ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПОДРОСТКОВ

Организация тренинговой группы для помощи подросткам, у которых возникли трудности в общении со сверстниками, родителями, преподавателями и другими людьми. Научить подростков так общаться с другими людьми, чтобы это приводило к конфликтным ситуациям, приносило меньше переживаний самому подростку. Некоторые подростки в силу определенных обстоятельств были лишены активного общения со сверстниками и испытывали дискомфорт, оказавшись в компании сверстников.   Программа данного тренинга направлена на...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алматинский колледж полиграфии














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТРЕНИНГА

ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

ПОДРОСТКОВ

Калиниченко Е.Д.



Алматы, 2013

Обшая идея тренинга

Организация тренинговой группы для помощи подросткам, у которых возникли трудности в общении со сверстниками, родителями, преподавателями и другими людьми. Научить подростков так общаться с другими людьми, чтобы это приводило к конфликтным ситуациям, приносило меньше переживаний самому подростку. Некоторые подростки в силу определенных обстоятельств были лишены активного общения со сверстниками и испытывали дискомфорт, оказавшись в компании сверстников.

Цель данного тренинга

Программа данного тренинга направлена на развитие у подростков недостающих им навыков общения, на обсуждение с ними проблем отношений с людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, проблем конфликтов.

Используемые средства: групповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках и т. д.

В групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они учатся формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, критиковать точку зрения других, не переходя на «личности».

После каждой игры проводится обсуждение. Участник делятся

впечатлениями о том, как они себя чувствовали в тот или иной роли, мотивируют свои поступки. Это дает возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнера.

Игры на интенсивное физическое взаимодействие служат для усиления интереса учащихся, повышения работоспособности, снятия напряжения, отдыха, улучшение взаимоотношений в группе. В некоторых случаях эти упражнения могут быть непосредственно связаны с темой занятия и использоваться в качестве рабочих.

В данную программу помимо различных игр и групповых дискуссий входят и мини-лекции. По мнению Т. Яничевой, «сообщение в доступной форме о тез или иных психологических закономерностях, феноменах, свойственных людям вообще с одной стороны, может снять страхи, волнения, тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, а с другой стороны - повысить чувство уверенности в себе, если теоретическое отступление подтверждает догадки и предположения самого подростка».

Форма проведения

Данная программа состоит из 10 занятий, каждое их которых длится два с половиной часа. Встречи проводятся два раза в неделю. Помещение для занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу. На некоторых занятиях допускается отработка полученного навыка вне группы (с незнакомыми людьми).

Группа состоит из 10-15 человек. Учащиеся набираются из разных групп и разных курсов обучения. В основном - это подростки, у которых имеются те или иные проблемы общения.

Форма промежуточного и окончательного контроля

В качестве промежуточного контроля используются устные отчеты участников (рефлексия) в конце занятия и во время чаепития: отмечаются основные сложности, что понравилось и т. д.. Это дает участникам возможность осознать свои успехи, изменения, если таковые произошли, наметить некоторый план применения этих достижений в дальнейшем, а также дает возможность ведущему контролировать эффективность тренингового процесса.

Для окончательного контроля использована методика «Самооценка», включающая 16 шкал:

1. сильный - слабый

2. уступчивый - упрямый

3. замкнутый - открытый

4. зависимый - независимый

5. черствый - отзывчивый

6. нерешительный - решительный

7. безответственный - добросовестный

8. неуверенный - уверенный

9. самостоятельный - несамостоятельный

10. невезучий - везучий

11 .нелюбимый - любимый

12.глупый - умный

13.несправедливый - справедливый

14.неблагополучный - благополучный

15.невозмутимый - раздражительный

16.нечувствительный - эмпатийный




ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Занятие 1

Цель занятия: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство подростков друг с другом и с руководителем группы, установка правил работы в группе; предложение программы занятий.

План занятия. Введение имени. Рассказ участника о своем имени. Руководитель тренинговой группы просит участников группы рассказать (показать, как-то выразить для группы) историю - быль или небыль, которая связана с его именем, так чтобы его легко было всем запомнить. (При этом все участники знают, что они могут выбрать вымышленное имя, псевдоним). Помощь ведущего заключается в том, что он предлагает вводить имя действенно и эмоционально. После знакомства ведущий рассказывает о целях программы. Кратко перечисляет темы занятий. Акцент делается на помощи в решении проблем подростков, развитии навыков общения, уверенности в себе. Вопрос кучащимся: « О чем бы Вы хотели поговорить на занятиях?» Ведущий ведет запись ответов на доске.

Упражнение на «интенсивное физическое взаимодействие»

Игра «Меняются те, кто...»

Группа сидит на стульях в круг. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он -водящий. Водящий должен объявить, кто будет, меняться местами. Например, он говорит: «Меняются местами те, кто в черных ботинках». Все, обладающие указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из группы. Водящий во время обмена местами должен успеть занять чье-то временно освободившееся место. Участник, который остался без стула, становится водящим.

Представление. Группа разбивается на пары, в которых каждый рассказывает о себе своему партнеру. Задача - подготовится к представлению своего партнера всей группе. При этом главное -подметить индивидуальность партнера, рассказать о нем так, чтобы остальные участники запомнили партнера. Затем все участники садятся в круг, и представление начинается.

Ритуал завершения занятия: Все встают в тесный круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят: «До свидания, МЫ».

Занятие 2.

Цель занятия: Продолжение знакомства с учащимися, повышение групповой сплоченности, научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

Приветствие. Каждый по очереди произносит свое имя, но с разной интонацией, задача - не повторится.

Проверка запоминания имен. Доброволец встает в центр круга. Руководитель просит участников встать и повернутся спиной к добровольцу.

Задание. Надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена добровольцу известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты...». Если имя названо верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться и сесть.

После этого проводится помощь тем, кто не запомнил все имена.

Игра «слепой - поводырь». «Слепой» закрывает глаза. Задача «поводыря» - провести «слепого» по зданию, где проводится тренинг (оберегая своего «подопечного», предупреждая о поворотах, лестницах т. д.), предложить объекты для отгадывания - «что это?». Затем участники меняются ролями.

При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.

Обсуждение с участниками, что им мешает быть искренними с другими людьми?

Игра «Японская машинка». Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему присваивается номер «ноль», он может принимать участие в упражнении, но может только начинать его и задавать темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «один» - хлопок в ладоши, на счет «два» - щелчок пальцами рук и т. д. Одновременно с хлопком ведущий начинает игру, произнося свой номер: «ноль». На щелчок - он называет номер игрока, который должен продолжить игру дальше. Например: «ноль - один». При этом участники, приглашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать свое приглашение взглядом.

Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает

игру, продолжая однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, н/р: «третьего нет», и продолжает игру.

Ошибками считаются:

1. сбой темпа

2. неправильное называние своего номера

3. неправильное называние номера партнера

4. приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет)

5. приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом.

Возможны пути усложнения упражнения: ускорение темпа, изменение направления расчета участников, расчет нечетными цифрами или буквами. Игра прекращается, когда в кругу остается 2-3 участника.

Это задание, прежде всего, на собирание внимания. Невозможно выполнить все требования игры, не сосредоточившись на ее условиях, на ситуации «здесь и теперь». Кроме того, это задание - на умение ориентироваться в окружающих условиях (выбывшие игроки), в ситуации ограниченного времен (заданный темп) и, наконец, это задание - на установление контакта между членами группы. Наблюдая за выполнением упражнения, можно выделить лидеров группы, пары, «отверженных». Интересно также проследить за интонациями, с которыми называются номера. Упражнение «Просьба». Спросить участников, когда они просили кого-то о чем-то, какие при этом возникали сложности, почему? Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?

При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им удалось это, попросить продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплементов, оригинальность, находчивость и т. д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии?

Занятие 3.

Цель занятия: знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения. Приветствие. «Привет, ты представляешь...». По очереди каждый участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи, произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь...» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то смешное и интересное.

Упражнение «Зеркало»

Группа разбивается на пары «ведущий - зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями. Проводится групповая дискуссия. «Какими способами мы общаемся?» Вывод о том, что общение может быть различным, возможно и без слов, о необходимости быть внимательным к невербальным элементам общения. Рассказ ведущего о культурных различиях в языке жестов и поз.

Упражнение «Разговор через стекло»

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание по попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснит у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот, участники пытаются договорится между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. Обслждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, эгли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.

Упражнение. «Разговор без слов». Группа делится на две половины: одни участники сидят на стульях в кругу, другие стоят у них за спинами. Его задача - одними глазами, без слов, договориться с кем-то из сидящих и переменить его на свой стул так, чтобы этого не заметил «напарник» сидящего, задача которого - задержать своего «подопечного» (без грубой физической силы).

Ломашнее задание: понаблюдать за различными в использовании элементами невербальной коммуникации разными людьми и в разных ситуациях.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжение отработки навыков использования невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта.

Приветствие.

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение «Шарады»

Один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.

Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях»

Участники разбиваются на пары. Им предлагают побеседовать на любую заданную тему, но при этом в начале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Проводится обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?

Упражнение «Путаница» Участники крепко берутся за руки, образуя кольцо. Группа начинает запутываться до тех пор, пока не сможет сделать больше никаких действий по запутыванию. Ведущий распутывает группу, После игры участникам дается возможность рассказать о своих переживаниях, появившихся в ходе игры.

Задание на дом.

одойти к незнакомым людям с любым вопросом (который час? как пройти куда-либо?), при этом устанавливать различные дистанции, наблюдать, как реагируют люди на вторжение в их зону психологического комфорта.

Занятие 5

Цель занятия: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

Упражнение-тест «Умеете ли Вы слушать?»

Зачитывается короткий текст один раз и как можно быстрее утверждения, следующие за ним, оцениваются как истинные или ложные.

Текст

Торговец, только что выключил свет в магазине, когда появился какой-то человек и потребовал денег. Владелец открыл кассу. Содержимое кассы было собрано, и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно.

1. Человек появился сразу после того, как владелец выключил свет в магазине.

2. грабитель не потребовал денег.

3. владелец магазина собрал содержимое кассы

4. в кассе были деньги, но не сказано, сколько.

5. в событиях принимал участие полицейский.

Ответы:

1. ложно, так как «торговец» не обязательно «владелец магазина».

2. истинно, так как не сказано, что «человек, который потребовал денег», и «грабитель, который поспешно скрылся», - одно и то же лицо.

3. ложно, так как не сказано, кто именно собрал содержимое.

4. ложно, так как «содержимое кассы» - не обязательно деньги.

5. ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа.

Обсуждение результатов. Отмечаются наиболее успешные участники.

Упражнение «Зеркало»

Группа разделяется на тройки: рассказчик - наблюдатель -слушатель.

Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель старается применить навыки слушания, наблюдатель по окончании упражнения сообщает, насколько это удалось слушателю. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение результатов. Отмечаются наиболее успешные участники.

Домашнее задание. Попытаться применить в разговоре с родителями умение активно слушать. На следующем занятии сообщить результаты.

Занятие 6

Цель занятия: знакомство с этапами разговора, выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор.

Обсуждение способов начинать разговор в разных ситуациях. Как показать желание поддержать или прервать нежелательный разговор?

Упражнение «Разговор»

В центре группы двое добровольцев, один из участников пытается начать разговор, а другой поддержать его или отказаться от него.

Обсуждение результатов: выводы о том, как лучше начинать разговор в разных ситуациях и как его завершать.

Упражнение « Начальник и подчиненный»

Условия для участников. «Вы приходите и должны узнать, когда пойдете в отпуск. Начальник уже решил, но по каким-то причинам не хочет говорить раньше времени». Группа разбивается на пары - один участник - «начальник», другой - «подчиненный», затем они меняются ролями.

Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие Группа в полном составе сидит на стульях в круг. Руководитель объявляет: «Сейчас, по моей команде, мы закроем глаза и поменяемся местами с кем-то кто сидит напротив нас. Присмотритесь к тем, кто сидит напротив вас. Выберете именно его, запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли. Упражнение «Захват инициативы в диалоге» Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постарается как можно быстрее переключить собеседника на свою тему.

Обсуждение результатов упражнения.

Занятие 7

Цель занятия: знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность», «агрессивность», различение

демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения, выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Попытки изобразить поведение уверенного в себе человека.

Упражнение «Скала»

Участники становятся в одну линию и изображают скалу, каждый из участников пытается эту скалу «одолеть», а «одолев» сам становиться «скалой». При этом оступившийся участник выбывает из игры.

Упражнение «Гости» («День рождения») Каждому из госте вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать. Среди всех ролей есть уверенный в себе человек, агрессивно настроенный и неуверенный в себе человек. Обсуждение упражнения. Группа отгадывает, какие типы поведения были предусмотрены.

Групповая дискуссия. Обсуждаются вопросы: приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе?

Упражнение «Начальник - сотрудник - подчиненный» Участники работают в парах. Задача - обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения:

- уверенно, ставя себя выше,

- уступая собеседнику, как бы подчиняясь

- с чувством собственного достоинства, но без вызова. Домашнее задание: в разговоре понаблюдать, в каком из

трех состояний находится ваш собеседник.

Задание 8

Цель занятия: знакомство с понятиями манипулирования и группового давления, с видами группового давления, с видами группового давления, начало отработке навыка сопротивления групповому давлению.

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Разожми кулак»

Упражнение проводится парами. Один сжимает кулак, другой старается его разжать (руки и пальцы не ломать!), по окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.

Обсуждение ситуаций, когда нас пытаются заставить что-то сделать.

Выводы о способах заставить человека что-то сделать. Введение понятия манипулирования, группового давления.

Дискуссия о видах группового давления.

Выполнение упражнения. Доброволец в центре группы, которая пытается заставить его что-то сделать. Он старается уверенно отказать. При этом сам учащийся или вся группа оценивает, какой из видов давления использовался (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т. д.).

Упражнение «Перетягивание каната»

Группа разбивается на пары. Игроки берут воображаемый канат, и по команде, начинается его «перетягивание» до тех пор, пока один не выигрывает (проигравший может упасть, показывая проигрыш). Ведущий напоминает о том, чтобы перетягивающие, по очереди выигрывали и проигрывали.

Упражнение

Группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем меняются ролями. Примеры заданий: уговорить встать, поменяться местами, пойти в кино, прогулять урок и т.д.

Затем каждая пара сообщает, удалось ли участникам отказаться, и какой способ отказа использовался:

- просто сказали «нет», не споря и не объясняя причины, на все уговоры и давления продолжая говорить «нет»,

- объяснили причину отказа,

- предложили сделать что-то другое,

- попытались убедить партнера отказаться от нежелательного действия и т. д.

Групповая дискуссия на тему: «Когда и почему необходимо сопротивляться давлению и отстаивать свое мнение». Домашнее задание: понаблюдать, какие из способов давления чаще всего используете вы сами, ваши друзья и близкие. Понаблюдать за способами, при помощи которых разные люди говорят «нет»

Занятие 9

Цель занятия: знакомство с понятием критики и видами критики, отработка навыка уверенного реагирования на критику. Упражнение «Этюд на оправдание»

Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую смешную историю. История заканчивается вопросом: «Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?». Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так поступил потому, что я...»

Беседа на тему: «Какая может быть критика? (справедливая, несправедливая). Как надо и как не надо реагировать на критику. Что нужно знать, когда хочешь сделать замечание, покритиковать кого-то?»

Выводы для ведущего:

- Сначала похвали, потом сделай замечание,

- Избегай обобщенной критики, критика должна конкретной,

- Вырази свое чувство и опиши без оцнок то, чем ты недоволен,

- Старайся ограничиться конкретным вопросом и не переходи «на личности».

Упражнение в парах

Один критикует другого, партнер пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики. После упражнения необходимо дать возможность участникам поделиться своими чувствами, ощущениями. Попытаться неудачные критические замечания совместно превратить в конкретные конструктивные замечания.

Упражнение «Похвала по кругу»

Учащиеся по очереди говорят друг другу комплименты и принимают их.

Занятие 10

Цель занятия: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

Упражнение «Чемодан»

Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет товарищу в общении с людьми. Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть, чтобы жизнь его стала лучше. Затем «отъезжающему», который все это время находился в другой комнате, зачитывается и передается весь список. У него есть право задавать любой вопрос по прочитанному. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

Упражнение «Доверяющее падение»

Участники делятся на пары, один человек будет падать, другой - ловить. Ловящий чуть-чуть приседает на расстоянии примерно 9 см

позади партнера, чтобы успеть прервать падение. Падающий закрывает глаза и расслаблено падает на руки партнера, стараясь не подстраховываться во время падения. Партнеры меняются местами.

Упражнение «Фотография на память»

Ведущий («фотограф») расставляет участников группы близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определенное место.

Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке, рассказывает «историю этой фотографии». После этого «фотограф» занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. «Фотография на память» - готова.

В конце занятия ребятам предлагается анкета, а также проводится

диагностика по методике «Самооценка».









Приложение 1.

АНКЕТА

  1. Ф.И.О_________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. № группы, профессия, курс обучения______________________________

________________________________________________________________

3. Знали ли вы, что такое тренинг?___________________________________

4. Что ты ожидал (а) от тренинга?____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Соответствовало ли то, что было на тренинге твоим ожиданиям?

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что тебе понравилось на тренинге?______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что тебе не понравилось на тренинге?______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Изменились ли лично Вы (как человек, личность) за время тренинга?________________________________________________________

9. Если изменились, то что с Вами произошло_____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Кто еще из ребят, с твоей группы, с твоей точки зрения, поменялся и поменялся ли вообще?________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на тебя? На группу?___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Было ли скучно в группе? Когда?_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Было ли тебе страшно в группе? Когда?__________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время тренинга? О чем?_____________________________________________________________________________________________________________________________

15. Что из того, что Вы получили на тренинге, Вы можете использовать в повседневной жизни уже сейчас? ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Легче ли тебе стало анализировать особенности поведения окружающих тебя людей?________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Стал(а) ли ты лучше понимать себя?_________________________

18. Нужна ли была тебе такая тренинговая группа?__________________

19. Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов?_______________________________________________________

________________________________________________________________

20. Какие проблемы ты хотел(а) бы обсудить?___________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

21.3а кого в ходе тренинга ты переживал(а) особенно много?____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Что бы ты хотел(а) пожелать себе? Другим участникам тренинга? Ведущему? _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Самое важное для вас событие тренинга? Было ли оно? В чем оно заключалось?_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022