Особенности социализации и профориентации слабослышащих учащихся в условиях общеобразовательной школы

Жесточайшие условия рынка труда первыми ударили по самой социально незащищенной категории населения - по инвалидам. В частности по инвалидам детства по слуху, т.е. - неслышащим. Даже в лучшие времена у них был не большой выбор специальностей, а в кризисной ситуации совсем сузился. Следовательно, правильный выбор профессии для глухих имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Одна из задач школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную, а главное востребованную проф...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности социализации и профориентации слабослышащих учащихся

в условиях общеобразовательной школы


Хозова М. А.,

Педагог-психолог МОУ СОШ№1


За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению, т. е. инклюзивное образование. Инклюзия предполагает совместное обучение детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения, воспитания. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья создаются условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которого является система профессионального образования и профессиональной адаптации. Профессиональная ориентация детей решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.

Жесточайшие условия рынка труда первыми ударили по самой социально незащищенной категории населения - по инвалидам. В частности по инвалидам детства по слуху, т.е. - неслышащим. Даже в лучшие времена у них был не большой выбор специальностей, а в кризисной ситуации совсем сузился. Следовательно, правильный выбор профессии для глухих имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Одна из задач школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную, а главное востребованную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе с плохослышахими учащимися. Профориентация для старшеклассников с нарушениями слуха должна не просто занимать важное место в учебно-воспитательном процессе, в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации к жизни, это должен быть ответственный этап школьного обучения, который определяет направление, характер и способ последующей социальной интеграции молодого человека средствами образования (профильного, начального профессионального, среднего профессионального и т.д.). В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению.

Современные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе развития общества. В связи с этим перед педагогом встает необходимость разработать на основании существующих знаний, научных исследований модель адаптированной программы по курсу «Профориентация» для учащихся с нарушением слуха и персональной реабилитацией их с последующей социализацией в современном социально - экономическом, культурно - нравственном и трудовом пространстве.

В настоящее время ученые, занимающиеся проблемами образования глухих и слабослышащих отмечают, что назрела необходимость оптимизации системы работы по профориентации в общеобразовательной школе для детей с нарушениями слуха в условиях рыночной экономики, при которой на первый план должны выдвигаться задачи формирования знаний о развитии рынка труда, профессиональных требованиях, трудовых правах и обязанностях, формирования умений социально-бытового ориентирования, навыков адаптации в процессе трудовой деятельности, осознание профессиональных целей и путей их достижения с учетом своих возможностей и потребностей современного общества. Для решения этих задач глухие и слабослышащие учащиеся старших классов должны быть подготовлены к самостоятельному выбору будущей профессии.

Профессиональную ориентацию неслышащих в школе нельзя рассматривать вне контекста категории возраста. Еще Л. С. Выготский в 30-х годах XX века говорил о том, что наиболее подходящим возрастом для развития профессиональных интересов и становления профессионального самоопределения является подростковый. Важно учитывать особенности развития личности неслышащего в средних и старших классах (подростковый и юношеский возраст). На современном этапе развития общества возросшие требования производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, особенно старшеклассников, поскольку профессиональные намерения у значительной части школьников не соответствуют их способностям и возможностям.

Несмотря на то, что многие ученые нашей страны и за рубежом (В. Л. Белинский, Э. И. Вийтар, А. П. Гозова, В. Петшак, М. М. Нудельман, Т. Н. Прилепская, B.C. Собкин, К. Meadow, Н. Myklebust и др.) занимались исследованиями особенностей различных аспектов психологии личности учащихся с нарушениями слуха подросткового и юношеского возрастов, проблемы особенностей личностно-профессионального роста глухих и слабослышащих малоизученны.

Среди специфических особенностей формирования личности необходимо отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний - неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка.

Отдельные школьники с нарушенным слухом могут проявлять агрессию, обусловленную зачастую, объективными отрицательными оценками их возможностей со стороны учителя и одноклассников.

Глухие и слабослышащие дети бывают менее социально зрелыми, чем их слышащие сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от общения со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными.

Для неслышащего/плохослышащего ученика построить межличностные отношения особенно важно с педагогом, который является ведущим в формировании оценки одноклассников и самооценки на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов. Приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками может привести к нарушению социальной коммуникации, повышенной раздражительности, невротическим реакциям.

Глухие и слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха: развитие и использование остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации; развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе, через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое.

Учитывая, эти потребности учитель должен быть готов к выполнению обязательных правил:

  • сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка;

  • стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;

  • соблюдать необходимые методические требования;

  • организовывать рабочее пространство ученика с нарушением слуха;

  • включать глухого/слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;

  • решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока.

Для включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательное учреждение необходимо создать специальные условия:

  1. нормативно-правовую базу;

  2. материально-технические, кадровые и методические ресурсы;

  3. социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса.

В процессе обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе необходимо использовать не только основную образовательную программу, но и адаптированные, коррекционные и индивидуальные образовательные программы.

Из опыта работы можно сделать вывод, что при разработке адекватной адаптированной образовательной программы для глухого и слабослышащего ребенка на этапе предварительной подготовки необходимо проанализировать программы для специальных (коррекционных) школ I - II видов с нарушением слуха. Также, при подготовке программы следует учитывать характер особых образовательных потребностей ребенка в зависимости от степени потери слуха, уровня слухового восприятия, особенностей восприятия, воспроизведения речи, специфики психического развития, а также его потенциальных возможностей. При адаптации образовательной программы для определения возможностей и трудностей при освоении учебного материала следует провести обследование уровня сформированности общих и пространственных представлений; особое внимание обратить на уровень речеслухового восприятия и речевого развития глухого/слабослышащего ребенка, а также его коммуникативные возможности. В адаптированную образовательную программу должны быть включены следующие структурные элементы:

  • учебный план (его инвариантная и вариативная части);

  • рабочая программа;

  • расписание занятий;

  • коррекционно-развивающая программа, разработанная исходя из индивидуальных особенностей, специфики уровня слухового восприятия и речевого развития ребенка с разной степенью потери слуха;

  • система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционно-развивающей работы;

  • мероприятия по социализации.

В ходе проведения индивидуальных занятиях с особым ребёнком я рекомендую использовать готовые материалы: «Электронный образовательный ресурс «Мой выбор». Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ». Данный курс содержит обширные текстуальные, иллюстративные, мультимедийные, методические достоверные информационные материалы по профориентации, рынку образовательных услуг и рынку труда в городе, республике, стране. Пособие построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов, образующих логическую структуру, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия. В текстах установлены необходимые гипертекстовые связи.

В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, поэтому желательно использовать компьютер, благодаря мультимедийным возможностям которого ученику становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Вместе с тем, для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков используются новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов. Значительное место в работе со слабослышащим ребёнком должны занимать видеоматериалы, сопровождающиеся покадровыми письменными комментариями, аннотациями или субтитрами. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом ребёнка. К урокам или отдельным темам мною составляются электронные медийные презентации.

При использовании словесных методов обучения (рассказ, беседа, объяснение материала) педагогу необходимо всегда соблюдать правила поведения при общении с учащимися с нарушенным слухом: располагаться так, чтобы лицо было повернуто к источнику света, повторять всю фразу в более медленном темпе, при необходимости писать фразу с последующим одновременным проговариванием и т. п.

В заключении еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, даст положительные результаты.

Список используемой литературы

  1. «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ 2012.

  2. Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ. 2011.


© 2010-2022