Психокоррекционные упражения для повышения обучаемости

Представленные в данной работе психофизиологические коррекционные упражнения предназначены для улучшения психоэмоционального состояния и повышения обучаемости как детей, так и взрослых. Многие наши способности в процессе обучения не раскрываются полностью. Эти способности есть у нас на самом деле, но они как бы «заблокированы», закрыты. Предлагаемые психофизиологические упражнения способствуют раскрытию заблокированных способностей в сфере зрительного, слухового и кинестетического восприятия инф...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Представленные в данной работе психофизиологические коррекционные упражнения предназначены для улучшения психоэмоционального состояния и повышения обучаемости как детей, так и взрослых. Многие наши способности в процессе обучения не раскрываются полностью. Эти способности есть у нас на самом деле, но они как бы «заблокированы», закрыты. Предлагаемые психофизиологические упражнения способствуют раскрытию заблокированных способностей в сфере зрительного, слухового и кинестетического восприятия информации при обучении, способствуют снятию стрессов в процессе обучения. Благотворное действие психофизиологических упражнений на организм не подвергается сомнениям со стороны ученых и никем не отрицается.

В последнее время после проведения целого ряда исследований по изучению состояния здоровья школьников, выявивших явное неблагополучие в этой области, все больше специалистов как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей и подростков с системы здравоохранения на систему образования. Особое отношение к здоровью детей диктуется многими обстоятельствами. Подчеркнем лишь некоторые из них.

Первое. Дети и подростки - наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. Они уязвимы не только физически, но и психически, эмоционально. Они первыми драматично реагируют на неблагоприятные социальные изменения в обществе. И этой реакцией может стать ухудшение здоровья.

Второе. Дети и подростки не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья. Эту ответственность должны нести родители и школа.

И, наконец, третье. Становится общепризнанным фактом, что современные школьники испытывают при учебе повышенные психические нагрузки. Они не имеют ни той свободы выбора, которой обладают взрослые, планируя свою деятельность, ни той психической устойчивости, которая складывается в старшем возрасте.

Психическая нагрузка - это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и процессам человека в процессе деятельности. В современной школе психические нагрузки на школьников часто чрезмерны, они не соответствуют адаптивным возможностям детского организма и вызывают психическую перегрузку у детей и подростков.

Психическая перегрузка - это действие превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека психической нагрузки, при которой включаются резервные механизмы поддержания гомеостаза, то есть развивается состояние стресса.

Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.

Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена. К сожалению, никто в настоящее время не учит школьных учителей специальным методам работы с психически неуравновешенными и эмоционально неустойчивыми детьми. Даже профессиональные дефектологи испытывают дефицит методических приемов для работы с детьми и подростками, находящимися в состоянии психоэмоционального стресса. Однако сама жизнь заставляет школьных учителей считаться с тем, что дети в состоянии эмоционального стресса значительно хуже воспринимают учебный материал, чем это предусмотрено программой обучения, и искать способы снятия эмоционального стресса для повышения качества усвоения учебного материала.

Мы рекомендуем описанные нами упражнения для проведения их учителями во время уроков в самых разных классах. Эти упражнения не заменяют тренировочных упражнений спортивной или физкультурной направленности, они дополняют их. Психофизиологические упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения не только со школьников, но и с самого учителя. Последнее обстоятельство представляется нам особенно ценным: а именно то, что учитель при проведении этих упражнений во время урока сам получает эмоциональную разрядку и улучшает свое самочувствие. Предлагаемые упражнения расширяют возможности официальных школьных 5-минутных «физкультминуток», которые обязательно должны проводиться во время уроков со школьниками с 1-го по 8-й класс включительно согласно санитарным правилам и нормам для общеобразовательных учреждений. Они хорошо дополняют те варианты упражнений, которые рекомендованы в санитарных правилах. Но особенно мы рекомендуем проведение данных упражнений для классов с повышенной психоэмоциональной и учебной нагрузкой. В частности, эти упражнения хороши для гимназических классов и для классов коррекционно-развивающего обучения, а также для старшеклассников в период особенно напряженной учебы в конце четверти и года, перед экзаменами и в период сдачи экзаменов.

Упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом по усмотрению учителя. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья для учащихся, посещающих школу, нет.

ОПИСАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


Упражнение «Лобно-затылочный обхват». Предназначено для самостоятельной настройки на любой вид деятельности, на успешное усвоение новой информации и для снятия психоэмоциональных стрессов.

Выполнение: На голову накладываются обе руки. Можно делать это упражнение самостоятельно, но в более тяжелых случаях будет эффективнее, если руки будет накладывать кинезиолог, близкий человек или просто человек, которому вы доверяете. Обнаружено, что при такой позиции уменьшается острота эмоциональных переживаний, что позволяет более легко снимать стресс, чем без наложения рук на голову. Дыхание при выполнении этого упражнения следует делать глубоким, равномерным (без задержек). Особенно это важно для снятия стресса. Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки.

Могут быть различные варианты использования этого упражнения:

Настройка на работу. Положить одну ладонь на лоб, а другую на затылок (над затылочными буграми). Выбор рук произвольный. Вслед за ведущим или самостоятельно повторять следующий текст: «Все плохое у меня - позади. Все хорошее - впереди. Я полностью присутствую здесь и сейчас, всеми своими мыслями. Я полностью присутствую на уроке. Я спокоен и внимателен. Я хорошо себя чувствую. Я хорошо понимаю учителя. Я хочу получить пользу от этого занятия. Я готов к работе». Повторить 2-3 раза.

Снятие стресса. Для снятия эмоционального стресса подобным же образом в лобно-затылочной позиции на фоне равномерного глубокого дыхания «продумывается», вспоминается или представляется любая отрицательная жизненная ситуация, вызывающая стресс. Ситуацию не следует анализировать, а только воображать ее течение. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2-3 раза.

2. Упражнение «Точки пространства» Предназначено для лучшего восприятия зрительной (визуальной) информации.

Выполнение: Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к точке над верхней губой под носом (точка VG-26 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки - к копчику (окончание позвоночника). Дыхание произвольное. Держать так в течение 30 секунд. Поменять положение рук и повторить упражнение.

3. Упражнение «Точки равновесия» Предназначено для гармонизации мыслительной деятельности и усиления концентрации внимания.

Выполнение: Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к точке за сосцевидным отростком (за ухом), а ладонью другой руки накрыть область пупка. Держать в течение 30-45 секунд. Дыхание произвольное. Перенести пальцы на другую сторону головы. Держать столько же. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. Упражнение «Массаж трех зон» («Кнопки мозга») Предназначено для объединения восприятия разных частей тела и достижения целостного психического восприятия своего организма.

Выполнение: 1) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Расставленными пальцами другой руки провести легкий массаж «подключичных ямок» с двух сторон от грудины (точки К-27 по акупунктурной классификации). Массировать 30-60 секунд. Поменять положение рук и повторить упражнение.

2) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Пальцами другой руки провести легкий массаж «губных точек». Одна точка находится под носом над верхней губой, другая - в ямке между нижней губой и подбородком (точки VG-26 и VC-24 по акупунктурной классификации). Массировать точки 30-60 секунд. Поменять положение рук и повторить упражнение.

5. Упражнение «Знак бесконечности» Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз - основные. Не спешите. Выполнение:

1) Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности: «∞» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно - именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.

2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.

3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.

4) Рекомендуется выполнить упражнение еще раз. Повторить все три предыдущих этапа с максимальной амплитудой движений. Расставить ноги, сгибать их в коленях и тянуться руками во время рисования фигуры «» как можно дальше. Не спешить, движения делать плавно. Цель упражнения - включить в действие как можно больше мышц.

5) Дополнительный вариант этого же упражнения. Проводится, в целом, так же - в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх влево.

6. Упражнение «Перекрестно-параллельная ходьба на месте» Предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Достижение лучшей интеграции (объединения в единое целое) двух полушарий головного мозга обеспечивается путем их поочередного функционального разъединения и объединения при выполнении то параллельных, то перекрестных движений. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот. Выполнение:

1) «Перекрестные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки - до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8-12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные заранее на бумаге или на классной доске две перекрещенные линии в виде косого креста (буквы «Х»): Х .

2) «Параллельные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки - до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8-12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на классной доске две вертикальные параллельные линии: || .

3) Повторить «перекрестные движения». Именно перекрестные движения обеспечивают интегрированное состояние головного мозга, поэтому следует заканчивать упражнение перекрестными движениями.

© 2010-2022