Конференция Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Сегодня конференция посвящена темы «Адаптация».

Цель собрания: проанализировать работу педагогического коллектива в адаптационный период гимназистов.

Задачи:

1. Познакомить педагогический коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.

2. Ознакомить с результатами психодиагностики обучающихся 1-го, 5-го классов.

3. Предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

4. Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с обучающимися.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Поступление в школу или переход учащихся из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, с чем у вас ассоциируется зима? А какие ассоциации мы можем придумать к адаптации?

Пришел ученик к Учителю и начал жаловаться на то, что ему сложно привыкнуть к новым обстоятельствам, сложно себя показать в них.

Учитель молча поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водою. В один он опустил деревянную чурку, в другой - морковь, в третий яйцо, а в четвертый - зерна кофе. Через некоторое время он вынул из котелка то, что положил в них.

- Что изменилось? - спросил Учитель.

- Ничего, - ответил ученик.

Учитель молча кивнул и поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова опустил в один котелок деревянную чурку, в другой - морковь, в третий яйцо, а в четвертый - зерна кофе. Через некоторое время Учитель вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе.

- Что изменилось? - спросил Учитель.

- Случилось то, что должно было случиться. Морковь и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке - ответил ученик.

- Это поверхностный взгляд на вещи, - ответил Учитель. Посмотри внимательнее. Морковь стала мягкой, легко разрушающейся. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо не изменилось внешне, внутри стало твердым. Кофе окрасило воду, придав ей новый вкус и аромат. Вода - это наша жизнь, огонь - перемены, обстоятельства. Морковь, дерево, яйцо и кофе - это типы людей.

Человек-морковь.Таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми, а в момент жизненных передряг становятся мягкими и скользкими.

Человек-дерево. Таки мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях.

Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаливают, делают крепче. Таких людей очень-очень мало.

Человек-кофе. Особые люди, их единицы. Они не только меняются под воздействием неблагоприятных обстоятельств, а извлекают из этого личную пользу, делая жизнь людей вокруг себя счастливее.

А к какому типу людей отнесете вы себя?

Адаптация (отлат. adaptare- приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся - так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Проблема школьной адаптации в настоящее время очень актуальна. Необходимость ее изучения становиться все более очевидной в связи с нарушением психического здоровья детей, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств у детей.

Как утверждают ведущие психологи: школьная адаптация - одна из первых ступенек на пути к успешному обучению и недооценивать ее значение невозможно.

За все время адаптационного периода, перед коллективом гимназии стояли следующие задачи

  • создание максимально благоприятных условий для адаптации детей к гимназии;

  • оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;

  • формирование у детей позитивного отношения к гимназии;

  • развитие у обучающихся социальных и обще учебных навыков.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

И это не просто слова, они подтверждены 9 методиками, которые я проводила с каждым ребенком. За результатом диагностик, можно сделать заключение, что изменения психических процессов личности и познавательных способностей ребенка на достаточном уровне у каждого испытуемого.

Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.

Специалисты в области возрастной психологии утверждают, что основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Такие комфортные условия изо дня в создает первый учитель (Анжелика Валерьевна).

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Своими наблюдениями и результатами работы о развитии социальной сферы ребенка поделится (Юлия Юрьевна).

Результатом адаптации первоклассников является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.

Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными - 5 класс именно такой.

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинают развиваться собственные взгляды, мнение, формируется отношение к самому себе.

Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В тоже время, этот период, зачастую, характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения. В это время закрепляются черты характера, поэтому так важно взрослое окружение ребенка. Ребенок учится устанавливать отношения с другими людьми, существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Результаты диагностических исследований.

Говоря не только о субъективных мнениях, но и опираясь на объективные факты, выделяются следующие признаки успешной адаптации пятиклассников.

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

3. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию.

4. Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.

5.Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Самооценка ребенка все меньше зависит от учебных успехов и все больше - от того, как его ценят и принимают. В это время ребенок как никогда начинает ощущать потребность в позитивной оценке себя со стороны взрослых. А самым значимым и главным этим взрослым для младшего подростка является родитель ( Елена Евгеньевна).

Но, все-таки основные трудности у детей в этот период - в сфере общения с одноклассниками, в умении «занять определенную ступеньку», завоевать статус в группе. Это более важно для ребенка, чем учебные проблемы. Поэтому, задача классного руководителя - выстроить доверительные отношения с каждым ребенком класса, чтобы прийти ему на помощь, в случае необходимости. И именно таким руководителем есть (Анастасия Александровна)

В ходе социальной адаптации не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

Методика «Дерево»

Предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учитель получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок).

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них - разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите ручку и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12 - общительность, дружескую поддержку

№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 - мотивация на развлечения

№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Я не знаю какую фигуру, каких человечков выбрали вы, но я точно знаю, что каждый из вас очень значимая фигура для наших детей.

По данным опроса учащихся, учителя читающие предметы в 5 классе: добрые, внимательные, красивые, веселые и дисциплинированные. Одним из обладателей этих характеристик, учителю-предметнику, предоставляется слово (Наталия Сергеевна)

Как педагогически воздействовать на ребенка через преподавания своего предмета каждый из вас хорошо знает. Я лишь напомню, как осуществлять психологическую поддержку ребенка

Для этого необходимо:
• Опираться на его сильные стороны.
• Избегать подчеркивания промахов.
• Показывать, что Вы довольны Вашими учащимися.
• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому учащемуся Вашего класса.
• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
• Знать обо всех попытках обучающегося справиться с заданием.
• Уметь взаимодействовать с ребенком.
• Позволять учащемуся самому решать проблемы, где это возможно.
• Принимать индивидуальность каждого ребенка.
• Проявлять эмпатию и веру в учеников.
• Демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством:
• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);
• высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
• совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

В качестве общего направления работы с гимназистами на этапе адаптации к школе педагогический коллектив развивал у учащихся адекватную самооценку и уровень притязаний, уверенность в свои способности, мотивацию достижения успеха и постоянно создавал ситуацию успеха в образовательном процессе, способствовал повышению степени эмоциональной включённости родителей в дела ребенка. Мы убеждены: спех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

В качестве конкретных рекомендаций мы предлагаем следующее:


  1. Продолжить разрабатывать социально-психологический портрет класса с целью прогнозирования развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося и формирование стойких ценностей и идеалов.

Ответственный:

Педагог-психолог,

Кл. руководители 1-го, 5-го классов

  1. Продолжать методическую работу с учителями-предметниками с целью раскрытия возрастных психологических особенностей обучающихся, которые определяются такими факторами как: формирование самосознательности, чувство взрослости, содержание и характер учебной деятельности.

Ответственный:

Администрация,

Педагог-психолог,

  1. Социальному педагогу обеспечить поддержку комфортного морально-психологического климата в классном коллективе; сохранение и укрепление физического здоровья детей, исключая любые факторы, которые могут негативно влиять на психологическое состояние ребенка.

Ответственный:

Социальный педагог

  1. Разработать программы кореккционно-развивающих и профилактических работ с обучающимися, которые нуждаются в психологической поддержке.

Ответственный:

Педагог-психолог

5. Провести конкретные формы воспитательной работы в рамках решения конференции. Помочь учащимся развивать и реализовывать свои способности.

Ответственный:

Кл. руководители 1-го, 5-го классов

6. Разработать индивидуальную стратегию педагогического сопровождения конкретных обучающихся и обеспечить их дальнейшую реализацию.

Ответственный:

Учителя-предметники

Ничего в нашей жизни личной или профессиональной не бывает постоянным, один период сменяет другой, и наступает опять адаптация к новым условиям, хорошо это или плохо зависит только от нашего восприятия

Проективный тест «Дорога к дому»

Воображайте первое, что приходит в голову.

Представьте себе, что идёте вверх по дорожке - к дому. Не к Вашему дому, а к абстрактному Дому, дому - вообще.

  • Четко представьте эту дорогу, эту тропинку.

  • Вы свободно зашли в дом.

  • Осмотрите дом снаружи и изнутри.

  • В доме Вы нашли две вещи.

  • Ключ.

  • Рассмотрите ключ. От чего этот ключ? Где Вы его нашли? К чему он подходит?

  • Далее в доме Вы находите

  • Чашку.

  • Опишите чашку. Опишите Ваши возможные манипуляции с чашкой. Что в ней?

  • Выйдите из дома.

  • Выйдите из задания.

  • Вернитесь в реальность.

  • Что Вы унесли из дома? Ничего? Ключ? Чашку? Что-то ещё?

Итак, ключ к тесту

Дорога к дому - это Ваше Прошлое. Изогнутая она ли прямая? Грязная или чистая? Труднопроходимая или легкопроходимая? В лесу или в чистом поле? Городская или сельская? («ближе к природе» или «скованная ограничениями» - соответственно?)

Дом - это Вы. Дом Снаружи - это то, что Вы показываете людям. Дом Внутри - это то, чем вы являетесь (или хотите являться) но не показываете большинству.

Ключ - это ум, интеллект, Знание. Это Ваше отношение к Знанию, к Познанию.

То, как Вы манипулируете с ключом показывает, как Вы пользуетесь своими знаниями.

То, где Вы находите ключ, показывает, где Вы черпаете знания. Внутри дома (внутри себя) или снаружи под ковриком (внешняя информация).

Чашка - это любовь, чувственная сторона жизни.

Если после окончания упражнения Вы что-то выносите из дома, это означает, что именно этого Вам сейчас не хватает больше всего. Не хватает настолько, что Вы готовы это «вынести»...

Обычно никто ничего не выносит... такая острая нехватка - редкость.

И ещё...

В тесте нет ничего случайного. Самые глупые и неуместные ассоциации - являются самыми надёжными.

© 2010-2022