: составить представление о сущности и значимости слушания в процессе общения; развитие навыков слушания в процессе общения..

Средства: стулья (по количеству участников), магнитофон, аудио записи(ритмичная музыка), картинка (для 5 этапа)


План занятия

Этапы занятия

Задачи

Методы

Продол

жи -

тельность

1.

Начало занятия

- Формирование мотивации к участию в занятии

- Актуализация знаний по теме занятия

Тест

15 минут

2.

Разминка

Снятие напряжения

Игра «Броуновское движение»

10 минут

3.

Работа по теме занятия

Развитие навыков слушания в процессе восприятия и общения

- Анализ логических высказываний

- Игра «Испорченный телефон - 1»

30 минут

4.

Разминка

- Снятие напряжения

- Развитие умений распознания невербальных сигналов в общении

Игра «Разговор через стекло»

10 минут

5.

Работа по теме занятия

Выявление условий эффективного слушания

Игра «Испорченный телефон -2»

15 минут

6.

Завершение занятия

Совершенствование навыков вербального выражения чувств

Обсуждение

10 минут



1.Начало работы

Эффективность процесса общения, коммуникаций во многом зависит от умения слушать. Слушание - это такой элемент речевой коммуникации, который в наибольшей степени достоит того, чтобы уделить ему внимание.

Тест на понимание сущности процесса слушания

Прочитайте каждое утверждение и скажите, согласны вы с ним или нет.

1.Умение слушать развивается естественно

2. Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать.

3.Способность слышать в значительной степени определяет способность слушать.

4.Говорение - более важная часть процесса коммуникации, чем слушание.

5.Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой деятельности.

6.Слушание - это непроизвольный автоматический рефлекс.

7.Люди слушают каждый день. Ежедневная практика устраняет нужду в специальных упражнениях на слушание.

8.Слушание - это только понимание другого человека.

9.Успех коммуникации зависит главным образом от оратора.

10.Оратор может контролировать процесс слушания в аудитории.

Интерпретация. Самым эффективным является результат: ни одно из приведенных утверждений не является правильным, все они - ложны. Желательно обсудить - почему?

2.Разминка

Игра «Броуновские движения».

Участники закрывают глаза и хаотично двигаются в пространстве, вступая в контакт друг с другом при помощи рук. При встрече с партнёрами участники стараются прикасаться руками осторожно, чтобы не причинить вреда и никого не поранить.

3.Работа по теме занятия

Прослушайте короткий текст один раз и как можно быстрее оцените следующие за ним утверждения, как истинные или ложные [31].

Текст

Торговец только что выключил свет в магазине, когда появился какой-то человек и потребовал денег. Владелец открыл кассу. Содержимое кассы было собрано и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно.

  1. Человек появился сразу после того, как владелец выключил свет в магазине (Ложно, так как ''торговец'' не обязательно ''владелец магазина'').

  2. Грабитель не требовал денег (Истинно, так как не сказано, что ''человек, который потребовал денег'' и ''грабитель, который поспешно скрылся'' - одно и то же лицо).

  3. Владелец магазина собрал содержимое кассы (Ложно, так как не сказано, кто именно собрал содержимое).

  4. В кассе были деньги, но не сказано сколько (Ложно, ''содержимое'' - не обязательно деньги).

В событии принимал участие полицейский (Ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа).

Вывод: слушать необходимо учиться! Но, прежде всего, надо обратить внимание на недостатки традиционного слушания:

  1. бездумное восприятие, когда звучащая речь, музыка являются только фоном для какой-нибудь деятельности (особенно часто так слушают радио, занимаясь домашними уроками);

  2. обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

  3. аналитическая узость восприятия, то есть неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Игра ''Испорченный телефон - 1''

Участники располагаются на стульях по кругу. Водящий говорит соседу на ухо, например, значительно длинную фразу о событиях, известных всем присутствующим; фразу со сложными деепричастными оборотами и т.д. Сосед передает услышанное дальше. И так далее по кругу.

Осенью, когда очень часто идут дожди, на улицах сырость и слякоть, люди неохотно выходят на улицы, спешат на автобус или трамвай, которые, вследствие этого, бывают абсолютно переполнены.

После игры необходимо провести обсуждение:

  • почему получится именно такой результат?

  • Какие нужно выбирать фразы, чтобы все могли их правильно понять и передать без искажения?

  • Предложить рассказы собственные примеры, которые привели к необычным результатам (смешным, печальным).

Комментарий. Легче понимается и воспроизводится текст, простых или знакомых предложений.

Ведущий предлагает участникам сформулировать собственные советы о том, как избежать искажений в общении.

4.Разминка

Упражнение «Разговор через стекло»

Группа разбивается на пары. Первым номерам даётся задание без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснить у первых задание по математике. Первые номера не должны знать, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. Затем проводится обсуждение, смогли ли участники понять друг друга и договориться.

5.Работа по теме занятия

Упражнение «Испорченный телефон - 2»

Все (или несколько человек) выходят из комнаты. Заходит первый участник. Ведущий вошедшему показывает картинку, рассмотрев которую, он словестно описывает её следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший предлагает(не видя картинки) следующее услышанное описание.

Обсуждение. Почему искажён смысл? Как это происходило?

Комментарий. Для большего эффекта и тщательного анализа(если на это способна и настроена группа) можно процесс записывать на магнитофон. В результате рефлексии группа совместно с ведущим систематизирует выводы.

Например:

- Слушание граничит с пониманием

- Слушать и слышать не совсем одно и то же.

- Фильтром при передаче информации является избирательное восприятие.


6.Завершение занятия

Ведущий организует обсуждение. Зачитывает в завершение «смешинку» о неудачной коммуникации.

1.Капитан, вызывая адъютанта:

- Как Вы знаете, завтра произойдёт солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, что в таком случае оставьте людей в казарме.

2.Адъютант - дежурному сержанту:

- По приказу капитана завтра произойдёт солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, то тогда это явление состоится в казарме.

3. Дежурный сержант - капралу:

- По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в форменной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме на счёт этого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день.

4. Дежурный капрал - солдатам:

- Завтра в 5 часов капитан произведёт солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день.

5. Один солдат - другому:

- Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведёт затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в форменной одежде, а это бывает не каждый день.

© 2010-2022