Программа по профилактике суицидального поведения у старшеклассников Мы вместе!

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Х.Косиева»












ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ


«МЫ ВМЕСТЕ!»








Автор: Землянская Наталья Александровна

педагог-психолог ,

высшая квалификационная категория






















п. Кетченеры 2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчета Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки.

Суицидальные действия у детей бывают импульсивными, ситуативные и не планируемые заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попытками решить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Данная программа предназначена для организации профилактической коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При ее разработке опирались на приказ Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 31.10.2012 г. № 1055, в соответствии с планом работы Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия на 2012-2013 учебный год, план работы по профилактике суицида среди подростков МБОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Х.Косиева» на 2011-2012 учебный год.

Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий в отношениях между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счет последовательного решения следующих задач:

  1. изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;

  2. выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

  3. изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

  4. создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе гимназии в периоды трудных жизненных ситуаций;

  5. привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка;

  6. приветствие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развития ценностных отношений в социуме;

  7. формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Работа с учащимися, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы ее преодоления;

  2. работа с учащимися, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке;

  3. работа с неблагополучными семьями.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. Принцип ценности личности, заключающейся в самоценности ребенка.

  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Так же позволить организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

















Литература

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

  2. Борщевицкая Л. Психологический час "Как научиться жить без драки" // Школьный психолог, 2006, №10.

  3. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

  4. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2

  5. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

  6. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. - 797 с.

  7. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

  8. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С - П , 2006. - 176 с.

  9. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

Интернет-источники:

  1. [email protected]

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

























ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

«Мы вместе!»

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Подбор и изучение теоретического материала по теме: «Профилактика подросткового суицида».

06 - 08.11.12

Педагог-психолог

2

Сбор банка методик для психодиагностики суицидального поведения у старшеклассников.

09-11.11.12

3

Проведение первичного обследования по опроснику Г.Айзенка и методики «Неоконченное предложение».

12-15.11.12

4

Обработка и анализ первичного психологического обследования учащихся, выявление детей «группы риска».

16-21.11.12

5

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с детьми определившейся «группы риска».

22-23.11.12

6

Проведение классных часов среди учащихся 9 и 11-х классов гимназии по теме снижения предэкзаменационной тревожности.

26-30.11.12

7

Проведение уроков психологии с элементами тренинга «Все в жизни можно исправить, пока ты жив!» с учащимися 9-11-х классов.

03-08.12.12

8

Констатирующий этап проведения диагностики. Проведение рисуночного теста «Ваши суицидальные наклонности» среди учащихся 9-11-х классов.

10-12.12.12

9

Обработка и анализ констатирующего этапа обследования учащихся.

13-17.12.12

10

Проведение уроков с элементами тренинга «Ты не один!» с детьми «группы риска».

18-21.12.12

11

Обработка и анализ констатирующего психологического обследования детей «группы риска».

24--27.12.12

12

Итоговое обследование детей «группы риска». Рисуночный тест «Ваши суицидальные наклонности».

15-18.01.13

13

Посещение семей учащихся «группы риска».

21-25.01.13

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

14

Проведение детско-родительской игры «Знаете ли вы своего ребенка» (в ходе игры дети и родители «меняются местами», пытаются решить проблемы друг друга с точки зрения своего возраста).

28.01-1-4.02.13

Педагог-психолог, активисты детской организации гимназии «Истоки»

15

Организация и проведение конкурса авторских стихотворений среди учащихся 9-11-х классов «Все в твоих руках!»

05.02.13

Педагог-психолог, активисты детской организации гимназии «Истоки»

16

Выступление на родительских собраниях в 9-11-х классах по теме профилактики суицида с мини-лекторием и с элементами тренинга повышения самооценки и регуляции психоэмоциональных состояний.

06-13.02.13

Педагог-психолог, классные руководители.

17

Выступление на педагогическом совете по теме «Профилактика суицида. Рекомендации педагогам».

27.02.13

Администрация гимназии, педагог-психолог.

18

Оформление «Подсказок психолога» по теме «Профилактика суицида» на стенде для педагогов.

13-26.02.13

Педагог-психолог

19

Проведение индивидуальных бесед с детьми «группы риска», их родителями и педагогами.

20

Оформление информации о телефоне доверия на стенде для учащихся.

21

Организация работы почтового ящика «Открытое письмо психологу».

22

Выпуск статьи в районной периодической печати «Берегите своих детей».

23

Экстраполяция опыта работы по теме: «Профилактика суицидальных проявлений у детей и подростков» на районном семинаре педагогов-психологов, социальных педагогов и завучей по воспитательной работе, на заседании районной КДН.

24

Оформление полученных в ходе сбора и апробации материалов и мероприятий программы «Мы вместе!»

27.02-07.03.13


© 2010-2022