• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Семинар-тренинг для классных пуководителей Воспитываем вместе с семьей: Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка в процессе формирования личности

Семинар-тренинг для классных пуководителей Воспитываем вместе с семьей: Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка в процессе формирования личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11




Семинар-тренинг

Для классных руководителей 6-8 классов



Семинар-тренинг для классных пуководителей Воспитываем вместе с семьей: Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка в процессе формирования личности.


Зам.дир.по ВР Шакенова К.М.

Психолог Алимханова М.В.

Дата проведения: 05.01.2010

Место проведения: СШ № 13

Тема. Воспитываем вместе с семьей: Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка в процессе формирования личности.

Цель: необходимость взаимодействия семьи и школы в воспитании ответственности и самостоятельности ребенка в процессе формирования личности

Тренинги для родителей - как форма взаимодействия с семьей в воспитании ответственности и самостоятельности

Задачи: Обосновать необходимость взаимодействия с семьей ребенка в процессе воспитания и формирования личности

Предоставить и отработать техники родительского тренинга

Дать представление о механизмах и структуре таких качеств как ответственность и самостоятельность.

План семинара:

  1. Психологические характеристики семейных взаимоотношений между родителями и детьми Механизмы родительского влияния

(Шакенова К.М., зам дир. по ВР)

  1. Возрастные этапы формирования потребностного цикла ребенка в семье . Четыре грани ответственности(Алимханова М.В.);

  2. Тренинг родительской компетентности (Алимханова М.В.)

I. Психологические характеристики семейных взаимоотношений Механизмы родительского влияния (Шакена К.М, зам.дир. по ВР)

В семье закладываются основы личности ребенка. Значительное влияние оказывает стиль его взаимоотношений с родителями.

Механизмы родительского влияния:

Поощрение и наказание.

Идентификация.

Понимание

Конкретные свойства личности невыводимы ни из свойств его родителей, них из отдельно взятых методов воспитания.

Встречная ролевая взаимопомощь

Ролевое замещение

Ролевое противодействие

Очень важно при воспитании соблюдать два условия; эмоциональный тон взаимоотношений и тип контроля и дисциплины. Эмоциональные взаимоотношения способствуют воспитанию доверия или недоверия, толерантности, осознанию самоценности и уверенности, успешности и толерантности личности.

Задача родителей и педагогов создать условия для развития творческих возможностей ребенка, которые способствуют позитивной социализации. (Доклад прилагается)

II. Возрастные этапы формирования потребностного цикла ребенка в семье. Четыре грани ответственности(Алимханова М.В.).

Каждый родитель согласится , что рано или поздно ребенок должен взять ответственность за свою жизнь полностью в свои руки. Роль родителя перемещается в роль советчика, если удалось установить хорошие и теплые отношения с ребенком в период его роста и взросления. Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.
Четыре грани ответственности:
Реальность
Свобода
Истина
Любовь

Первая грань ответственности - ЛЮБОВЬ!

Ребенок может научиться ответственности только, будучи безусловно любимым. Прежде чем дети смогут научиться ответственности, родители обязаны сделать все возможное, чтобы достичь эмоционально - насыщенной близости с сыном или дочерью.

Ребенок должен понимать:

- родители всегда на моей стороне, даже когда наказывают;
- родители заботятся о моем благополучии, даже когда вводят запреты;
- родители берегут меня, я в полной безопасности;
- родители способствуют развитию моих интересов и увлечений даже тогда, когда спорят со мной.

Любовь родительская должна строиться в гармонии строгости и доброты. Любовь родителей помогает ребенку понять законы жизни - если переступать закон, то следует наказание или негативное последствие.

Подчиняться правилам не приходит произвольно и добровольно. Этому важно обучить детей в семье. Столкнувшись с правилами, зачастую ребенок становится очень недовольным «А почему нельзя!?» В его понимании запрет, закон ограничивает его свободу, вызывает гнев. Это может привести к капризам, хныканью, протестам - «Так нечестно!» Даже возможно ребенок перенесет гнев на самого себя и будет чувствовать себя виноватым, хотя действия родителей были правильны, последовательны и разумны в обучении дисциплины. И только его уверенность в том, что он действительно любим, поможет ему перенести «всю эту несправедливость», смириться с правилами во взаимоотношениях в семье.

Любовь допускает протест против законов, но, тем не менее, учит их соблюдать. Любовь спасет ребенка от самоосуждения, когда он с чем-нибудь не справиться, она убережет его от бунта, ведь правила, не согретые отношениями, часто порождают мятеж.

Любящий родитель сочувствует борениям, в которых рождается ответственный характер ребенка. Чтобы помочь детям принять на себя ответственность, родители должны сами умело сочетать доброту и строгость в семье. Прежде, чем начать обучать ребенка ответственности за свои поступки и устанавливать границы, важно убедиться, что труд по созданию привязанности проведен в полной мере и ребенок убежден в безусловной любви родителей к себе.

Любовь быстро восполнит разрыв в отношениях, который возможен после наказания ребенка.
Бывает, что воспитывая ответственность, ребенок может отвергать любовь родителей. Ненависть ребенка может быть болезненной и для родителей. Но это является частью родительской ноши в жизни. Не прекращайте поддерживать связь с детьми и не избегайте соблюдения правил, по причине боязни встретить ненависть своего сына или дочери.

Для воспитания ответственности важно родителям безусловно любить ребенка и принимать его таким каким от есть, прививать истину - жизненнонеобходимые правила поведения. Но этого недостаточно для того, чтобы воспитать ответственного человека. Если ребенок уверен в любви родителей, обучен всем необходимым правилам жизни, то это еще не залог того, что он буде вести себя так, как вы ожидаете.
Сами по себе любовь и истина не научат ребенка вести себя ответственно. Чтобы родителей не постигло разочарование, важно вводить в воспитание такой необходимый элемент ответственности как свобода.

Свобода позволит ребенку самому делать выбор и нести за него ответственность.

Свобода ребенку нужна по таким причинам:

Во-первых, без свободы нет ответственности. Знать правила это хорошо, но надо еще их испытать, то есть нарушить и узнать, что за этим последует. Ребенок должен обладать достаточной свободой, чтобы отказать в послушании родителям. Если он не может не ослушаться, его характер не развивается. Он просто подчиняется правилам игры, возможно лишь внешне и не становиться цельным человеком. Свобода дает человеку цельность. Полностью поверить в себя можно научиться, лишь обладая свободой выбора. Ребенку надо предоставить свободу выбора, чтобы самому выбирать послушание или непослушание. И если такая свобода выбора предоставляется в семье, то если сын или дочь выбирает «да», то это подтверждается всем естеством и добровольно, исключает внутренний бунт.

Нет никакого смысла воспитывать роботов из детей, не давать им право выбора. Свобода - неотъемлемое условие любви. Свобода лежит в основе всех здоровых отношений.

Во-вторых, ребенку нужна свобода, потому что без нее погибают и любовь, и надежность. Ребенок, который лишен возможности отвергнуть правила, живет в постоянном страхе. Если принуждать ребенка всегда к послушанию через запугивание, то очень скоро он начнет быть терзаем страхом утратить любовь, будет бояться остаться в одиночестве, родительского гнева, агрессии, осуждения. Страх не совместим с любовью, со свободным выбором.

В-третьих, свобода нужна детям для того, чтобы сделав неправильный выбор и получив неприятные результаты, ребенок в этом винил не родителей, а самого себя. Легко оправдать себя, если кто-то другой не понял или поступил неправильно. Важно обучить ребенка брать здоровую вину на себя, если были нарушены установленные родителями правила.

Предоставляя необходимую свободу ребенку, родители научат свое чадо видеть источник своих поступков в самом себе. Желательно последовательно применять заранее оговоренное наказание.

В-четвертых, свободу важно давать детям еще и потому, что все равно родители не смогут полностью и всегда контролировать своих детей. Сам по себе контроль очень разрушителен. Каждое принуждение ребенка без объяснений ему причин для чего это нужно, может обернуться не сильно приятными последствиями для семейной жизни. Искусство воспитания детей заключается в том, чтобы найти правильную причину требования и предложить ребенку поступить, так как необходимо.

Объясняя правила жизни и просто поведения, заведомо надо рассказывать ребенку, что есть два выбора. Обязательно в доступной форме донести, что каждый выбор будет иметь свои последствия для жизни ребенка, а зачастую и для окружающих людей. Предоставьте право выбора! Заставить любой ценой повиноваться - не самый хороший способ в воспитании.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы предоставить ребенку полную, ничем неограниченную свободу. Когда встает вопрос безопасности ребенка, то свобода выбора отходит на второй план. Дайте возможность детям ощутить неприятные последствия ослушания. Но от опасных ситуаций родители должны уберечь своих детей.

Ответственность не есть природное качество, ее надо прививать ребенку через систему воспитания. Здесь важно так отработать свой личный взгляд на воспитания сына или дочери, чтобы ответственность и ее внедрение в жизнь малыша или подростка занимала одно из центральных мест.
Ответственность очень тесно связана со свободой. Свобода - очень сладкое слово, к ней стремиться каждый, малыш или подросток. На первых порах обучения ответственности родители могут встретить бурное сопротивление детей, которые воспримут свою ответственность как нарушение личной свободы. Но родители должны быть тверды и непоколебимы в вопросах обучения ответственности. Если такое получится, то очень скоро ребенок поймет, что быть ответственным не так уж и плохо и не будет избегать ее потому, что ответственность будет давать ему и сладкую свободу. Но здесь важен мудрый подход родителей.

Когда сын или дочь признают реальные преимущества ответственности, они станут вашими союзниками и помощниками.

Генри Клауд и Джон Таунсенд, говоря об ответственности, ее воспитании выделили четыре грани:

Любовь

Истина

Свобода

Реальность

Если ребенок познакомится с этими сторонами ответственности в должной мере и правильной последовательности, то ему безответственность покажется болезненной, а ответственность приятной.
По мере роста и развития детей ответственность входит в их души становиться частью крепнущего характера.

Истина

В воспитании любовь необходима. Ответственность неразрывно связана с истиной. Истина означает признание реально существующих вещей, а ответственность - наше отношение к ним.
Ответственность, как истина, разделяет и проясняет различные явления реальности. Ответственность подчеркивает различие между людьми. В начале у ребенка маленькая ответственность за свою жизнь, но по мере взросления она увеличивается.

Любовь необходима для развития характера, но ее одной недостаточно. Благодаря любви ребенок чувствует себя в безопасности. Но этого мало - он должен узнать истину, познакомится с ответственностью, обязанностями, научиться их исполнять. Неразумно возлагать вину за дурное поведение на человека, незнающего истину. Истина становится руководством, которому человек подчиняется, осваивая житейские правила.

Если родители устанавливают четкие и соответствующие взрасту границы, давая детям ясно понять, что от них ожидается, то дети, подрастая, смогут лучше отвечать на предъявленные им жизнью требования.

Если родители требуют меньше, чем ребенок может сделать, то получиться следующее - незрелость и недостаточные способности к жизнедеятельности. Если вы потребуете слишком много, на что ребенок пока еще не готов, то ответом будет раздражение, либо малодушие.( в конце выпуска перечисление по возрасту возможностей ребенка, за которые он готов нести ответственность).

Важно и то, в какой форме подается ребенку истина - необходимые жизненные правила.

- Правила и требования должны основываться на семейной системе ценностей. Для начала данные ценности должны быть обговорены между родителями и приняты единогласно. ( не секрет что каждый супруг вынес со своей семьи свои ценности, вступая в брык, возможно они нуждаться в изменении и корректировке уже соответственно новой семьи).

- Действовать надо обдумано, а не под влиянием крайних обстоятельств. Ни в коем случае не устанавливать правила для ребенка в порыве гнева.

- Правила нуждаются в повторении для ребенка. Родитель должен удостовериться, что сын или дочь поняли, что от них требуется.
- Важно сообщить ребенку обязанности всех членов семьи и стараться додерживаться их.
-Важно установить грань между общеобязательными правилами предписаниями для конкретных, исключительных случаев.
Перечисление самых необходимых задач, которые родители вправе требовать от детей согласно возрасту ( по книге Генри Клауда иДжона Таунсенд « Как воспитать замечательного ребенка»)

ВОЗРАСТ ЗАДАЧИ

Младенчество Доверие
Зависимость
Привязанность
Физическое развитие (режим еды, отдыха, рост)
Умение ориентироваться и находить объект привязанности
Способность принимать утешение от другого человека

Ранее детство Быстрое физическое развитие и взаимодействие с окружающим миром
Все большая подвижность, ползание, а затем умение ходить.
Исследование окружающего мира, появление любознательности
Первые навыки использование и понимания языка
Развитие способности замечать и признавать границы
В конце периода понимание, что открытое неповиновение бесполезно
Возрастание независимости и отдаленности
Установление правил

Младшая школа Навыки игры, проявление способностей, например к спорту, искусств, музыке…
Новые навыки отношений и взаимодействия с разными людьми
Развитие интеллекта
Привычка соблюдать правила даже в отсутствие властных фигур
Развитие моральных и духовных качеств
Уважение к другим людям и их собственности
Начало сексуального воспитания

Отрочество Необходимость принять изменения своего тела по мере того, как проявляются взрослые физиологически качества
Пробуждение сексуальности
Расширение системы нравственных ценностей, включающей и область секса
Включение в моральное воспитание отвлеченных понятий. Развитие способностей постигать принципы и причины, по которым надо соблюдать правила.
Изменений отношений с родителями в соответствии с возрастанием зрелости
Приобретение большей независимости
Укрепления навыков общения с противоположным полом, первые свидания
Дальнейшее развитие талантов и способностей, обнаруженных на предыдущих стадиях развития
Большая сосредоточенность на личных возможностях и способностях
Проверка и самостоятельная выработка ценностей
Выбор группы сверстников
Значительное влияние сверстников и способность иметь с ними дело
Подготовка к самостоятельной жизни вне дома.

От детей нельзя требовать слишком много потому, что для решения каждой задачи существуют «критические окна» времени. Это связно с ростом и укреплением человеческого мозга.

Например, если период близости прожит в ускоренном темпе или вообще пропущен, то ребенку будет трудно потом его наверстать. Если слишком поздно вводиться дисциплина, то агрессия может выйти из-под контроля и стать неотъемлемой чертой складывающейся личности.

Реальность

Родителям важно показывать детям через наказание реальное устройство внешнего мира. Дети должны с детства знакомиться жизненной действительностью.
А реальность такова, что есть причина и следствие. Каждое действие несет за собой ответное действие. Например, когда взрослый поддается эгоистичному порыву и обижает других, то он может лишиться друзей.
Реальность также включает в себя, что ребенок может и ослушаться. Только испытывая и нарушая границы, дети приучаются ответственности за свою жизнь. И если возникает вопрос, а что делать, когда ребенок переступает границы, то есть нарушая установленные в семье правила? Ответ! Пусть переступает! Родитель должен преподнести урок жизни. Ребенок нарушил, переступил установленные границы, мать или отец по другую сторону уже ждет и показывает, что может произойти, если ты вступаешь не на свою «территорию», «запретную зону». Так постигается ребеночком на собственном опыте важное правило жизни - что человек посеет, то он и пожнет. Чтобы этот закон был понят и прожит в детстве ребенком, родителям важно запастись мудростью и не реагировать слишком эмоционально на негативное поведение детей. Особо важно обращать внимание на слова, обращенные к непослушному ребенку. Ни в коем случае не произносить никаких оскорбительных слов.

Ощутив наличие границ, понесся какую-ту утрату, или, лишившись чего-то очень приятного, ребенок начнет постигать истину:

Безответственность причиняет боль и наносит личный ущерб мне же самому.
Ответственное поведение дает положительные результаты.

На собственной «шкуре», испробовав жизненную реальность, ощутив ее неприятные последствия, ребенок начинает дисциплинировать себя самостоятельно и учиться управлять собственной жизнью.

Важный момент! Если родители заметили малейшие усилие сына или дочери самостоятельно справиться с возникшей трудностью, важно отметить это похвальными, поощрительными словами. В таком случае, не скупитесь на хорошие слова! Положительные слова вовремя порой способны сделать намного больше, чем часовые нравоучительные лекции по поводу поведения ребенка.

Очень хороших результатов в воспитании можно добиться если акцентировать свое внимания на успехах и достижениях малыша, подростка больше, чем на негативных моментах совместного проживания.

Такой подход к воспитанию привнесет в сознание детей, что мир добр, а не злой, что плохих людей меньше, что жизнь прекрасно и всего можно достичь в мире. На этот момент стоит обратить внимание потому, что советская система воспитания была сосредоточена больше на исправление недостатков в детях, чем на раскрытии положительных сторон личности.

Изменилась реальность, должны измениться и подходы к воспитанию.

Также важный момент нового подхода к наказаниям.

Наказания не должны сводиться к угрозам. Не грозите детям последствиями, которые даже не собираетесь или не можете осуществить. Говоря одно и не исполняя его, может привести к тому, что ребенок «запишет» себе: « Можно не обращать внимания на предупреждения, моя жизнь все равно будет не моей проблемой!».

Самое главное в наказаниях - неотвратимость. Родители могут заранее приготовиться к постоянному испытанию ребенком границ. Ребенок, не испытывающий границ дозволенного, не сможет научиться ответственности за свою жизнь.

Чтобы наказание достигло цели, оно должно:

- быть как можно ближе к реальным последствиям. Например, когда ребенок отказывается от еды, он не получит ничего другого в замен, пока не съест или хотя бы не попробует предложенного;

- соответствовать уровню развития ребенка;

- соответствовать «тяжести преступления». За плохое поведения четырехлетнего малыша можно усадить на стул для спокойного сидения на непродолжительное время. Мятеж против мамы - можно лишить на некоторое время любимых игрушек. Поздно возвращающего подростка - лишить общения с друзьями на некоторое время;

- все наказания назначайте с любовью. В качестве наказания недопустимо угрожать лишением любви. Назначая наказание, подчеркивайте, что любите малыша. «Я люблю тебя, но должен сделать следующее…»;

- наказание должно быть определено точно. Угрозы « Ты об этом еще пожалеешь!», «Запомни это, я тебе потом покажу» - ничему не научат ребенка, он не сможет получить важный жизненный опыт - нарушения границ;

- быть гибкими. По мере того, как ребенок взрослеет и становится более ответственным, нужно менять и правила и наказания. Какие-то ограничения можно отменить, если родители уверенны, что ребенок уже справляется самостоятельно с собой, какие-то наказания можно будет убрать из жизни. поскольку важные правила уже освоены. Можно двигаться дальше, обучаться новому в приобретении самостоятельности и ответственности за свою жизнь.

Если процесс обучения самостоятельности не упускать из виду и постоянно иметь у себя на контроле, то ничего сложного не будет в том, чтобы ребенок обучился ответственности за свою жизнь.

Но важно понимать, что по мере взросления детей, родители должны с себя снимать ответственность за жизнь сына или дочери. За частую родители просто не хотят отделаться от этой ответственности. Легче нести порой ответственность за ребенка, чем за свою жизнь. «А что буду я делать?» - могут задаваться некоторые мамы, если не буду отвечать своего ребенка? Родителям важно совершенствоваться и не быть гиперотвественными за жизнь хоть и родного и любимого, но другого человека - своего ребенка.

Не так редко родитель настолько входит в роль попечителя своего ребенка, что не способен увидеть в своем сыне или дочери совершенно другую личность со своими возможностями и желаниями. Такие родители могут продолжать смотреть на своих детей как на продолжение себя, и далеко переступая за возраст детства. Это говорит о том, что родитель не вкладывал себя в развития своей личности.

Итак, четыре фактора воспитания - четыре границы ответственности
Любовь
Истина
Свобода
Реальность,
взятые вместе, создают среду, в которой ваш ребенок сможет научиться ответственности и вплавить ее в свой характер. Если родителям получиться быть последовательными в течении какого - то времени, ребенок станет испытывать границы, протестовать против них, бунтовать, но убедившись в том, что мама и папа сильнее его и упорнее в достижении поставленного, он начнет соблюдать, а затем и самостоятельно научится устанавливать и соблюдать границы своей личности.

Плоды ответственности:
- управление собственной жизнью
- самодисциплина
- свобода
- мотивация

Компоненты ответственности:

1.Понимание задачи.
2.Согласие с поставленной задачей.
3.Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Уровни ответственности:

Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Родитель обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате;
Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Желательно, чтобы контоль и наставление проходило быть в спокойно й и терпеливой манере.
3.Третий уровень: выполняет задание самостоятельно. Если родитель хорошо выполнил условия первых двух уровней.

Условия воспитания ответственности:

- Самоуважение.
- Разумные ограничения.
- Продолжительность и постепенность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Учет особенностей характера.
- Учет личного опыта.

Правила общения, которые способствуют передачи ответственности за жизнь в руки ребенка:

- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».
- Если ребенку трудно и ребенок готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите, т.е. возьмите на себя только то, что он не может выполнить и по мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему ответственность.
- Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

Таким образом, приучение детей к ответственности происходит - как и все в воспитании, - в форме обмена между родителем и ребенком. Дети могут взять на себя ответственности ровно столько, сколько отец или мать готовы отдать.

Надо предоставлять определенную свободу действий детям без опаски и сверхограничений. Это должно начинаться с самого раннего возраста. Среди множества аспектов ответственности особое значение имеют обязанности.

Как выработать самостоятельность и ответственность у ребенка (Практиукум прилагается)

Зачем воспитывать ребенка самостоятельным и ответственным. Нужна ли эта система именно Вам. Где нужна самостоятельность и ответственность ребенка.Почему дети боятся ошибаться. Формирование убеждений детей о себе.

Воспитание самостоятельности: Спокойствие родителей - залог успеха.Как успокоиться самим (сеанс релаксации). Как можно успокоить ребенка. Родители и дети: права и обязанности. Соблюдение постоянства в своих требованиях. Передача ребенку части обязанностей.

Доверие к своему ребенку: Как научиться доверять ребенку. Положительные качества ребенка - опора его воспитания. `Я-высказывания` и `Ты-высказывания`.
Воспитание ответственности: Заключение договора с ребенком. Формирование ответственности за принятое решение. Структура передачи ответственности ребенку, разбор примера.


© 2010-2022